Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия, сущности и структуры гражданского общества.
Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
1) проследить процесс становления и развития гражданского общества;
2) провести анализ структуры гражданского общества;
3) выделить признаки гражданского общества, его взаимодействие с такими категориями как государство и право.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………2
1. Становление и развитие гражданского общества……………4
2. Гражданское общество: понятие, принципы, структура…7
2.1. Понятие и признаки гражданского общества…….7
2.2. Сущность и основные принципы гражданского общества………………………………………………..11
2.3. Структура гражданского общества………………...16
3. Гражданское общество и государство………………………20
4. Гражданское общество и право………………………………..25
5. Современные представления о гражданском обществе……28
Заключение…………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

Только развитая система  вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями  способна противостоять прямому  воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия  его жизнедеятельности, а по отношению  к индивиду – предотвратить возможные  ограничения его прав и свобод. И сегодня гражданское общество во многом определяет состояние государственности. В сложное переходное время, в новой для себя ситуации, общество стоит перед альтернативой – пассивно наблюдать и без сопротивления принимать формирование нового господствующего сословия (класса) или использовать этот период для оформления силы, способной к защите своих интересов и выражению своей политической воли, созданию формальных и неформальных институтов представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.

 

  1. Гражданское общество и государство.

 

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует  так называемое «современное представительное государство», которому, в отличие  от кастовых и сословных государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты12:

1. Государство суверенно,  оно обладает верховной властью  и монополией принуждения на  всей территории страны и не  зависит от власти другого  государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника, негосударственных  организаций.

2. Государство выступает  от имени всего населения (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что  оно выражает и защищает интересы  всей страны, народа, подданных или  граждан. Государство и управление  им уже не рассматриваются  как достояние или личное дело  монарха, царствующей династии, какой-то  части общества. Официально оно  обособляется от сословий, классов  и других социальных групп,  хотя фактически проводит политику  чаще с преимущественным учетом  интересов той или иной влиятельной  части общества.

Стремление государства  представить себя как олицетворение  нации, живущей на определенной территории, обусловило восходящее еще к эпохе  позднего средневековья отождествление государства со страной, Родиной, Отечеством.

3. С развитием гражданского  общества в структуре государственных  органов появляются и устанавливаются  в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии — явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).

4. Государство имеет управленческий  аппарат, состоящий из профессиональных  служащих, чиновников, а также постоянную  армию. Создание бюрократии как  иерархически организованной системы  управления со строго определенными  функциями каждой ступени и  должности — явление Нового  времени. Основная масса служащих  и военных состоит из лиц  разной сословной или классовой  принадлежности, которые занимают  строго определенные места в  служебной или должностной иерархии  и получают содержание от государства.

5. Государство учреждает  и собирает налоги, за счет  которых создается и пополняется  государственная казна, откуда  производятся расходы на содержание  государственного аппарата и  армии. Как правило, учреждение  налогов и утверждение сметы  государственных расходов (государственный  бюджет) требует согласия представительного  учреждения.

6. Современное представительное  государство официально признает  юридическое равенство граждан  (или подданных), их права и  свободы, а также гарантии этих  прав и свобод.

Законодательное признание  юридического равенства людей на основе наделения их правами и  свободами — едва ли не главный  признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право» 13.

Важно отметить, что становление  и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства  людей, положившее начало Новому времени, — столь же глубокий переворот  в истории, как, скажем, разрушение первобытной  общины доисторического времени и переход к классово-сословному строю Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Глубокий переворот в праве состоял в замене сословного неравенства всеобщим юридическим равенством, определившим качественно новое социальное положение личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство — это не фактическое равенство, а равенство возможностей — это не одинаковость социальных статусов людей. Более того — в начальный период существования гражданского общества формальное равенство неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имело именно то, что впервые в многовековой истории человечества все люди, независимо от их социального происхождения и положения, были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

Если начало реальному  бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о  правах (Англия, США) или Деклараций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество —  это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и  дотошной административной регламентации.

При этом право признается обязательным и для правителей государства. Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для правящих и управляемых право, верховенство которого над произвольными велениями властвующих обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан судом.

Тогда же возникает представление  о конституции как не только о  законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно определяющем права  и свободы граждан (билль о  правах, декларации прав). В результате сама конституция становится соглашением  общества и государства о разграничении  сфер их деятельности (государство  — публичная власть, сфера общих  интересов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Отделение  государства от общества и обособление  общества от государства выражено в  различии их структур, принципов организации  и строения.

Всякое государство организовано как руководимая единым центром  вертикальная система, иерархия государственных  органов и должностных лиц, связанных  отношениями подчиненности и  государственной дисциплины. Постоянная и главная цель государства, его  оправдание и легитимация — охрана общества и управление им.

В отличие от государства  гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных  связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности  добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами14.

Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового  регулирования частных и публичных  отношений, а тем самым — на систему права.

 

  1. Гражданское общество и право.

Законодательное признание  юридического равенства людей на основе наделения их правами и  свободами - главный признак и  основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа  производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа  производства, подчеркивали Маркс и  Энгельс, является "просто право, равное право".

Гражданское общество основано на равном для всех законе, охраняющем общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство - это не фактическое равенство, а равенство возможностей - неодинаковость людей и их социальных статусов.

В процессе становления гражданского общества и современного государства  основным источником права Нового времени  становилось законодательство, основанное на принципах индивидуализма, отражающего  раскрепощение личности, ее освобождение от сословных, корпоративных и иных феодальных уз. В центре правовой системы  Нового времени был поставлен  именно человек, личность, а не сословно-корпоративные  образования. В связи с этим и  права человека стали рассматриваться  как естественные и неотчуждаемые. С развитием представительного  государства они подкреплялись  все более обширной совокупностью  прав граждан15.

Государственные органы и  должности создаются правом, существуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений может регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.

Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности  совершать любые сделки, кроме  запрещенных, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.

Права граждан — это  гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют  или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование права  не является обязанностью гражданина. Должностные лица и государственные  органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для достижения поставленной перед ними цели, решения задачи.

Отношения между гражданами, их объединениями, союзами строятся на началах равенства, свободы, координации. Их связи и отношения основываются на соглашениях, договорах. Должностные  лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен прямому вышестоящему начальству (органу, учреждению).

Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Должностным  лицам разрешено только то, что  вытекает из компетенции или предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности  только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные  лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные  не столько виной, сколько недостаточной  квалификацией.

Публично-правовые нормы  и отношения сохраняются от нарушений  преимущественно штрафными, карательными санкциями (уголовными, административными, дисциплинарными). Нарушение частноправовых норм и отношений должно влечь в первую очередь восстановление нарушенных прав при помощи правовосстановительных санкций и ответственности.

Амнистия и помилование, существующие в каждом государстве, могут применяться для освобождения от штрафной, карательной ответственности (или ее смягчения), но неприменимы  к отношениям ответственности правовосстановительной (если речь идет не об отказе государства от восстановления его нарушенного права).

В отношениях между частными лицами или объединениями, регулируемых частным правом, закон устанавливает  правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном  праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; он обязательно  должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или  взыскание) за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния.

 

  1. Современные представления о гражданском обществе.

Современное гражданское  общество характеризуется несколькими  признаками. Это и наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, и самоуправляемость, и конкуренция между социальными  группами, плюрализм мнений и всеобщая информированность, многоукладность  экономики, легитимность и демократический характер власти16.

Словом, это некий цивилизационный  идеал, к которому социум стремится, но который достигается не всегда и не в полной мере. Более того, «по степени зрелости в тот или иной конкретно-исторический период времени гражданское общество может быть высокоразвитым (гармоничным и прогрессивным по своей социальной и т.п. направленности) и ограниченным (закрытым, тоталитарным и т.д.) жесткими рамками государства, юридическими и неправовыми средствами, способами и методами воздействия»17. В каждой стране гражданское общество имеет свои особенности и достаточно сложный путь эволюции со своими взлетами и периодами стагнации, отступлениями от поступательного развития.

Опыт десятков стран мира убедительно свидетельствует о  том, что надежные гарантии прав и  свобод человека можно создать только обоюдными усилиями демократического правового государства и развитого  гражданского общества. Будучи сферой автономной, творческой самореализации индивидов, гражданское общество в  своих взаимоотношениях с государством способно прибегать к использованию  различных стратегий - от жесткой  конфронтации до прагматичного партнерства. Однако во всех случаях оно стремится  заставить государство быть максимально  полезным своим гражданам, ответственно служить их интересам. Чем более  зрелым становится гражданское общество, тем успешнее оно решает эту непростую  задачу. Именно в этом смысле принято говорить о гражданском обществе как фундаменте демократического правового государства.

Информация о работе Гражданское общество