Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть источники права, регулирующие отношения в сфере информационной безопасности, разобраться в полноте отражения ими существующих реалий общественной жизни, может быть, увидеть пробелы в законодательстве и предложить пути их решения.
Исходя из целей, ставлю перед собой задачи:
Разобраться с понятием информационная безопасность
Рассмотреть нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере информационной безопасности
Введение
Глава 1. Защита информации в Российской Федерации
§1.1 Понятие и роль информации на современном этапе развития российского общества
§1.2 Защита информации - приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России
Глава 2. Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности
§2.1 Нормативно-правовые основы защиты информации в Российской Федерации
§2.2 Направления развития законодательства
§3. Информационное законодательство - основной источник информационного права
§4. Правовые проблемы информационной безопасности
Заключение
Список нормативных актов и литературы
1. Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.
2. Второе направление.
Защита информации и
3. Третье направление.
Защита информационных прав и
свобод личности (право на производство,
распространение, поиск,
10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
Правовую основу первого
направления правового
"Статья 29
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".
Законодатель имеет в виду, что свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации (см. содержание первого направления). Именно такие требования с точки зрения информационной безопасности должны применяться при формировании института массовой информации, учитываться при подготовке нормативных правовых актов в рамках этого института.
"Статья 41
3. Сокрытие должностными
лицами фактов и обстоятельств,
Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации.
"Статья 29
2. Не допускаются пропаганда
или агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или
Это тоже норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида.
Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Это клевета (ст.129), оскорбление (ст.130), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144), заведомо ложная реклама (ст.182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст.280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст.354).
Нормы об ответственности
за административные правонарушения содержатся
в Кодексе Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Это, например, нарушение установленного
порядка опубликования
Завершая рассмотрение
первого направления правового
обеспечения информационной безопасности,
обратим внимание на то, что защита
от воздействия
10.3. Правовая защита
информации, информационных ресурсов
и информационных систем от
угроз несанкционированного и
неправомерного воздействия
Правовую основу второго направления информационной безопасности составляют следующие информационные конституционные нормы.
"Статья 29
4. Перечень сведений,
составляющих государственную
Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц.
"Статья 23
1. Каждый имеет право
на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений..."
При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.
"Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".
Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации.
Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации".
"Статья 21. Защита информации
1. Защите подлежит
любая документированная
Режим защиты информации устанавливается:
в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
в отношении персональных данных - федеральным законом".
К конфиденциальной информации относятся:
сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
сведения, составляющие
тайну следствия и
служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
сведения, связанные с
профессиональной деятельностью, доступ
к которым ограничен в
сведения, связанные с
коммерческой деятельностью, доступ к
которым ограничен в соответств
сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
2. Органы государственной
власти и организации, ответств
3. Контроль за соблюдением
требований к защите
4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
5. Собственник информационных
ресурсов или уполномоченные
им лица имеют право
6. Собственник или
владелец документированной
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" устанавливаются права и обязанности субъектов в области защиты информации.
"Статья 22. Права и
обязанности субъектов в
1. Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица... устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации.
2. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Риск, связанный с
использованием
Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
4. Собственник документов, массива документов, информационных систем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.
5. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации".
Законом предусматривается защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.
"Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации
1. Защита прав субъектов
в сфере формирования
2. Защита прав субъектов
в указанной сфере
3. За правонарушения
при работе с
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.
Третейский суд рассматривает
конфликты и споры сторон в
порядке, установленном
4. Ответственность за
нарушения международных норм
и правил в области
Ответственность за правонарушения
по этому направлению
Информация о работе Информационное законодательство - основной источник информационного права