Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: изучить закономерности развития государства и церкви в России, рассмотреть государство и церковь в истории России, проанализировать государство и церковь в условиях российской ментальности, изучить способы взаимодействия государства и церкви, рассмотреть церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России, изучить соотношение церкви и государства в политической системе России.
Введение 3
Глава 1. Закономерности развития государства и церкви в России 5
Глава 2. Способы взаимодействия государства и церкви 10
2.1 Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России 10
2.2 Церковь и государство в политической системе России 16
Глава 3 Регулирование правоотношений государства и религий в современной
России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов: не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.7
Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании .
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируются (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести
в этическом плане – это
право человека мыслить и поступать
в соответствии со своими убеждениями,
его независимость в моральной
самооценке и самоконтроле поступков
и мыслей. В то же время исторически
свобода совести приобрела
В соответствии со ст. 3 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.9
В современном
демократическом государстве
Такую деятельность нельзя назвать соответствующей Конституции и закону». Более того, это порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.
Данная позиция
представляется несколько радикальной
хотя бы потому, что реально функционирующий
институт гражданского общества и должен
вмешиваться и воздействовать на
власть (в противном случае его
роль и значение для общества непонятны),
ведь по определению деятельность институтов
гражданского общества связана с
деятельностью государства (его
уполномоченных органов); они противостоят
государственному насилию по отношению
к личности или коллективу людей,
защищают и отстаивают интересы различных
социальных слоев населения. Поэтому
активное занятие Церковью некоторых
правозащитных позиций
С духовной жизнью современного общества тесно связан информационный аспект его жизни (информационный компонент гражданского общества), в основе которого лежит право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) .
Проблема, присущая православию, заключается в том, что Русская Православная Церковь в течение столетий составляла вместе с государством единую социальную систему. Одно не могло быть мыслимо и существовать отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась всем авторитетом Церкви, а сама Церковь получала от государства основные социальные гарантии и выступала в роли государственного мировоззрения, на правах его идеологии.
Далеко не случайным является тот факт, что в православии есть учение о государстве, но не существует социального учения, учения об обществе. 10
Свои основные понятия православное богословие разработало в период восточной патристики, на закате эллинизма. Если многие богословские понятия были оригинальны, то основные философские, в том числе социальные, понятия были большей частью заимствованы из эллинистической философии. В античной философии социум осмыслялся в понятии «полис». Со временем полисом стали называться крупные территориальные государства, в которых рамки свободы для самостоятельной общественной деятельности были гораздо уже. Жизнь подданных не есть жизнь граждан. Предпосылок противопоставления общества и государства тоже не возникало. Ситуация начинает меняться только тогда, когда наравне с государственной жизнью и деятельностью власти появляется активная частная социальная деятельность, не связанная с государственной, которая и объединяется понятием общества .11
Государству пришлось согласиться с тем, что оно уже не может и не должно ссылаться на божественный авторитет (как это было в средние века). Оно получает свой авторитет не от Церкви и не может быть непосредственно выведено от Бога. Следовательно, по земным законам оно должно служить всем гражданам: верующим, неверующим, инаковерующим. К тому же государство должно признавать, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны. Одного принципа демократического большинства недостаточно, ведь большинство не всегда право, поэтому компромисс является неотъемлемой составляющей демократии.12
Понятие ответственного
общества требует от Церкви, общества
и государства соответствующего
поведения и создания соответствующих
структур. Во-первых, это поддержание
диалога. Ведь Церковь получает свой
авторитет в государстве не автоматически
– только потому, что она Церковь,
а лишь в том случае, если она
предлагает то, что люди считают
полезным для благополучия своего существования.
Только в таком случае неверующий
или инаковерующий человек
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности, государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование. Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.
2.2 Церковь и государство в политической системе России
Русская православная церковь – крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации по числу своих приверженцев . После распада СССР русская православная церковь оказалась одним из немногих официально разрешенных и законодательно оформленных объединений граждан, которое не только сохранило без существенных изменений свою структуру и принципы внутреннего управления, но и значительно усилило свое положение в Российском государстве. Это усиление происходило не только благодаря увеличению количества зарегистрированных православных общин, строительству и открытию новых храмов и монастырей, улучшению экономического положения церкви (благодаря возможности вести самостоятельную экономическую деятельность), но и возможности церкви способствовать принятию политических решений институтами государственной власти РФ.
Сегодня высшие
иерархи церкви интегрированы в
политическую элиту страны, они участвуют
в работе специализированных институциональных
образований Администрации
Русская православная
церковь может рассматриваться
как институциональное
Кроме того, при
осуществлении
В политической
системе РФ Русская православная
церковь выступает и как
Государственные
институты, осуществляющие государственное
управление в рамках политической системы,
представляют собой, согласно Г. Алмонду,
совокупность установленных законом структур
общественной организации, имеющих отношение
к выработке политического курса, т.е.
правительственные учреждения – исполнительную
власть, законодательное собрание и бюрократию
. Совокупность взаимодействий между этими
учреждениями и религиозными объединениями
можно рассматривать как проблемное поле
государственно-
Отсюда возникают
две проблемные области:
Церковь является субъектом права, и на нее распространяются нормы гражданского, налогового, уголовного и прочего законодательств. Так как церкви взаимодействует с государственными институтами как религиозная организация, то ее положение в политической системе РФ регулируется и совокупностью правовых установлений, касающихся всех религиозных организаций.