Границы действия нормативного правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Не случайно имеет место примат международного права. Не случайно замечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных правовых актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.
Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативных правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………... 3-5
1 Понятие действия нормативных правовых актов……………….. 6-7
2 Действие нормативных правовых актов во времени...…………. 8-15
3 Действие нормативных правовых актов в пространстве……… 16-18
4 Действие нормативного правового акта по кругу лиц………… 19-21
5 Коллизии между нормативными правовыми актами, пробелы в
законодательстве…………………………………………………….
22-23
Заключение…………………………………………………………... 24
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа моя 1 курс.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

 

Действие нормативного правового акта в пространстве означает определение территории, на которой  его нормы подлежат обязательному  выполнению. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства.

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются  в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, либо предназначены для действия за пределами страны.

В международном праве  под государственной территорией  понимается часть земного шара, которая  принадлежит определенному государству  и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т.е. которая находится под его суверенитетом. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы.

Объектами, приравненными  к государственной территории, являются военные воздушные и морские суда, независимо от их места нахождения, а также гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в открытом море, территория посольств, консульств данного государства. Что касается территорий посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом, то здесь должна идти речь не о территориальных, а экстерриториальных отношениях, т.е. об их иммунитете от юрисдикции страны пребывания.

Нормативные акты местных  органов власти и управления имеют  силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

В соответствии с положением о территориальном верховенстве как составной части государственного суверенитета нормативные правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие, т.е. обязательную силу, на всю государственную территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.

Так законы Республики Беларусь, указы и декреты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров  Республики Беларусь, различных министерств  и комитетов Республики Беларусь распространяют свое действие на всю  территорию государства.

Однако некоторые нормативные правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть. Например, отдельные нормативные акты в Республике Беларусь действуют только на территориях, находящихся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.

Решения областных, районных, городских, сельских, поселковых Советов  депутатов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие соответственно на территорию этих административных единиц.

Нормы, содержащиеся в  законах, могут иметь также и  экстерриториальное действие, т. е. применяться  и за пределами государства. В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства, как на ее территории, так и за ее пределами.

Это принцип реализован в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь».

Так, в статье 4 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» говорится, что государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств. [21, ст. 4]

Обычно на определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе акты. В случае противоречий между ними действует акт высшей юридической силы.

Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативных правовых актов в  пространстве, как возможность применения законов государства к деяниям его граждан, находящихся за границей. Такая возможность предусмотрена в законодательстве Республики Беларусь. Так, согласно ст. 6 Уголовного кодекса Республики Беларусь граждане, совершившие преступления за границей, подлежат ответственности по белорусскому законодательству, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи Уголовных кодексов государств, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление. [25, ст. 6]

Применение нормативных  правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями постольку, поскольку определенные государства сами допускают эту возможность.

Так между странами, входящими в Содружество Независимых Государств, 22 января 1993 г. заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определен порядок взаимоотношений этих стран в случаях возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами действия актов государств — членов Содружества.

Таким образом, правильное определение пределов действия нормативного правового акта в пространстве позволяет избежать необоснованного распространения норм на другие территории, их вмешательство в законотворческий процесс смежных административных субъектов.

 

 

4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ  ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ

 

Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется  общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами, т.е. граждан государства, иностранцев, лиц без гражданства, лиц, обладающих двойным гражданством, юридических лиц, функционирующих на территории государства. Но из этого правила есть исключения.

Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений.

Иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и  пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству государства пребывания.

Некоторые нормативные  правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан государства, которые находятся за его пределами.

Некоторые нормативные  акты распространяют свое действие на определенные категории лиц (военнослужащих, пенсионеров и т.д.).

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

По действующему законодательству существует две категории иностранцев на территории Республики Беларусь: постоянно проживающие и временно пребывающие. Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане - это те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства - это документ, подтверждающий личность иностранного гражданина или апатрида, получивших в соответствии с законодательством Республики Беларусь разрешение на постоянное место жительства в Республике Беларусь.

Иностранные граждане, находящиеся  в Республике Беларусь на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Республике Беларусь.

Иностранные граждане на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. В соответствии со ст.1104 Гражданского кодекса Республики Беларусь иностранцам и лицам без гражданства в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь. [24, ст. 1104]

Изъятия из принципа национального  режима устанавливаются только Конституцией, законами и международными договорами. Важной особенностью принципа национального  режима в данном случае является то, что никакими другими правами, кроме тех, которые предоставлены гражданам Республики Беларусь, иностранные граждане не обладают. Основным законом, определяющим общее правовое положение этих лиц, является Закон Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь", а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь.

Таким образом, иностранным  гражданам и апатридам гарантированы  установленные белорусским законодательством личные права и свободы: личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища и т.д.; культурные, социально-экономические права, включая право на занятие трудовой деятельностью. Причем иностранным гражданам, временно пребывающими на территории Республики Беларусь, необходимо получить для этого специальное разрешение. Полного уравнивания во всех правах иностранцев и апатридов в Республики Беларусь с ее гражданами не происходит. Такое уравнивание имеет место обычно применительно к гражданским правам.

Что касается политических прав, то иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, принимать участия в референдумах.

Также иностранные граждане и лица без гражданства не могут состоять на государственной службе, не могут выполнять обязанности по несению воинской службы.

Гражданская правоспособность иностранного гражданина в Республике Беларусь определяется белорусским законом, а не личным законом иностранца.

Вопросы дееспособности физических лиц решаются с помощью коллизионных норм. Статья 1104 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что дееспособность физического лица определяется его личным законом. Однако гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, определяется по законодательству Республики Беларусь.

К лицам, наделенным дипломатическим  иммунитетом относятся главы  государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств, консульств и некоторые другие лица в соответствии с международными соглашениями. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. В случае совершения ими преступления или административных проступков на территории страны пребывания вопрос об ответственности разрешается дипломатическим путем.

Неправильное определение  действия нормативного правового акта по кругу лиц приводит на практике к незаконному привлечению к  ответственности граждан, и как  следствие к обоснованным обращениям граждан в надзирающие и контролирующие органы.

Таким образом, определение  круга лиц, на которых распространяется тот или иной нормативный правовой акт является немаловажным звеном в  правоприминительной практике, т.к. всякая норма, прежде всего, воздействует на человека.

 

5. КОЛЛИЗИИ МЕЖДУ НОРМАТИВНЫМИ  ПРАВОВЫМИ АКТАМИ. ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Коллизия нормативных  правовых актов – это противоречие (несоответствие) норм действующих  нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

В связи с обилием  законов и иных нормативных актов  между ними часто возникают столкновения - коллизии. У законодателя в таком  случае есть выбор - оставить только одну из коллидирующих норм, поручив ей, таким образом, регулятивные полномочия, или воспользоваться коллизионной нормой. В зависимости от регулируемых коллизий различают четыре вида коллизионных норм: темпоральные (иначе - временные), пространственные, иерархические (иначе - субординационные) и содержательные.

Порядок разрешения юридических  коллизий изложен в ст. 71 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», которая определяет, что в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. [20, ст. 71]

В случае коллизии между  нормативными правовыми актами, обладающими  равной юридической силой, и если не один из них не противоречит акту с более высокой юридической  силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее.

Пробелы в законодательстве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость  регулирования которых обусловлена  сущностью и содержанием действующей  правовой системы государства, принципами и нормами международного права.

Выделяют два способа  восполнения пробелов в праве - аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона - это  разрешение конкретного юридического дела на основе норм, которые рассчитаны не на данный, а на аналогичный, родственный случай. Для этого вида аналогии характерно то, что при отсутствии правовой нормы, предусмотренной для регулирования рассматриваемого отношения, имеются и применяются нормы, регулирующие сходные отношения.

Информация о работе Границы действия нормативного правового акта