Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия, сущности и структуры гражданского общества.
Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1) проследить процесс становления и развития гражданского общества;
2) провести анализ структуры гражданского общества;
3) выделить признаки гражданского общества, его взаимодействие с такими категориями как государство и право.
Введение………………………………………………………………2
1. Становление и развитие гражданского общества……………4
2. Гражданское общество: понятие, принципы, структура…7
2.1. Понятие и признаки гражданского общества…….7
2.2. Сущность и основные принципы гражданского общества………………………………………………..11
2.3. Структура гражданского общества………………...16
3. Гражданское общество и государство………………………20
4. Гражданское общество и право………………………………..25
5. Современные представления о гражданском обществе……28
Заключение…………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….33
Итак, из приведенных выше взглядов виднейших представителей политической философии различных стран можно сформулировать следующие признаки гражданского общества:
1. Гражданское общество -
продукт исторического
2. Обязательным условием
возникновения гражданского
3. Важнейшей предпосылкой
формирования гражданского
4. Гражданское общество -
это сила, находящаяся с государством
в постоянном сложном,
5. В XX в. в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны:
- приоритет частной собственности и частнособственнических интересов;
- наличие значительного "среднего класса";
- высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно-политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп;
- своеобразный социально-психологический и политический менталитет и другие признаки.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось тем не менее для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в большинстве конституций, которые даже не содержат этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в них все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).
Обобщив и проанализировав многочисленные и разные взгляды на понятие «гражданское общество», можно сделать следующие выводы:
Гражданское общество — это свободное, демократическое, правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина8.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть9.
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения. Экономическая свобода является необходимым условием существования гражданского общества. В этом отношении экономическая свобода важна прежде всего из-за своего влияния на концентрацию и рассредоточение власти. Исторический опыт свидетельствует о прямой связи между свободным рынком и политическими свободами. Трудно найти пример хоть одного свободного в политическом отношении общества, в котором в экономической сфере не было бы заметных проявлений рыночных отношений.
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина. Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством
3) легитимность и демократический характер власти. Легитимной признается власть, пользующаяся поддержкой населения и обладающая доверием со стороны последнего для проведения в жизнь политической программы, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их изменение и обновление. Легитимность предполагает согласие, политическое участие без принуждения, т. е, повиновение, без использования силы и всех других средств, которыми располагает власть. Власть носит демократический характер при условии того, что она организованна самим народом таким образом, чтобы оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей без применения насилия в интересах самого народа, с опорой на авторитет избранных народом органов государства, и наделение народа широкими правами при равенстве всех перед законом.
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности. Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким признакам. Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом преимущества или ограничения.
Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания.
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей. Принцип разделения властей — это такая единая организация государственной власти в демократическом государстве, при которой, на основе системы сдержек и противовесов, осуществляется эффективное взаимное сдерживание и взаимный контроль высших государственных органов принадлежащих к различным ветвям власти.
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
11) существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.10
Гражданское общество - не государственно-политическая,
а главным образом
Гражданское общество начинается
с гражданина и его свободы. Само
звание "гражданин" в свое время
звучало как синоним
Гражданское общество - открытое,
демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся
общество, в котором центральное
место занимает человек, гражданин,
личность. Оно несовместимо с директивно-
Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамику развития.
Рассматривая структуру гражданского общества, выделяют три его основные сферы: экономическую, социально-политическую и духовную. Но, делая отступление, следует отметить что данная классификация носит условный характер. Так, другие авторы выделяют разнообразные сферы в отдельные структурные части, обособляя их таким образом друг от друга. В данной же работе рассматривается обобщенный вариант элементов структуры гражданского общества.
В экономической сфере
структурными элементами гражданского
общества являются: индивидуальные формы
экономической активности; коллективные
хозяйства, кооперативы, частные предприятия
и акционерные общества (промышленные,
торговые, финансовые и др.); отраслевые
союзы и ассоциации (союзы нефтяников,
газовиков, промышленников и предпринимателей,
ассоциации банков и др.). Иными словами,
это все формы и виды предприятий
и организаций, которые созданы
гражданами в области хозяйственно-
Социально-политическая сфера
гражданского общества включает в себя:
различные формы общественно-
Духовная сфера гражданского общества непосредственно связана с нравственно-духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. В этой сфере к элементам гражданского общества следует отнести наличие таких важнейших прав и свобод как свобода совести и слова. Их реализация выражается, прежде всего, в творческой самодеятельности и саморазвитии отдельных людей, их реальной возможности развивать собственные идеи и концепции, публично высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Эта сфера включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ (например, союзы писателей, художников, композиторов; научные сообщества; культурные и просветительские организации; негосударственные образовательные учреждения; церковь, религиозные организации и духовные движения).
Такова структура гражданского
общества, рассматриваемая в соответствии
с основными сферами
С этим связано второе важное обстоятельство. Структура гражданского общества имеет по преимуществу горизонтальный характер. В отличие от государства, в нем преобладают не вертикальные связи, а горизонтальные. В гражданском обществе складываются отношения (конкуренции, противоборства, а также солидарности, сотрудничества) между свободными и юридически равноправными партнерами. Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия (договора) равных субъектов (партнеров, контрагентов), являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются (например, при объединении нескольких сходных по целям региональных организаций в более крупную структуру с образованием руководящего центрального органа), но горизонтальные связи являются основополагающими и, безусловно, доминируют11.