Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:19, контрольная работа
Цель работы - дать характеристику полномочий Государственной Думы и Совета Федерации.
Задачи работы:
исследовать понятие полномочий Федерального Собрания РФ;
классифицировать полномочия Федерального Собрания РФ;
проанализировать содержание законодательных и представительных полномочий Федерального Собрания РФ;
изучить содержание контрольных полномочий Федерального Собрания РФ;
В-третьих, в рассматриваемую группу полномочий входит право Совета Федерации решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил страны за пределами территории России. Инициатором рассмотрения данного вопроса выступает Президент РФ, которые должен обосновать соответствующее предложение. Решение по данному вопросу принимается Советом Федерации большинством голосов и оформляется постановлением. Стоит отметить, что Совет Федерации неоднократно реализовывал данное полномочие. В частности он несколько раз давал согласие на использование контингента Вооруженных Сил РФ в Грузии, а также в Боснии и Герцеговине для осуществления миротворческих операций.
Таким образом, рассмотренная группа полномочий определяет политическую роль верхней палаты Российского парламента и отражает специфику ее социального статуса.
Вторая группа полномочий Совета Федерации связана с решением им кадровых вопросов. В соответствии с п. «ж», «з» ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора, а также освобождает от должности последнего. Кандидатуры на перечисленные выше должности предлагаются Президентом РФ. Он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора. По вопросу об освобождении Генерального прокурора Ю.И. Скуратова от должности в 1999 году возник спор о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ, переданный на рассмотрение Конституционного Суда РФ, поводом для которого стало издание Президентом РФ Указа о временном отстранении Генерального прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Конституционный Суд РФ, разрешая данный спор, пришел к выводу, что отстранение его от должности на время расследования должно составлять «компетенцию иной, находящейся вне системы прокуратуры, государственно-властной инстанции федерального уровня». Поскольку при принятии такого акта какая-либо оценка основания отстранения исключается, то Совет Федерации, как коллегиальный представительный орган, к компетенции которого отнесены вопросы, предполагающие юридическую и политическую оценку, а следовательно и возможность выбора и обоснование целесообразности вариантов решения, данный вопрос решать не может21.
К кадровым полномочиям Совета Федерации относится и предусмотренное п. «и» ст. 102 Конституции РФ право назначать и освобождать от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кроме того, Совет Федерации согласно п. «д» ст. 102 Конституции РФ назначает выборы Президента РФ.
Специальную компетенцию Государственной Думы составляют полномочия, перечисленные в ст. 103 Конституции РФ, а также некоторых федеральных законах, большинство из которых носят кадровый характер. Так, Государственная Дума дает Президенту РФ согласие на назначение на должность Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы следует рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов. Однако, как показала российская политическая практика, данное полномочие Государственной Думы носит декларативный характер. Нижняя палата парламента только единожды оказалась в состоянии влиять на формирование Правительства РФ. Речь идет о назначении премьер-министром Е.М. Примакова в сентябре 1998 года. При решении вопроса о назначении на должность Председателя Правительства РФ С.В. Кириенко, В.С. Черномырдина в 1998 году Государственная Дума вынуждена была «уступить» Президенту, оказавшись под угрозой роспуска.
Кадровые полномочия Государственной Думы составляют ее право назначать на должность и освобождать от должности председателей Центрального Банка РФ, Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. При этом, реализация данных полномочий содержит в себе и элементы контрольной деятельности парламента, что обусловлено особым статусом Центрального Банка РФ и Счетной палаты, утверждение руководителей которых служит целям обеспечения определенной подконтрольности их деятельности Российскому парламенту.
Следует обратить внимание, что, так же как и Председатель Правительства РФ, Председатель Счетной палаты РФ и аудиторы назначаются Государственной Думой по представлению Президента РФ, с учетом права Главы государства вносить одну и ту же кандидатуру этих должностных лиц неограниченное количество раз. Несколько иначе урегулирован вопрос о назначении на должность Председателя Центрального Банка России: его кандидатура также предлагается Президентом РФ, однако законодательство содержит разумное ограничение, предполагающее, что в случае отклонения Государственной Думой выдвинутой на должность Председателя Банка России кандидатуры одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.
К специальным контрольным полномочиям Государственной Думы относится принятие решения по вопросу о доверии Правительству РФ. Данный вопрос может быть поставлен как самой Государственной Думой, так и Председателем Правительства РФ. В обоих случаях решение по вопросу о доверии принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов, а результаты голосования оформляются постановлением. Президент РФ вправе не согласиться с решением Госдумы о выражении недоверия Правительству и распустить Госдуму. Но в первом случае роспуск нижней палаты парламента допускается лишь при условии, что Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.
Рассмотренное полномочие Государственной Думы также представляет собой проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, и служит стабилизирующим фактором во взаимоотношениях Президента РФ и Госдумы при решении вопроса о судьбе Правительства РФ.
Наряду с кадровыми и контрольными полномочиями Государственная дума как орган народного представительства наделена таким традиционным полномочием как объявление амнистии. Как правило, амнистия объявляется парламентом в связи с какими-либо важными датами в истории российского государства. Амнистия может объявляться и исходя из принципов гуманизма в отношении определенных социальных категорий граждан либо для достижения определенных политических и военно-политических целей.
Таким образом, наряду с общей компетенцией по реализации традиционных для парламента законодательных, представительных и контрольных функций, каждая из палат Федерального Собрания наделена специальной компетенцией, полномочия по реализации которой составляют их исключительное право. Значительная часть полномочий, относящихся к специальной компетенции, связана с решением кадровых вопросов. Однако, каждая из палат наделена и специфическими контрольными полномочиями. Наделение палат Федерального Собрания РФ специальными конституционными полномочиями свидетельствует о придании каждой из палат статуса конституционного органа.
Полномочия Федерального Собрания РФ являются неотъемлемым элементом его конституционно-правового статуса, показывают его возможности осуществлять государственную власть и выражаются в предоставлении определенного объема прав на совершение властных действий. При этом объем полномочий Федерального Собрания раскрывают его предназначение в системе органов государственной власти, то есть его функции. Парламентские полномочия, парламентские функции, наряду с предметами ведения парламента являются структурными элементами более емкого собирательного понятия – парламентская компетенция.
Характеристика Федерального Собрания РФ как многофункционального органа, имеющего разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами, предполагает наделение его разнообразными полномочиями, что обуславливает необходимость их классификации. В работе предложено три критерия для классификации полномочий российского парламента: форма правового закрепления полномочий, направления деятельности, характер выполняемых функций. Последний из названных критериев позволяет выделить полномочия, составляющие общую компетенцию российского парламента, – законодательные представительные, контрольные.
Особо важными являются законодательные полномочия Федерального Собрания, среди которых можно выделить право законодательной инициативы, обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой, обсуждение и одобрение принятого закона Советом Федерации, направление принятого закона для подписания Президенту РФ. При характеристике данной группы полномочий в работе рассмотрен вопрос о предметной законодательной компетенции, отмечено, что ее реализация палатами Федерального Собрания несколько отличается. Выявлены такие проблемы реализации законодательных полномочий как качество принимаемых законов, несоответствие некоторых из них потребностям общественной практики. При характеристике представительных полномочий отмечены различия в представительной природе нижней и верхней палат.
При рассмотрении контрольных полномочий Федерального Собрания изучены такие основные формы их осуществления как депутатский запрос, парламентский запрос, парламентские слушания, «правительственный час», парламентское расследование, отрешение Президента РФ от должности. Сделан вывод, что в настоящее время наметилась позитивная тенденция к укреплению позиций Федерального Собрания РФ в контрольной сфере, сохранение которой будет способствовать как эффективной реализации принципа народовластия в организации системы органов государственной власти в России, так и улучшению состояния в сфере исполнения законов.
Наряду с общей компетенцией каждая из палат Федерального Собрания наделяется специальной компетенцией, прямо установленной Конституцией РФ. Полномочия Совета Федерации, составляющие его специальную компетенцию, разделены в работе на две группы: полномочия, связанные с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности РФ, которые определяют политическую роль верхней палаты; и кадровые полномочия. При характеристике полномочий, составляющих специальную компетенцию Государственной Думы, отмечено, что большинство из них связано с решением кадровых вопросов. При этом нижняя палата наделена и специфическими контрольными полномочиями.
Наделение палат Федерального Собрания РФ специальными конституционными полномочиями свидетельствует о придании каждой из палат статуса конституционного органа.
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.
2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: Норма, 2007. – С. 530.
3 Парламентское право России: Учебное пособие / под ред. Степанова И.М., Хабриевой Т.Я. – М.: Юрист, 2000. – С. 31.
4 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Российская газета. 2002. № 106.
5 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 30.01.2002 № 33-СФ // Парламентская газета. 2002. № 35-36.
6 Степанов И.М., Хабриева Т.Я. Указ. соч. С.34.
7 Баглай М.В. Указ. соч. С. 531-532.
8
Статистические данные о ходе и результатах
законодательного процесса // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/
9 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2008 года «О состоянии законодательства в РФ» / под общ. ред. Миронова С.М., Барбулиса Г.Э. – М.: Совет Федерации, 2009. – С. 26-28.
10 Глотов С.А. Законотворчество в современной России: некоторые проблемы и перспективы развития (часть 1) // Представительная власть – 21 век: законодательство, комментарии, проблемы – 2006.- № 3. – С. 1.
11 Булаков О.Н. Представительные и законодательные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Право и жизнь. – 2003. - № 8. – С. 32.
12 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании ст. 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции РФ» от 12.04.1995 // Российская газета. 1995. № 78.
13 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Российская газета. 2006. № 95.
14 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22.01.1998 № 2134-II ГД // Российская газета. 1998. № 37.
15 Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 08.05.1994 № 3-ФЗ // Российская газета. 1999. № 130.
16 Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // Российская газета. 1997. № 245.
17 Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» от 27.12.2005 № 196-ФЗ // Российская газета. 2005. № 294.
18 Миронов С.М., Бурбулис Г.Э. Указ. соч. С. 61.
19 Шевердяев С.Н. Вопросы совершенствования положений Федерального закона о парламентском расследовании // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 14. – С. 8.
Информация о работе Характеристика полномочий Государственной Думы и Совета Федерации