Государстыво и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: изучить закономерности развития государства и церкви в России, рассмотреть государство и церковь в истории России, проанализировать государство и церковь в условиях российской ментальности, изучить способы взаимодействия государства и церкви, рассмотреть церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России, изучить соотношение церкви и государства в политической системе России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Закономерности развития государства и церкви в России 5
Глава 2. Способы взаимодействия государства и церкви 10
2.1 Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России 10
2.2 Церковь и государство в политической системе России 16
Глава 3 Регулирование правоотношений государства и религий в современной
России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

государство и церковь.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

Русская православная церковь активно участвовала  в формировании правового пространства, регулирующего деятельность религиозных  организаций (например, представители  церкви участвовали в составе  рабочей группы Государственной  Думы для доработки проекта Закона о свободе совести и религиозных  объединениях, в комиссии Правительства  РФ по совершенствованию налогового законодательства и др.).

Одним из решений, формализующих политику государства  по отношению к религиозным организациям, могло бы быть принятие концепции  государственно-конфессиональных отношений, определяющей характер и механизмы  взаимоотношений между широким  спектром государственных институтов и религиозными организациями, устанавливающей  правовые границы этих отношений.

В отличие от государственных институтов политической системы, не имеющих долгосрочной стратегии  по взаимодействию с церковью, у  Русской православной церкви выработана долгосрочная концепция развития государственно-церковных  отношений. Русская православная церковь  может взаимодействовать с государственными институтами на самых разных уровнях. Это могут быть и взаимоотношения  патриарха и президента или приходского  священника и представителя какого-либо федерального министерства на местах.16

Механизмы взаимодействий между государственными институтами  и церковью можно условно разделить  на три части: прямые институциональные; косвенные; неформальные.

Прямые институциональные  взаимодействия характеризуются наличием институтов, в компетенцию которых  входит осуществление этих взаимодействий. Эти институты со стороны государства  могут быть либо специально организованными  для подобного рода взаимодействий (например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при  Президенте Российской Федерации или  Комиссия по вопросам религиозных объединений  при Правительстве РФ), либо обладать правом осуществлять подобные взаимодействия в рамках своих полномочий.

Русская православная церковь имеет иерархическое  управление, и каждый из элементов  этой иерархии, согласно уставу Русской  православной церкви, в той или  иной степени взаимодействует с  государственными институтами .

Таким образом, совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и церкви позволяет Русской православной церкви выступать как объектом государственной  политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций  на территории РФ, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Регулирование правоотношений государства  и религий в современной России

 

Исходя из истории  взаимодействия государства и религий  в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и внутреннее управление самой  религией. Ничего хорошего из этого  не вышло, так как Церковь не смогла в полной мере выполнять наложенную на нее функцию нравственного  регулятора, так как она перестала  иметь для этого необходимый  авторитет. И поэтому цель этой главы  выяснить имеются ли условия в  современном российском законодательстве необходимые, что бы религия могла  свободно выполнять, как свои внутренние функции, так и функцию нравственного  регулятора в обществе.

Состояние российского  законодательства в сфере религии  можно назвать в целом достаточно позитивным и стабильным. Основанием для подобных выводов является то, что в России нет межрелигиозного  противостояния, как нет и межэтнических  конфликтов, которые питались бы религиозными мотивациями, также, Россия – одна из немногих стран, где не только отсутствует  конфронтация между основными религиозными течениями, но и наличествует плодотворное сотрудничество между конфессиями.17

Перечислим законы, которые закрепляют религиозное  разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями дискриминации по отношению к  религиям и к гражданину, через  его религиозные взгляды:

Конституция: 1) Конституция РФ статья14: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

2) Конституция РФ статья 28: «Гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». 3) Конституция РФ статья 19: «Закреплен принцип равенства всех перед законом и судом. Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».  4) Конституция РФ статья 29: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Конституционные нормы вложены в Федеральные  Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в  федеральных законах об информации, СМИ, об образовании, о культуре, о  гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной  службе), но возьмем один из них, в  котором более подробно прописаны  действия государства и Церкви в  отношении друг друга.18

Федеральный закон  «О свободе совести и о религиозных объединениях». Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный закон.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.19

 Деятельность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  не сопровождается публичными  религиозными обрядами и церемониями.  Должностные лица органов государственной  власти, других государственных  органов и органов местного  самоуправления, а также военнослужащие  не вправе использовать свое  служебное положение для формирования  того или иного отношения к  религии.

 В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

 Отделение  религиозных объединений от государства  не влечет за собой ограничений  прав членов указанных объединений  участвовать наравне с другими  гражданами в управлении делами  государства, выборах в органы  государственной власти и в  органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других  общественных объединений.

 По просьбам  религиозных организаций соответствующие  органы государственной власти  в Российской Федерации вправе  объявлять религиозные праздники  нерабочими (праздничными) днями на  соответствующих территориях.

 Религиозным  объединением в Российской Федерации  признается добровольное объединение  граждан Российской Федерации,  иных лиц, постоянно и на  законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения  могут создаваться в форме  религиозных групп и религиозных  организаций. Создание религиозных  объединений в органах государственной  власти, других государственных органах, государственных учреждениях и  органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных  организациях запрещается. Запрещаются  создание и деятельность религиозных  объединений, цели и действия которых  противоречат закону.

Из данного  закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют невмешательство  государства в канонические дела церкви, но и невмешательство церкви в дела государства, но при этом государство  готово помогать Церкви и в экономической  области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному охарактеризовать, но в современном обществе, в светском государстве – это одна из наилучших  форм взаимодействия.20

Одновременно  российским законодательством установлена  ответственность за нарушение принципов  равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным  мотивам:

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает  совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти  или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность. Уголовному и административному преследованию, подлежат:

- дискриминация,  то есть нарушение прав, свобод  и законных интересов человека  и гражданина в зависимости  от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям или каким-либо социальным  группам (статья 136 УК РФ); воспрепятствование  осуществлению права на свободу  совести и вероисповеданий (статья 148 УК РФ); действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации (статья 282 УК РФ); геноцид, т.е. действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы (статья 357 УК РФ).21

Ответственность за нарушение законодательства о  свободе совести, свободе вероисповедания  и о религиозных объединениях установлена также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.26).

Также государство  должно разделять деятельность религиозных  объединений готовых к мирному  диалогу и деятельность экстремистских организаций, что оно и делает в своем законодательстве.  Согласно с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Информация о работе Государстыво и церковь