Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.
Исходя из целей, ставлю перед собой задачи:
Разобраться с понятием информационная безопасность
Рассмотреть нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере информационной безопасности
Введение
Глава 1. Защита информации в Российской Федерации
§1.1 Понятие и роль информации на современном этапе развития российского общества
§1.2 Защита информации - приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России
Глава 2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности
§2.1 Нормативно-правовые основы защиты информации в Российской Федерации
§2.2 Направления развития законодательства
§3. Информационное законодательство - основной источник информационного права
§4. Правовые проблемы информационной безопасности
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Примером нормы об
ответственности в Кодексе
В целом вопросы этого
направления правового
Защита открытой информации осуществляется нормами института документированной информации
Защита информации ограниченного доступа регулируются нормами: института государственной тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.
По третьему направлению Конституция РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы.
"Статья 29
4. Каждый имеет право
свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять
информацию любым законным
"Статья 33
Граждане Российской
Федерации имеют право
"Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова".
"Статья 44
1. Каждому гарантируется
свобода литературного,
2. Каждый имеет право
на участие в культурной жизни
и пользование учреждениями
"Статья 29
"3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них".
Отдельные положения конституционных норм развиваются нормами Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".
"Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов
1. Пользователи - граждане,
органы государственной власти,
органы местного
2. Владельцы информационных
ресурсов обеспечивают
"Статья 24. Защита права на доступ к информации
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательств по договору
поставки, купли-продажи, по другим формам
обмена информационными ресурсами
между организациями рассматрив
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает
споры о необоснованном
3. Руководители, другие
служащие органов государственн
Защита информационных
прав и свобод обеспечивается нормами
институтов интеллектуальной собственности,
института документированной
Примеры норм УК РФ: клевета (ст.129), оскорбление (ст.130), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), нарушение авторских и смежных прав (ст.146), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), нарушение изобретательских и патентных прав (ст.147), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст.148), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155).
Примеры норм КоАП РФ: воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии; распространение ложных сведений о кандидате; нарушение прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя; нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей"; нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов.
Примеры норм ГК РФ: компенсация
морального вреда (ст.151), защита чести,
достоинства и деловой
Заключая рассмотрение правовых проблем информационной безопасности, отметим, что информационную безопасность можно рассматривать как аспект или ракурс изучения и формирования системы информационного права, подготовки и совершенствования норм и нормативных правовых актов этой отрасли. Используя результаты исследования в области информационной безопасности, законодатель и исследователь отрасли информационного права получают дополнительные возможности совершенствования средств и механизмов правовой защиты информационной безопасности в информационной сфере. Тем самым существенно повышаются качество и эффективность правового регулирования отношений в информационной сфере.
В этой связи структура
правового регулирования
Объекты правоотношений в области информационной безопасности - это духовность, нравственность и интеллектуальность личности и общества, права и свободы личности в информационной сфере; демократический строй, знания и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.
Субъектами правоотношений в области информационной безопасности выступают личность, государство, органы законодательной, исполнительной и судебных властей, система обеспечения безопасности, Совет Безопасности РФ, граждане.
Поведение субъектов в данной области определяются предписаниями законов и других нормативных правовых актов в порядке осуществления их прав и обязанностей, направленных на обеспечение защищенности объектов правоотношений.
Права и обязанности
субъектов задаются нормами законов
и иных нормативных правовых актов,
устанавливающих правила
Ответственность за правонарушения
в информационной сфере устанавливается
в порядке: защиты нравственности и
духовности личности, общества, государства
от воздействия
Правовые механизмы защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства должны разрабатываться и внедряться в каждой из областей информационной сферы.
1. Область поиска, получения и потребления информации.
Объекты правоотношений: духовность и нравственность гражданина, общества, государства (от воздействия недостоверной, ложной, вредной информации); информационные права и свободы человека и гражданина (право на получение и использование информации); честь и достоинство гражданина (в связи с созданием и распространением недостоверной информации или несанкционированным распространением личной информации о нем).
Субъекты правоотношений: человек и гражданин, потребитель информации, редакция.
2. Область создания (производство)
исходной и производной
Объекты правоотношений: информация как интеллектуальная собственность; документированная информация как интеллектуальная и вещная собственность.
Субъекты правоотношений: человек и гражданин, авторы, пользователи исключительных прав, издатели, потребители информации, органы государственной власти и местного самоуправления, органы и системы обеспечения защиты объектов информационной безопасности.
3. Область формирования
информационных ресурсов, подготовки
и предоставления
Объекты правоотношений:
право авторства и
Субъекты правоотношений: человек и гражданин, автор, пользователь, потребитель, участники самостоятельного оборота информации.
4. Область создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Объекты правоотношений: автоматизированные информационные системы, базы и банки данных, другие информационные технологии, средства обеспечения этих объектов.
При этом, прежде всего, должны защищаться:
права авторов и собственников информационных систем и технологий, средств их обеспечения;
машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей от несанкционированного доступа;
программные средства в составе ЭВМ, их сетей, информационные системы и их сети от несанкционированного доступа;
информационные технологии и средства их обеспечения.
Субъекты правоотношений: создатели, производители, заказчики, исполнители.
Заключение
Цель курсовой работы достигнута, я осуществил целостно-логическое исследование состояния информационной безопасности в Российской Федерации.
По положениям, выносимым на защиту:
По первому положению:
информационная безопасность общества,
государства характеризуется
Основой их защищенности должна стать законодательная основа защиты государственной тайны.
Правовая наука пока не может остановиться на какой-либо определенной модели в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности и особенно исключительных прав создателей информационного и технологического продукта. Тем не менее, закон должен откликаться на коллизии в этой среде. Речь идет о том, что в процессе дополнений и изменений базового Закона и законов субъектов России необходимо уделить большее внимание означенным вопросам. Важное направление работы и области создания адекватной инфраструктуры в сфере информатики формируется вокруг создания и использования таких объектов, как информационные технологии и вычислительная техника.
По второму положению: информационная безопасность определяется способностью нейтрализовать воздействие по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне, как внедрения, так и извлечения информации.
В 2008 году только на сайт Президента Российской Федерации было осуществлено около 70 тысяч компьютерных атак. Всего же количество зарегистрированных атак на Интернет - представительства органов государственной власти Российской Федерации только в 2008 году превысило величину 630 тысяч. Все компьютерные атаки были успешно нейтрализованы средствами защиты сайтов, разработанными специалистами Центра.
ФСБ и ФСО сертифицировано 87 криптографических средств, предназначенных для защиты конфиденциальной информации, К настоящему времени у нас в стране только ФСБ и ФСО лицензировало порядка 300 организаций, которым дано право на разработку и производство средств криптографической защиты. Выдано 3500 лицензий на право распространения и эксплуатации криптографических средств защиты. При этом указанные лицензии получили организации, осуществляющие свою деятельность во всех экономически развитых регионах, и география лицензиатов охватывает всю территорию Российской Федерации.
В заключении необходимо
сказать, что информационная безопасность
России является базовой составляющей
национальной безопасности России. Она
напрямую влияет на эффективную работу
органов государственной
Информация о работе Информационное законодательство - основной источник информационного права