Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:56, курсовая работа
Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Не случайно имеет место примат международного права. Не случайно замечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных правовых актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.
Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативных правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.
Введение……………………………………………………………... 3-5
1 Понятие действия нормативных правовых актов……………….. 6-7
2 Действие нормативных правовых актов во времени...…………. 8-15
3 Действие нормативных правовых актов в пространстве……… 16-18
4 Действие нормативного правового акта по кругу лиц………… 19-21
5 Коллизии между нормативными правовыми актами, пробелы в
законодательстве…………………………………………………….
22-23
Заключение…………………………………………………………... 24
Список использованных источников…
Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента Республики Беларусь.
Указы Президента вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом указе не оговорен иной срок вступления его в силу.
Аналогичным образом
вводятся в действие постановления
Совета Министров Республики Беларусь
и иные нормативные правовые акты,
за исключением постановлений
При этом правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт или его часть автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган или должностное лицо, принявший или издавший нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта или его части на новый срок или о придании ему бессрочного характера. [18, ст. 104]
Определенный срок действия может быть установлен как для всего акта, так и для его части. Время действия акта может быть ограничено и наступлением указанного в нем события.
Немаловажное значение имеет определение времени утраты нормативным правовым актом юридической силы, т.е. времени прекращения его действия.
Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
– истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
– признания нормативного правового акта (его части) – неконституционным в установленном законом порядке;
– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Рассмотрим подробнее приведенные в норме положения.
Истечение срока на который был издан нормативный правовой акт, если этот срок был установлен – это, по моему мнению, наилучший способ его прекращения. В этом случае не возникает неясностей у правопользователей о временных границах его действия
Способ прямой отмены нормативного правового акта наиболее удобен. Он ведет к "расчистке" законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом с новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативного правового акта. Отмене устаревших нормативных правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативные правовые акты.
Далее - это фактическая отмена данного нормативного правового акта другим нормативным правовым актом принятым по тому же вопросу. Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правопользователей относительно действия того или иного документа иногда не наступает. Все-таки по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и утрачивают в настоящее время.
Наконец – это изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты.
Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативные правовые акты периода существования СССР. Вместе с тем, практически до середины 2000 годов в Вооруженных Силах Республики Беларусь продолжали применяться нормативные правовые акты периода существования СССР в той или иной сфере регулирования воинских правоотношений.
Рассматривая действие нормативных правовых актов во времени нельзя обойти вопрос обратной силы.
По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу.
Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильности правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. В соответствии с ч.1 ст.4 Гражданского кодекса Республики Беларусь акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. [24, ст. 4]
Нельзя, например, с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков выплатить его за какой-то период до этого момента
Однако, из рассматриваемого правила возможны и исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может использоваться обратная сила нормативного правового акта (обратная сила закона) – распространение действия нового нормативного правового акта на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя, произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом положение граждан ухудшаться не должно.
Обратную силу имеют также нормативные правовые акты смягчающие или отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответствен за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Основной постулат правового статуса гражданина закреплен в Конституции Республики Беларусь: "Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан".
Эти же положения закреплены и в законодательстве России. В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В ст. 57 Конституции Российской Федерации содержится прямой запрет придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. [19, ст. 54 и 57]
Наиболее характерным примером недопустимости обратной силы закона при ухудшении положения граждан является ст. 9 Уголовного кодекса Республики Беларусь: «Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.
Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.
Если действовавший во время совершения преступления уголовный закон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, но ко времени расследования уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной более строгий уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон». [25, ст. 9]
Схожие положения содержатся и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. [23, ст. 1.5]
Рассматривая вопросы действия нормативных правовых актов во времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обрат силе - на так называемом «переживании» нормативного правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.
Сходное с переживанием нормативных правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативных правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому «революционерам» и «преобразователям», как правило, приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативных правовых актах.
Например статьей 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 года «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» устанавливалось, что в случае отсутствия законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие общественные отношения, на территории Республики Беларусь применяются акты законодательства СССР, регламентирующие данные отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
В качестве примера также можно сослаться на ст. 1141 Гражданского кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 июля 1999 г. В ней предусмотрено, что глава 4 Кодекса («Юридические лица») вступает в силу со дня его официального опубликования. С этого времени коммерческие организации могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые указаны в главе 4. Между тем по ранее действовавшему законодательству юридические лица создавались и в иных организационно-правовых формах. В отношении таких юридических лиц в ст. 1141 установлены специальные правила, предусматривающие возможность продолжения их существования на протяжении определенного времени после введения в действие нового Гражданского кодекса. В этот период, до их преобразования в предусмотренные Кодексом виды юридических лиц или ликвидации, к ним применялись нормы ранее действовавшего, утратившего силу законодательства. [24, ст. 1141]
В Российской Федерации возможность переживания закона прямо предусмотрена действующим законодательством. Так, в ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации записано: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».
Таким образом, принимая во внимание обратную силу и переживание действия нормативного правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства.
Во-первых, на сроки календарного действия правовых норм, они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативного правового акта, и моментом утраты им юридической силы.
Во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.
Основные принципы действия нормативных правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных документах, в частности, в актах, составляющих Хартию прав человека. Так Всеобщая декларация прав человека устанавливает, что никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
В статье 15 Международного пакта провозглашается «Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением.
Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом установлено более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника. И в тоже время ничто не должно препятствовать преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, принятым международным сообществом.
Таким образом, действие нормативного правового акта во времени - наиболее значимый с практической точки зрения из всех параметров действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативных правовых актов во времени (внимание следует обращать прежде всего на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативного правового акта, и лишь иногда - переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям.
Информация о работе Границы действия нормативного правового акта