Институт государственных наград в системе права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы о государственных наградах в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного состояния правового регулирования государственных наград в Российской Федерации и тенденций развития законодательства о государственных наградах

Содержание работы

Введение 3
Глава .1 Институт государственных наград в системе права
Российской Федерации. 7
1.1 Понятие, содержание и значение института государственных наград 7
1.2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской
Федерации и ее субъектов в сфере государственных наград 10
1.3. Система законодательства о государственных наградах 11
Глава 2. Наградная система Российской Федерации 15
2.1. Понятие и принципы наградной системы 15
2.2. Система государственных наград 16
Глава 3. Классификация государственных наград 18
Глава 4. Защита государственных наград и статус награжденных 23
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение                   3

       Глава .1 Институт государственных наград в системе права

Российской Федерации.                    7                

1.1 Понятие, содержание и значение института государственных наград      7

1.2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской

Федерации и ее субъектов в сфере государственных наград              10            

1.3. Система законодательства о государственных наградах                           11

      Глава 2. Наградная система Российской Федерации               15

2.1. Понятие и принципы наградной системы                                   15

2.2. Система государственных наград                  16

 Глава 3. Классификация государственных наград                                     18

      Глава 4. Защита государственных наград и статус награжденных          23

Заключение                                                          27

         Список используемой литературы                                                      30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Поощрение как метод  управляющего воздействия возник  одновременно с зарождением государства.  Применяемый наряду с принуждением  и убеждением, этот метод государственного  управления способен оказывать  большое влияние на общественные  отношения, в некоторой степени  может устранять и компенсировать  негативные тенденции в развитии  социума и государства, стимулировать  социально-правовую активность граждан  и организаций.

Среди форм поощрения, установленных  и признаваемых государством, наиболее почетное место отводится государственным  наградам. В течение всего периода  существования российской государственности  ее непременным атрибутом являются государственные награды. Зародившись  как княжеские и царские пожалования  за верную службу и заслуги, российские государственные награды постепенно приобрели западноевропейские черты, сохранив отчасти и самобытный демократизм, присущий отечественным наградам XV–XVII веков. Сложное и противоречивое развитие наградной системы в  императорской России, формально  прерванное революционными событиями 1917 года и последовавшей за ними гражданской войной, заложило основу богатых наградных традиций России. Эти традиции как наследство были восприняты советской наградной  системой, а с 1992 года – наградной  системой РФ.

Государственные награды  современной России отражают политико-правовые изменения, произошедшие в 1990-х годах, и одновременно являются своеобразным зеркалом многовекового развития российского  общества и государства. Иерархически выстроенная система государственных  наград формализует основные ценности современного общества, закрепляя их в статутах (положениях) государственных  наград как определенные заслуги. Вознаграждая государственными наградами за эти  заслуги, Российское государство поддерживает, укрепляет и актуализирует социальные ценности, побуждает граждан к  общественно полезной деятельности.

Актуальность темы исследования обусловлена большим социально-правовым значением государственных наград в деле поощрения граждан за общественно  полезную деятельность, значительной ролью государственных наград в  развитии российской государственности  и определении приоритетов развития российского общества.

Однако монографические  исследования по теме конституционно-правового  регулирования государственных  наград в Российской Федерации до настоящего времени не предпринимались, а обширное законодательство о государственных  наградах не было предметом системного научного анализа и осмысления и  все еще остается малоисследованным.

Нормативную основу рферата составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы и подзаконные нормативные правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере установления и применения государственных наград в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают  конституционно-правовые нормы о  государственных наградах в Российской Федерации.

Целью исследования является исследование современного состояния  правового регулирования государственных  наград в Российской Федерации и  тенденций развития законодательства о государственных наградах.

Задачи исследования обусловлены  поставленной целью и заключаются  в следующем:

1) на основе анализа нормативно-правового регулирования государственных наград в России выявить основные признаки государственных наград и сформулировать научно обоснованное определение государственной награды;

2) исследовать конституционное разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственных наград между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) обобщить и проанализировать исторический процесс становления и развития системы законодательства Российской Федерации о государственных наградах в период с 1991 года по настоящее время, выявить основные тенденции в развитии федерального законодательства о государственных наградах и выработать научно обоснованные рекомендации по его совершенствованию;

4) дать общую характеристику законодательства субъектов Российской Федерации о государственных наградах, установить типичные варианты нормативно-правового регулирования государственных наград в субъектах Российской Федерации;

5) исследовать содержание понятия наградной системы, установить принципы наградной системы, носящие конституционно-правовой характер;

6) рассмотреть систему государственных наград Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выявить способы ее построения и выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы государственных наград;

7) на обширном нормативно-правовом материале Российской Федерации и субъектов Российской Федерации классифицировать государственные награды по видам и формам, показать значение различных классификаций для построения системы государственных наград;

8) установить основные направления защиты государственных наград по российскому законодательству, показать взаимную связь между статусом государственной награды и статусом награжденных ими лиц, выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования правового положения лиц, награжденных государственными наградами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 1. Институт государственных наград в системе права Российской Федерации.

1.1 Понятие, содержание и значение института государственных наград

Государственные награды  являются особого рода поощрением за социально полезную деятельность. Любое поощрение (мера поощрения) обладает рядом общих признаков: является благом морального и (или) материального характера; выражает публичное признание, одобрение и положительную оценку заслуг лица; носит правовой характер; не имеет строго эквивалентного характера в отношении поощряемых заслуг; применяется уполномоченными субъектами в установленном порядке; применяется за добросовестное исполнение юридических или общественных обязанностей или позитивную деятельность, превосходящую обычные требования.

Государственные награды  имеют ряд специфических признаков, отличающих их от других видов поощрений.

1. Государственные награды применяются не за любые, а только за наиболее значительные (особые, выдающиеся, большие) заслуги, за заслуги наивысшего порядка, наибольшей государственной и общественной значимости.

2. Государственные награды устанавливаются нормативными правовыми актами наиболее высокого уровня, издаваемые органами государственной власти общей компетенции: органами законодательной власти (парламентом), высшими должностными лицами федерации и субъектов федерации (президентом, губернатором, главой), высшими исполнительными органами государственной власти.

3. Награждение государственными наградами осуществляется от имени государства, причем, как правило, распорядительными актами высшего должностного лица федерации, субъекта федерации.

 

4. Награждением государственными наградами отмечаются заслуги перед государством и обществом, выражается государственное и общественное признание этих публичных заслуг. В масштабе самих заслуг и масштабе признания заслуг состоит отличие государственных наград от других наград и поощрений. Поощряемые государственными наградами заслуги должны соответствующего уровня официального и общественного признания и, следовательно, носить публичный характер. Для награждения государственной наградой необходимо признание за заслугами публичного характера необходимы регулярное государственное управления, контроль и (или) надзор в соответствующей сфере деятельности, осуществляемые уполномоченным государственным органом, которые позволяют обеспечить надлежащий государственный и общественный масштаб их признания.

5. Государственные награды отличает более сложная процедура награждения, которая производится публично-властными институтами разного уровня и общественностью и призвана обеспечить надлежащую проверку характера и степени заслуг награждаемого на соответствие статусу испрашиваемой государственной награды.

6. В официальной иерархии поощрений, установленных и признаваемых государством, государственные награды занимают наиболее значительное и почетное место, считаются высшей формой поощрения. Этот признак государственных наград обусловлен совокупностью вышеперечисленных признаков и в некотором смысле суммирует их.

7. Государственные награды должны определенно быть наделены статусом государственной награды в нормативно-правовом порядке. Официальное признание определенного поощрения высшим не придает ему автоматически статуса государственной награды, так как в государстве – на уровне федерации и (или) субъекта федерации – может вообще не быть государственных наград. Однозначное наделение награды статусом государственной награды необходимо еще и потому, что понятие «государственная награда» хотя и установлено Конституцией Российской Федерации (пункт «с» статьи 71, пункт «б» статьи 89), но содержание этого понятия в ней не раскрыто и его наполнение осуществляется путем привязки к этому понятию поощрений определенных форм и видов.

Государственная награда  – это высшая форма поощрения, нормативно установленная или признанная в соответствующем статусе Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и применяемая от их имени как официальное признание  значительных публичных заслуг лица перед государством и обществом.1

Для государства государственные  награды являются атрибутом и  символом государственной власти, выражением государственного суверенитета и прерогатив государства, формой поощрения за заслуги, средством побуждения субъектов  права добровольно осуществлять определенную деятельность. В обществе государственные награды формируют  систему социального этикета, основанную на структурировании общества и нормировании поведения его членов по признаку формализованных и ранжированных  заслуг отдельных лиц. Для личности государственные награды являются поощрением за имеющиеся заслуги  и стимулом дальнейшей полезной для  государства и общества деятельности.

 

 

1.2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственных наград

Государственные награды  как предмет ведения нашли  отражение в Конституции РФ. В  соответствии с пунктом «с» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся государственные награды и почетные звания РФ. О государственных наградах субъектов РФ как предмете ведения Конституция РФ не упоминает, из чего можно сделать заключение о принадлежности государственных наград субъектов РФ к их исключительным предметам ведения. Данное положение нашло закрепление в конституциях (уставах) и текущем законодательстве субъектов РФ.

Государственные награды  Российской Федерации и государственные  награды субъектов РФ как предметы ведения обладают рядом специфических  свойств. Во-первых, государственные награды являются атрибутивным, «статусным» предметом ведения, который составляет неотъемлемый признак государственности, наряду с официальным наименованием, флагом, гербом, гимном, языком, территорией, гражданством и т.п.

Во-вторых, государственные  награды как предмет ведения  в равной мере принадлежат всем субъектам  РФ, так что последние не только формально равноправны, но и фактически равны между собой, то есть асимметрия федерации в данном пункте отсутствует.

В-третьих, полномочия в области  установления государственных наград не могут быть переданы на другой уровень  федеративной системы, и установление государственных наград совершается  только лично обладателем этих атрибутов  государственной власти. Регулирование  государственных наград как предметов  ведения исключительно конституционными актами обусловливает максимальную стабильность в закреплении данных предметов ведения за уровнями федеративной системы.

В-четвертых, государственные  награды как предмет ведения  носят характер конституционно-правовой, включают вопросы установления, признания  и системы государственных наград. Правовой институт государственных  наград представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и применению государственных наград. Из состава государственных наград как предмета ведения исключаются наградное производство и установление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере награждения государственными наградами, которые подлежат регулированию в рамках административного и административно-процессуального права как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты «к», «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ). Такое решение позволяет перераспределить наградную компетенцию в пользу нижестоящих уровней публично-властной системы, привлечь к наградной деятельности широкий круг публично-властных институтов и придать награждению государственными наградами характер подлинно широкого общественно-государственного признания заслуг2.

Информация о работе Институт государственных наград в системе права Российской Федерации