Государстыво и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: изучить закономерности развития государства и церкви в России, рассмотреть государство и церковь в истории России, проанализировать государство и церковь в условиях российской ментальности, изучить способы взаимодействия государства и церкви, рассмотреть церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России, изучить соотношение церкви и государства в политической системе России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Закономерности развития государства и церкви в России 5
Глава 2. Способы взаимодействия государства и церкви 10
2.1 Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России 10
2.2 Церковь и государство в политической системе России 16
Глава 3 Регулирование правоотношений государства и религий в современной
России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

государство и церковь.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

Значительную  роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация  является светским государством. Никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной. Религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов: не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»; обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.7

Государство также  регулирует предоставление религиозным  организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками  истории и культуры, а также  в обеспечении преподавания общеобразовательных  дисциплин в образовательных  учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с  законодательством об образовании .

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируются (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести  в этическом плане – это  право человека мыслить и поступать  в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной  самооценке и самоконтроле поступков  и мыслей. В то же время исторически  свобода совести приобрела более  узкое понимание – свобода  в области религии. Она стала  рассматриваться в плане взаимоотношений  церкви и государства, а не только свободы мысли. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ свобода совести  означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и обряды и осуществлять атеистическую  пропаганду. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций  или совершению религиозных обрядов  предусмотрена уголовная ответственность (ст. 148 УК РФ). Гарантии свободы совести  и религии включают: равноправие  граждан независимо от их отношения  к религии, не допускающее ограничения  прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и  ненависти на религиозной почве; отделение религиозных, атеистических  объединений от государства; светский характер системы государственного образования; равенство религий, религиозных  объединений перед законом.8

В соответствии со ст. 3 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.9

В современном  демократическом государстве религиозные  вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге – православия, как отмечает Ю.А. Дмитриев, означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения. Таким образом, действующая Конституция пошла дальше провозглашения России светским государством, а «демократическое государство встало на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения, чего нельзя сказать о ряде представителей официальных духовных властей». И далее: «Русская Православная Церковь, при определенном попустительстве власти светской, занимает резко наступательную позицию в вопросах распространения веры, возвращения церковных ценностей и собственности, вмешивается в политическую, законодательную, образовательную сферы жизни общества.

Такую деятельность нельзя назвать соответствующей  Конституции и закону». Более того, это порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.

Данная позиция  представляется несколько радикальной  хотя бы потому, что реально функционирующий  институт гражданского общества и должен вмешиваться и воздействовать на власть (в противном случае его  роль и значение для общества непонятны), ведь по определению деятельность институтов гражданского общества связана с  деятельностью государства (его  уполномоченных органов); они противостоят государственному насилию по отношению  к личности или коллективу людей, защищают и отстаивают интересы различных  социальных слоев населения. Поэтому  активное занятие Церковью некоторых  правозащитных позиций представляется вполне естественным. Другое дело –  распространение веры путем попыток  введения соответствующего предмета преподавания в школе. Это противоречит ст. 14 Конституции  РФ и ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

С духовной жизнью современного общества тесно связан информационный аспект его жизни (информационный компонент гражданского общества), в основе которого лежит право  каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) .

Проблема, присущая православию, заключается в том, что Русская Православная Церковь  в течение столетий составляла вместе с государством единую социальную систему. Одно не могло быть мыслимо и существовать отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась всем авторитетом Церкви, а сама Церковь получала от государства основные социальные гарантии и выступала в роли государственного мировоззрения, на правах его идеологии.

Далеко не случайным  является тот факт, что в православии  есть учение о государстве, но не существует социального учения, учения об обществе. 10

Свои основные понятия православное богословие разработало  в период восточной патристики, на закате эллинизма. Если многие богословские понятия были оригинальны, то основные философские, в том числе социальные, понятия были большей частью заимствованы из эллинистической философии. В античной философии социум осмыслялся в понятии «полис». Со временем полисом стали называться крупные территориальные государства, в которых рамки свободы для самостоятельной общественной деятельности были гораздо уже. Жизнь подданных не есть жизнь граждан. Предпосылок противопоставления общества и государства тоже не возникало. Ситуация начинает меняться только тогда, когда наравне с государственной жизнью и деятельностью власти появляется активная частная социальная деятельность, не связанная с государственной, которая и объединяется понятием общества .11

Государству пришлось согласиться с тем, что оно  уже не может и не должно ссылаться  на божественный авторитет (как это  было в средние века). Оно получает свой авторитет не от Церкви и не может быть непосредственно выведено от Бога. Следовательно, по земным законам  оно должно служить всем гражданам: верующим, неверующим, инаковерующим. К тому же государство должно признавать, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны. Одного принципа демократического большинства недостаточно, ведь большинство  не всегда право, поэтому компромисс является неотъемлемой составляющей демократии.12

Понятие ответственного общества требует от Церкви, общества и государства соответствующего поведения и создания соответствующих  структур. Во-первых, это поддержание  диалога. Ведь Церковь получает свой авторитет в государстве не автоматически  – только потому, что она Церковь, а лишь в том случае, если она  предлагает то, что люди считают  полезным для благополучия своего существования. Только в таком случае неверующий или инаковерующий человек увидит, что за намерениями, идеями и целями Церкви скрывается то, что является важным также для него. В этом диалоге Церковь, общество и государство встречаются на одном уровне.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что  государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности, государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование. Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Церковь  и государство в политической  системе России

 

Русская православная церковь – крупнейшая религиозная  организация в Российской Федерации  по числу своих приверженцев . После распада СССР русская православная церковь оказалась одним из немногих официально разрешенных и законодательно оформленных объединений граждан, которое не только сохранило без существенных изменений свою структуру и принципы внутреннего управления, но и значительно усилило свое положение в Российском государстве. Это усиление происходило не только благодаря увеличению количества зарегистрированных православных общин, строительству и открытию новых храмов и монастырей, улучшению экономического положения церкви (благодаря возможности вести самостоятельную экономическую деятельность), но и возможности церкви способствовать принятию политических решений институтами государственной власти РФ.

Сегодня высшие иерархи церкви интегрированы в  политическую элиту страны, они участвуют  в работе специализированных институциональных  образований Администрации Президента, соответствующих комитетов Государственной  Думы, являются членами Общественной палаты РФ и пр. Русская православная церковь активно взаимодействует  со значительным количеством государственных  институтов. Более того, принятие целого ряда решений органами исполнительной власти практически невозможно без  их согласования с руководством церкви. С другой стороны, Русская православная церковь в России не принимает  властных и одновременно публичных  решений, т.е. таких, которые можно  назвать политическими. Решения  церкви хотя и облечены нередко в  директивную форму по отношению  к ее членам (как клирикам, так  и обычным прихожанам), тем не менее не имеют той властной составляющей, которая подтверждается возможностью применения легитимного насилия в случае их неисполнения.13

Русская православная церковь может рассматриваться  как институциональное религиозное  образование, которое взаимодействует  с государственными институтами  по широкому кругу вопросов, касающихся как правового регулирования  положения религиозных организаций, так и практических аспектов существования церкви в политической системе РФ.

Кроме того, при  осуществлении институциональных  взаимодействий с государственными институтами церковь может опосредованно  использовать ресурсы иных институтов политической системы – партий, общественных организаций и т.п. Эти негосударственные институты  могут рассматриваться как каналы косвенного влияния церкви на государственные  институты политической системы.

В политической системе РФ Русская православная церковь выступает и как носитель определенной системы ценностей, которые  во многом определяют характер институциональных  взаимодействий с органами государственной  власти.

Государственные институты, осуществляющие государственное  управление в рамках политической системы, представляют собой, согласно Г. Алмонду, совокупность установленных законом структур общественной организации, имеющих отношение к выработке политического курса, т.е. правительственные учреждения – исполнительную власть, законодательное собрание и бюрократию . Совокупность взаимодействий между этими учреждениями и религиозными объединениями можно рассматривать как проблемное поле государственно-конфессиональных отношений. Характер этих отношений изменяется со временем – функции государственных институтов претерпевают изменения, меняется и правовой контекст взаимодействий.14

 Отсюда возникают  две проблемные области: правовая, регламентирующая положение религиозных  организаций в политической системе  РФ, определяющая саму возможность  и варианты их институциональных  взаимодействий с государственными  институтами; ситуационная, включающая в себя непосредственные субъекты (конкретные государственные институты и органы управления религиозными организациями) и непосредственные механизмы их взаимодействия в данный исторический период .15

Церковь является субъектом права, и на нее распространяются нормы гражданского, налогового, уголовного и прочего законодательств. Так  как церкви взаимодействует с  государственными институтами как  религиозная организация, то ее положение  в политической системе РФ регулируется и совокупностью правовых установлений, касающихся всех религиозных организаций.

Информация о работе Государстыво и церковь