Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:12, курсовая работа
Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических положений, связанных с иммунитетом, как правовым институтом.
Постановка указанных целей исследования выявила необходимость решения следующих задач:
- осуществление терминологического анализа понятия «иммунитет»;
- рассмотрение целей, задач и содержания правового иммунитета;
- рассмотрение целей, задач и содержания иммунитета государства.
Введение 3
Глава 1. Правовой иммунитет: исторический аспект 5
Глава 2. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты 7
Глава 3. Юрисдикционный иммунитет государства 21
3.1. Понятие юрисдикционного иммунитета государства 21
3.2. Правовая природа иммунитета государства 23
3.3. Сфера действия иммунитета 25
Заключение 27
Список используемой литературы 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Юридический факультет
КУРСОВАЯ работа
по курсу Теория государства и права, ч.2 .
на тему: Иммунитет как правовой институт.
выполнил
студент:
проверил
Дата сдачи курсовой работы: «___»________________20__г.
Дата защиты:
Оценка:___________________
2014 г.
Оглавление
Важнейшими стимулирующими средствами в информационно-психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Под правовыми иммунитетами
Иммунитеты, выступая
специфическими разновидностями льгот и
Во-первых, все они создают особый юридический
режим, позволяют облегчать положение
соответствующих субъектов, расширяют
возможности по удовлетворению тех или
иных интересов. Действительно, на это
направлены не только льготы и привилегии, но
и иммунитеты. В частности, дипломатический
и депутатский иммунитеты также выполняют
данную роль.
Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
В-третьих, являются
гарантиями социально полезной деятельности,
способствуют осуществлению тех или иных
обязанностей.
В-четвертых, названные средства выступают
своеобразными изъятиями, правомерными
исключениями для конкретных лиц, установленными
в специальных юридических нормах.
В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют
свои сугубо специфические признаки, позволяющие
выделить их в системе льгот и привилегий,
Целью настоящего исследования является анализ теоретических и практических положений, связанных с иммунитетом, как правовым институтом.
Постановка указанных целей исследования выявила необходимость решения следующих задач:
- осуществление терминологического анализа понятия «иммунитет»;
- рассмотрение целей, задач и содержания правового иммунитета;
- рассмотрение целей, задач и содержания иммунитета государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при применении правового иммунитет.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие действия по определению и сохранению иммунитета.
Методами исследования являются: общенаучный диалектический метод, а также системный, исторический, логический, сравнительно-правовой и иные частно-научные методы познания.
Методологическую основу составили системный и функциональный подходы при исследовании основных понятий. В работе были использованы конкретно-исторический, сравнительный, социологический, метод системного анализа, метод формально-юридического анализа, комплексный и другие методы научного познания.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Институт иммунитета возник в эпоху феодализма. В средневековой Европе под иммунитетом принято было понимать «привилегии крупных земельных собственников, заключавшиеся в обладании правами политической власти над населением вотчины». Иммунитет включал право суда, сбора налогов и выполнение определенных административных функций без вмешательства центральной власти.
Широкое распространение иммунитет получил уже во Франкском государстве. «...Характерная черта феодального строя в той форме, в какой он возник во Франкском государстве и затем распространился по всей Европе (за исключением Швеции, Норвегии и Финляндии), – отмечает Э. Аннерс, – заключалась в правовом иммунитете, как самого феодала, так и его чиновников. Это в той же мере относилось и к собственности церквей. Королевские чиновники даже не имели права и ногой ступить на землю феодала или его вассала. Не имели они и права вершить какой бы то ни было суд или чинить расправу и устраивать экзекуции на их земле, т. е. исполнять свои прямые обязанности по долгу и службе на этих землях. Земли феодалов и их вассалов не подлежали официальному обложению налогами»1.
Рост власти светских и церковных магнатов во Франкском государстве привел к широкой практике выдачи им от королей иммунитетных грамот. Такими грамотами светские и церковные магнаты, а также зависимые от них люди и поселенцы, ограждались от полицейской, судебной и финансовой власти графа и других должностных лиц. В этих грамотах, в частности, запрещалось вступление графа на территорию магната для поимки преступника, для суда, взыскания судебных штрафов, таможенных пошлин, для постоя, кормления и пр. Иммунитетная грамота помогала магнату именем короля освятить свою власть, утвердить свое господство над зависимыми от него людьми и поселенцами и вместе с тем обеспечить себе независимость от графской власти.
Первые дошедшие до нас иммунитетные грамоты относятся к середине VII в. Так, в «Грамоте Короля Дагоберта I Ресбахскому Монастырю» (635 г.) прямо закреплено, «чтобы никакая государственная судебная власть, ни настоящая, ни последующая, не смела входить на земли монастыря, право владения которыми когда-либо проистекало (для него) или от нашей щедрости, или от пожалований... для слушания судебных дел или взыскания чего-либо...». Согласно «Грамоте Карла Великого Мецкой Церкви» (775 г.) «никто из государственных должностных лиц не смеет входить в поместье мецкой церкви... и причинять там какой-либо ущерб, и никто из них не должен вызывать людей церкви на судебные собрания или каким-либо злым умыслом осуждать их, ни взимать судебных штрафов и пошлин, а также брать с них какие-либо кормы, но должностные лица церкви должны для каждого из упомянутых церковных людей производить правильный разбор дела и вместе с тем получать в пользу их удовлетворение от других людей на своих частных судебных собраниях, и в тех случаях, когда эти должностные лица церкви или другие люди принимают поручительства, судебные штрафы должны идти на приумножение этой обители святых; одинаковым образом, если и церковные люди выплачивали кому-либо судебный штраф за какой-либо свой поступок, то та часть судебного штрафа, на которую могла бы рассчитывать казна, уступалась церкви... И пусть иммунитет, нами пожалованный Мецкой Церкви, ее монастырям, крепостям, деревням, округам, приходам и аббатствам, будет вечно пребывать и непоколебимо соблюдаться. Подобные иммунитетные грамоты явились результатом усиления власти светской и церковной элиты во Франкском государстве, создавали для нее льготные условия, ограничивали административные и судебные возможности королевских должностных лиц.
Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность или, что то же самое, правовой иммунитет. Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.
Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.
Иммунитет - особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью.
Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.
1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.
2. Иммунитеты
призваны быть
3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
4. Названные
средства выступают
5. Они представляют
собой формы проявления
Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории.
Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие «иммунитет», - подчеркивает В.И. Руднев, - может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности: Это означает, что некоторые лица - депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности»3. «Отрицательность» иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.
Во-вторых, целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст.5 Протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст.40 Устава Совета Европы (1949 г.), «Совет Европы, представители Членов и секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст.6 Четвертого протокола к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, от 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций»4.
В-третьих, круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, а также Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, судей, прокуроров и др.
Носители иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно и четко обозначены в соответствующем законодательстве.
В литературе подчас слишком узко понимают правовой иммунитет, связывая его исключительно с лицами, занимающими те или иные должности. Например, С.В. Мирошник пишет, что «иммунитет представляет собой совокупность особых правовых преимуществ, предоставляемых в соответствии с нормами международного права и Конституцией страны определенному кругу лиц в силу занимаемой ими должности»5. Между тем существует свидетельский иммунитет, в соответствии с которым «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ч.1 ст.51 Конституции РФ). Кроме того, есть круг лиц, призываемых к выполнению государственных задач не в силу служебного положения, а в силу особых общественных обязанностей. Таким образом, иммунитеты нельзя связывать лишь с определенным кругом лиц, занимающих те или иные должности. Это более широкое понятие, которое охватывает юридические средства, содействующие осуществлению не только международных и государственных, но и общественных функций.
Обобщая сказанное, представляется возможным следующим образом сформулировать краткое определение иммунитета как общеправовой категории. Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права. На наш взгляд, наибольший интерес должна вызывать суть действия иммунитета в административном и уголовно-процессуальном законодательстве. Такой интерес обусловлен прежде всего широким спектром применения, а также тем, что и для административного, и для уголовного судопроизводства характерны достаточно жесткие санкции при наступлении ответственности и влекущие ограничение прав и свобод личности некоторые процессуальные обязанности. Поэтому наличие здесь особой «касты неприкасаемых» воспринимается большинством населения как наибольшее отступление от принципа равенства граждан перед законом и судом, закрепленного в ч.1 ст.19 Конституции РФ и в ст.4 Уголовного кодекса РФ.