Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.
Исходя из целей, ставлю перед собой задачи:
Разобраться с понятием информационная безопасность
Рассмотреть нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере информационной безопасности
Введение
Глава 1. Защита информации в Российской Федерации
§1.1 Понятие и роль информации на современном этапе развития российского общества
§1.2 Защита информации - приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России
Глава 2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности
§2.1 Нормативно-правовые основы защиты информации в Российской Федерации
§2.2 Направления развития законодательства
§3. Информационное законодательство - основной источник информационного права
§4. Правовые проблемы информационной безопасности
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Защитная реакция и превентивные меры свойственны и органам надзора в области информатизации. Стремление выхода в Интернет различных органов и организаций, что стимулируется самой жизнью, требует регулирования поведения ответственных лиц и правил, которые непременно должны соблюдать все субъекты. Новое явление порождает и новые проблемы для общества. Однако можно наблюдать тактику надзорных органов, которая сводится к применению механизмов воздействия, не адаптированных к новым условиям. Просто "закрыть" или "наказать" - мало. В данном случае имеем в виду ситуацию, которая складывается в связи с новыми формами работы публичных библиотек, специальных информационных систем. Закрыть сайт еще не означает обеспечить порядок отношений. Следует активно ставить вопрос и действовать в направлении выработки новых норм и правовых актов, соответствующих современным условиям.
Важное значение в
области информатики
Во вторых, набирают силу и акты, имеющие морально-нравственную основу. Здесь необходима тщательная работа по взаимодействию правовых и нравственно-этических норм. Это задача аналитики в области исследования социальных нормативных регуляторов, в структуре которых возможно наращивание потенциала контроля непосредственно со стороны общества. Различные кодексы чести, долга и т.п. акты следует поощрять, но при этом и контролировать, имея в виду уязвимость сферы общественного сознания, которая под любыми предлогами может использоваться заинтересованными деструктивными силами.
Достаточно чувствительной стороной состояния законодательства в области практической информатики являются проблемы процессуального значения. Это огромная область науки и практики, так как необходимы новые решения в учете, фиксации, сборе доказательств, в выработке оценки юридических фактов и их слагаемых, в понимании тонкостей работы с информацией в разных областях жизни. Процедуры и правила работы с информацией в системах государственного управления и в деловой практике частного сектора, процессуальные правила правоохранительных органов - особая область законодательства.
Важен еще один момент. Уделив внимание вопросам юридической техники в плане теории права, необходимо подчеркнуть, что это исключительная по значимости область и законотворчества. Информатика здесь дает новые инструментарии, и научиться их использовать - одна из задач юридических служб во всех структурах, принимающих решения и особенно в области создания новых нормативных актов.
Специфика сферы правового регулирования и обеспечения информационной безопасности заключается в том, что здесь необходима уравновешенность между профилактической и непосредственной работой по обеспечению безопасных условий развития сферы информатизации и информатики в целом. Профилактика осуществляется на основе правового обеспечения нормальных условий работы. Пробелы или противоречия на этой стадии порождают угрозы, проистекающие из самой системы информатизации и из среды потребителей продукции и услуг информатики. Все те недоработки в области правового регулирования и неупорядоченности организации сфер и производства информации, сфер социальной жизни обслуживания информационно-коммуникативным ресурсом, о которых уже сказано, являются источником угроз в области информационной безопасности.
Собственно сфера
Решение проблем информационной безопасности предполагает и наличие общего правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, на основе которого создаются условия нормального режима работы и отношений, исключающие или сокращающие угрозы, опасность правонарушений.
Если исходить из понимания безопасности как создание определенного состояния системы, то задача обеспечения безопасности достигается в процессе создания нормального состояния информационных ресурсов, состоянии реализации права на информацию различных субъектов, развития инфраструктуры информатизации и т.д. Следовательно, в каждом предметном направлении правового регулирования и формирования нормативно-правовой основы совмещаются задачи создания условий бесконфликтных отношений участников и одновременно условий предотвращения отступлении от нормы, выявления угроз и опасностей по каждому направлению, а также по формированию механизмов реагирования на реализуемые отступления от установленных правил. В целях анализа полноты, эффективности норм, обеспечивающих выявление угроз, правонарушений (что свидетельствует об опасности), применения мер ответственности в этих случаях в структуре направлений правового регулирования, возможно выделить "обеспечение информационной безопасности". Но в самом законодательстве обозначить границу между актами и нормами, посвященными отдельно общему регулированию отношений и обеспечению безопасности в информационной сфере почти невозможно. Каждый закон, каждый иной нормативный акт содержит нормы, обеспечивающие правила, порядок отношений, соблюдение которых создает состояние безопасности, а нарушение или отступление от них - условия угрозы или реального правонарушения. Если в организационных и технических мерах возможно выделить специально предназначенные для реализации обеспечения безопасности, защиты от угроз внутренних и внешних, то в правовых отношениях материя не поддается такому механическому разделению.
Представляется, что каждый правовой акт может быть оценен не только с позиций позитивного установления правил поведения или отношений, но и с позиций его потенциала предотвращения нарушений. Для достижения целей безопасности чаще применяются запретительные нормы, условия ограничения дозволенного. Известно, что состав правонарушений и санкции помещаются в соответствующие кодексы, нормы которых не всегда гармонизированы с нормами регулятивного характера.
Много проблем связано и с механизмами выявления, фиксации правонарушений, их расследования, с осуществлением экспертиз и судебного разрешения дел. Здесь формируется область ответственности, которую можно рассматривать как наиболее самостоятельную область правового обеспечения безопасности: пресечение нарушения, восстановление нарушенного права, выбор меры наказания и т.д. В связи с этим в области правового обеспечения информационной безопасности первостепенное значение приобретают нормы процессуального права.
Можно отметить, что эффективность законодательства определяется полноценностью его регулятивной части - той части норм, которые создают ясность у участников определенных отношений, как они должны действовать в той или иной ситуации, какими правами и обязанностями они наделены от имени государства или своего контрагента (партнера). В этих целях всякий раз необходимо знать о наличии нормативной основы для тех или иных отношений. Обращение практики к массиву действующего законодательства и подзаконных актов в информационной сфере часто завершается установлением неполноты, несогласованности, а порой и противоречивости нормативно-правовой основы.
Вопросы, связанные с информационным законодательством требуют отражения внимания государства к ряду направлений деятельности в области информатизации. Можно отметить из них наиболее очевидные.
Формирование информационных ресурсов и развитие информационной деятельности - деятельности, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой, передачей информации в самых разных организационных формах (документированная, звуковая, световая, цифровая и т.п.); деятельности по созданию средств обработки информации в электронном виде - создание программ, программного обеспечения и иных средств работы с информацией и ее транспортировкой (коммуникацией) по каналам связи, сетям в соответствии с типами организации информационных систем и сетей на основе современных технических и технологических достижений; управление качеством информационных технологий (достоверность, полнота, неуязвимость передаваемой информации и создание средств ее защиты в системах информационной безопасности); организация рынка информационных технологий. Все эти направления могут быть объединены в блок формирования специальной отрасли информатики, объединяющей проблемы создания, производства и использования средств информатизации, информационных технологий в широком понимании.
Вторым крупным блоком в системе государственного управления является деятельность по организации применения средств информатизации и информационных ресурсов в самых разных сферах социального развития.
Здесь сосредоточены проблемы информатизации экономики, экологии, здравоохранения, любых отраслей производства, науки, образования, культурно-просветительской деятельности, формирования и использования соответствующих видов и форм информационных ресурсов. Сюда же входят проблемы региональной и отраслевой информатизации и формирование специальных отраслей государственного управления в данной сфере.
Пока на уровне системы
федеральных органов
Это направление охватывает процессы информатизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их взаимодействия. Деятельность органов государственной власти - законодательных, исполнительных, правоохранительных - только и может быть продуктивной и эффективной при условии применения информационных технологий в работе аппарата каждого органа и в системе взаимодействия различных органов между собой.
Четвертый блок в сфере государственного управления в области информационных технологий составляет деятельность каждого из ведомств и государственных организаций, которые самостоятельно и с учетом своих потребностей обеспечивают процессы информационного обеспечения своей деятельности. При отсутствии должной координации на уровне федерации это направление деятельности подвержено местничеству и заканчивается неоправданной тратой средств, несовместимостью средств информатизации, в том числе и информационных технологий в едином пространстве страны.
Поддержка процессов информатизации во всех секторах хозяйства и культуры страны, во всех сферах социального развития и жизнеобеспечения; привлечение населения к новым методам работы с информацией на основе воспитания информационной культуры, переподготовки кадров и массового обучения молодого поколения работе в новых условиях. Здесь сосредоточены организационно-правовые проблемы обеспечения реализации права на информацию различных субъектов, разрешение конфликтов в области формирования и использования информационных технологий.
Все обозначенные направления государственного управления в области информационных технологий реализуются на основе создания и применения соответствующих законов и иных правовых актов, введения обязательных государственных стандартов, методик и правил.
Законом РФ "О безопасности"[9] безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Жизненно важные интересы определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условии и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.
Как уже упоминалось, Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
В соответствии с предписаниями Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):
предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
предотвращение
защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
В результате сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной сферы (см. гл.2) с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).
Информация о работе Информационное законодательство - основной источник информационного права