Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: изучить закономерности развития государства и церкви в России, рассмотреть государство и церковь в истории России, проанализировать государство и церковь в условиях российской ментальности, изучить способы взаимодействия государства и церкви, рассмотреть церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России, изучить соотношение церкви и государства в политической системе России.
Введение 3
Глава 1. Закономерности развития государства и церкви в России 5
Глава 2. Способы взаимодействия государства и церкви 10
2.1 Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России 10
2.2 Церковь и государство в политической системе России 16
Глава 3 Регулирование правоотношений государства и религий в современной
России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности приравнена к экстремистской деятельности. Законом установлена ответственность за такого рода деятельность, в том числе ликвидация организации, признанной экстремистской.22
В 2009г. при Министерстве
юстиции РФ создан научно-консультативный
Совет по изучению информационных материалов
религиозного содержания на предмет
выявления в них признаков
экстремизма. Совет будет рассматривать
информационные материалы, представленные
судебными, правоохранительными органами,
министерством юстиции, а также
гражданами и организациями. Заключения
Совета будут носить рекомендательный
характер и станут публиковаться
на сайте Минюста. В случае решения
о наличии в информационных материалах
признаков экстремизма
Теперь рассмотрим, как в России осуществляется диалог между Церковью и государством, какие органы созданы для этого. Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (далее именуется – Совет) является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.
В своей деятельности
Совет руководствуется
Основными функциями Совета являются: обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями; содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Для осуществления
своих функций Совет имеет
право: запрашивать и получать в
установленном порядке от федеральных
органов государственной
Комитет Государственной
Думы по делам общественных
объединений и религиозных
Комиссия
по вопросам религиозных
Комиссия не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным организациям.
Общественная палата: Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления; осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций; осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.25
Федеральные органы
государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления,
их должностные лица, иные государственные
и муниципальные служащие обязаны
оказывать содействие членам Общественной
палаты в исполнении ими полномочий,
установленных настоящим
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в России существуют государственные органы, по взаимодействию с различными религиями и исполнение предписаний большинства из них являются обязательными. Более конструктивное сотрудничество идет на местах, нежели с федеральными органами власти. Но есть и негативные стороны, во-первых, собираются данные комиссии и комитеты очень редко, чаще всего один раз в год, во-вторых, невозможно узнать что именно сделали данные комиссии, так как никаких актов или предписаний, никаких источников опубликования найти не удалось (исключая комитет в государственной думе).
В России еще существуют формы сотрудничества между основными религиозными течениями, которые способствуют межрелигиозному диалогу и выработке решений, которые потом выносятся на обсуждение при встрече с органами государственной власти.
Заключение
Низкая правовая культура населения и чиновников, подавление демократических свобод, абсолютизация централизма в организации государственной службы, недостаточно развитое самоуправление способствовали формированию бюрократического государственного аппарата. Государственно-правовые реформы направлялись только из центра, а в связи с огромными расстояниями, слабо развитыми коммуникациями и недостаточной профессиональной подготовкой большинства провинциальных чиновников, которые зачастую не понимали или не хотели понимать смысла реформ, они были во многом неудачными.
Проблема в
Российской империи долгое время
состояла в том, что судьи, прокуроры,
полицейские чиновники в силу
своего дворянского менталитета
были более преданны императору и
соображениям дворянской чести, нежели
идеалам права и правосудия. Необходим
нравственно-религиозный
Государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности, государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование. Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.
Совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и церкви позволяет Русской православной церкви выступать как объектом государственной политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций на территории РФ, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в России существуют государственные органы, по взаимодействию с различными религиями и исполнение предписаний большинства из них являются обязательными. Более конструктивное сотрудничество идет на местах, нежели с федеральными органами власти. Но есть и негативные стороны, во-первых, собираются данные комиссии и комитеты очень редко, чаще всего один раз в год, во-вторых, невозможно узнать что именно сделали данные комиссии, так как никаких актов или предписаний, никаких источников опубликования найти не удалось (исключая комитет в государственной думе).
В России еще существуют формы сотрудничества между основными религиозными течениями, которые способствуют межрелигиозному диалогу и выработке решений, которые потом выносятся на обсуждение при встрече с органами государственной власти.
Список используемой литературы