Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: изучить закономерности развития государства и церкви в России, рассмотреть государство и церковь в истории России, проанализировать государство и церковь в условиях российской ментальности, изучить способы взаимодействия государства и церкви, рассмотреть церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России, изучить соотношение церкви и государства в политической системе России.
Введение 3
Глава 1. Закономерности развития государства и церкви в России 5
Глава 2. Способы взаимодействия государства и церкви 10
2.1 Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России 10
2.2 Церковь и государство в политической системе России 16
Глава 3 Регулирование правоотношений государства и религий в современной
России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Русская православная
церковь активно участвовала
в формировании правового пространства,
регулирующего деятельность религиозных
организаций (например, представители
церкви участвовали в составе
рабочей группы Государственной
Думы для доработки проекта Закона
о свободе совести и
Одним из решений,
формализующих политику государства
по отношению к религиозным
В отличие от
государственных институтов политической
системы, не имеющих долгосрочной стратегии
по взаимодействию с церковью, у
Русской православной церкви выработана
долгосрочная концепция развития государственно-церковных
отношений. Русская православная церковь
может взаимодействовать с
Механизмы взаимодействий между государственными институтами и церковью можно условно разделить на три части: прямые институциональные; косвенные; неформальные.
Прямые институциональные взаимодействия характеризуются наличием институтов, в компетенцию которых входит осуществление этих взаимодействий. Эти институты со стороны государства могут быть либо специально организованными для подобного рода взаимодействий (например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации или Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ), либо обладать правом осуществлять подобные взаимодействия в рамках своих полномочий.
Русская православная церковь имеет иерархическое управление, и каждый из элементов этой иерархии, согласно уставу Русской православной церкви, в той или иной степени взаимодействует с государственными институтами .
Таким образом,
совокупность возможных взаимодействий
государственных институтов и церкви
позволяет Русской православной
церкви выступать как объектом государственной
политики, подчиняющимся законам, регулирующим
деятельность религиозных организаций
на территории РФ, т.е. активным, направляющим
началом, способным влиять на деятельность
государственных институтов, способствовать
изменению и модификации
Глава 3 Регулирование правоотношений государства и религий в современной России
Исходя из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и внутреннее управление самой религией. Ничего хорошего из этого не вышло, так как Церковь не смогла в полной мере выполнять наложенную на нее функцию нравственного регулятора, так как она перестала иметь для этого необходимый авторитет. И поэтому цель этой главы выяснить имеются ли условия в современном российском законодательстве необходимые, что бы религия могла свободно выполнять, как свои внутренние функции, так и функцию нравственного регулятора в обществе.
Состояние российского
законодательства в сфере религии
можно назвать в целом
Перечислим законы, которые закрепляют религиозное разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями дискриминации по отношению к религиям и к гражданину, через его религиозные взгляды:
Конституция: 1) Конституция РФ статья14: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
2) Конституция РФ статья 28: «Гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». 3) Конституция РФ статья 19: «Закреплен принцип равенства всех перед законом и судом. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». 4) Конституция РФ статья 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Конституционные нормы вложены в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах об информации, СМИ, об образовании, о культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем один из них, в котором более подробно прописаны действия государства и Церкви в отношении друг друга.18
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный закон.
Российская Федерация
- светское государство. Никакая религия
не может устанавливаться в
Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.19
Деятельность
органов государственной
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Отделение
религиозных объединений от
По просьбам
религиозных организаций
Религиозным
объединением в Российской
Религиозные объединения
могут создаваться в форме
религиозных групп и
Из данного
закона следует, что в российском
законодательстве имеются все нормы,
которые гарантируют
Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным мотивам:
Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность. Уголовному и административному преследованию, подлежат:
- дискриминация,
то есть нарушение прав, свобод
и законных интересов человека
и гражданина в зависимости
от его пола, расы, национальности,
языка, происхождения,
Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях установлена также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.26).
Также государство должно разделять деятельность религиозных объединений готовых к мирному диалогу и деятельность экстремистских организаций, что оно и делает в своем законодательстве. Согласно с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»