Институт государственных наград в системе права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы о государственных наградах в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного состояния правового регулирования государственных наград в Российской Федерации и тенденций развития законодательства о государственных наградах

Содержание работы

Введение 3
Глава .1 Институт государственных наград в системе права
Российской Федерации. 7
1.1 Понятие, содержание и значение института государственных наград 7
1.2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской
Федерации и ее субъектов в сфере государственных наград 10
1.3. Система законодательства о государственных наградах 11
Глава 2. Наградная система Российской Федерации 15
2.1. Понятие и принципы наградной системы 15
2.2. Система государственных наград 16
Глава 3. Классификация государственных наград 18
Глава 4. Защита государственных наград и статус награжденных 23
Заключение 27
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

3. Определенный интерес для исследования и установления статуса государственных наград представляет классификация наград по характеру заслуг награжденных лиц, в соответствии с которой выделяются: а) универсальные государственные награды, применяемые за заслуги в любых сферах деятельности; б) военные; в) правоохранительные; г) гражданские – применяемые исключительно за заслуги на гражданском поприще (на государственной гражданской службе, в научной, педагогической, творческой и другой общественно полезной деятельности).

По давней отечественной  традиции, истоки которой находятся  еще в наградной системе императорской  России, большинство государственных  наград имели две ветви: военную  и гражданскую, причем ратные подвиги  ценились выше, а потому военные  награды в иерархии наград находились выше аналогичных наград, применявшихся  за гражданские заслуги. Кроме того, со времен Петра I в России, как и  в большинстве стран Европы, высшими  государственными наградами были награды  универсальные, которые, как правило, не имели степеней и приводили  параллельные военную и гражданскую  наградные ветви к единому  знаменателю.

4. Различными могут быть цели и поводы учреждения государственных наград и награждения ими. Государственные награды по наличию конкретно-исторического повода и основания для награждения подразделяются на два вида: 1) награды единовременного массового награждения, учрежденные в связи с событиями, имеющими большое значение для государства и общества; 2) награды неограниченного индивидуального применения, предназначенные для поощрения за заслуги и отличия отдельных лиц без привязки к конкретным историческим событиям.

Государственные награды  единовременного массового награждения  имеют целью закрепить в общественном сознании значимость определенного  события, сыгравшего большую роль в  развитии исторических судеб Отечества, а также имеют цель в связи  с этим событием поощрить граждан  за новые или ранее отмеченные заслуги. Событием, служащим основанием для награждения, может быть: а) коллективное деяние, участие в котором каждого  отдельно взятого награжденного  лица ничтожно мало (например, перепись населения, участие в военных  кампаниях); б) памятная дата, которой  посвящается юбилейная государственная  награда (например, годовщина основания  города, со дня рождения видной исторической персоны, годовщина другого значительного  исторического события). Особенностью государственных наград массового  единовременного награждения является то, что они предназначены для  разовой наградной кампании, после  которой такая награда не отменяется и бессрочно занимает свое место  в существующей системе государственных  наград. Такого рода награды, особенно юбилейные, занимают наименее почетное место среди наград аналогичной  формы, поскольку. Заслуги награжденных лиц, за которые они отмечаются такими наградами, либо явно незначительны (в  масштабном коллективном деянии), либо ранее уже были отмечены, то есть имеет место, по существу, повторное  награждение (юбилейные награды).

Награды неограниченного  индивидуального применения обладают более весомым статусом и присуждаются за конкретные значительные заслуги  одного лица и небольшой группы лиц (коллектива). К числу наград неограниченного  индивидуального применения относятся  ордена и группа медалей, называемых «орденскими медалями». Среди наград неограниченного индивидуального применения можно выделить следующие разновидности: а) награды за единичное деяние – геройский подвиг, отвагу, мужество и доблесть; б) награды за деятельность, не исключая возможности награждения за единичное деяние; в) выслужные награды – применяемые за определенный срок службы (при этом возможны дополнительные цензы).

Государственные награды  за единичное деяние, имеющие большое  государственно-общественное значение, традиционно обладают очень высоким  статусом и среди наград соответствующей  формы занимают верхние ступени  в иерархической лестнице. Государственные  награды за полезную для государства  и общества деятельность находятся, как правило, ниже наград за единичное  деяние. Однако среди наград «за деятельность», как правило, имеются универсальные награды с широким спектром отмечаемых ими заслуг, занимающие более высокие места в иерархии (в рамках группы наград одинаковой формы), чем награды за героизм, мужество, отвагу и доблесть, в том числе высшие ордена и медали. Выслужные награды имеют статус меньший, чем государственные награды за единичное деяние и длительную деятельность, и такого рода награды, как правило, мало ценятся в обществе.

Учет приведенных классификаций  имеет большое значение для ранжирования заслуг награжденных и построения научно обоснованной и справедливой системы  государственных наград, способной  эффективно выполнять задачи поощрения  за полезную и выдающуюся деятельность6.

 

 

       Глава 4.  Защита государственных наград и статус награжденных

Государственные награды  в силу своего высшего государственно-общественного  значения и публично-властной природы  учредителя являются уникальными по статусу, названию и описанию (внешнему виду). Исключительные права на использование  государственных наград принадлежат  их учредителю – государству. Учреждение или изготовление знаков, аналогичных  государственным наградам, другими  субъектами, кроме государства, умаляют  высокий статус государственных  наград и являются противоправными деяниями, за которые установлена административная (часть 2 статьи 17.11 КоАП РФ) и уголовная ответственность (часть 1 статьи 327 УК РФ).

Защите государственных  наград в сфере их учреждения и  изготовления должен способствовать Государственный  геральдический регистр Российской Федерации, который был создан в  целях систематизации и упорядочения использования официальных символов и отличительных знаков. В него внесены знаки орденов, медали и  знаки отличия Российской Федерации, но не включены ни нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации, ни государственные награды субъектов РФ. Отсутствие общедоступного единого информационного ресурса, содержащего описания и изображения государственных наград, существенно затрудняет проверку на сходство с ними других знаков.

Использование государственных  наград существенно ограничено. Государственные награды являются знаками внешнего отличия их обладателей и в силу своего предназначения используются путем их демонстрации в целях внешнего отличия заслуг награжденного лица и популяризации государственных наград и отмечаемых ими заслуг, а также путем их предъявления уполномоченным лицам в целях реализации прав и получения льгот и преимуществ, полагающихся награжденным. Иное использование государственных наград не допускается и в ряде случаев влечет административную ответственность (часть 1 статьи 17.11 КоАП РФ).

Государственные награды  изъяты из гражданского оборота, возмездные и безвозмездные сделки с ними запрещены (недействительны) и влекут за собой ответственность (статья 324 УК РФ, статья 169 ГК РФ). Переход государственных  наград в законное владение лиц, которые  не были награждены данными наградами, допускается только в случаях, предусмотренных  законодательством. Государственные  награды лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери, которые считаются наследниками этих государственных наград. В случае смерти награжденных государственные награды также остаются у указанных наследников. Государственные награды умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям в установленном порядке. Причем решение о передаче государственных наград музеям носит бесповоротный характер, переданные музеям государственные награды не возвращаются наследникам награжденного. Перемещение государственных наград законными владельцами через таможенную границу России также подвержено ряду ограничений, установленных законодательством о драгоценных металлах и законодательством о вывозе культурных ценностей.

Специфическим направлением государственно-правовой защиты государственных  наград является обеспечение их высокого статуса посредством установления достойного социально-правового положения  награжденных лиц. Формами обеспечения  высокого статуса награжденных являются: а) публичное чествование награжденных при вручении государственной награды  в торжественной обстановке; б) публичное  распространение сведений о награждении; в) увековечение имен (памяти) награжденных на мемориальных досках, в специально учрежденных книгах и с использованием других аналогичных объектов; г) официальное  приглашение награжденных на торжественные  мероприятия государственного значения; д) материальное обеспечение награжденных путем предоставления им прав, льгот и преимуществ имущественного (в том числе денежного) характера.

Государство как учредитель государственных наград несет обязанности и ответственность перед награжденными лицами и обществом в целом за обеспечение награжденным такого уровня материального обеспечения, который является соответствующим статусу заслуженной ими государственной награды. Бедственное положение награжденных унижает высокое достоинство государственных наград. К сожалению, в отношении многих государственных наград эта обязанность и ответственность государства в настоящее время эфемерны. В федеральном законодательстве достойные гарантии установлены только для Героев РФ, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Этот недостаток в статусе лиц, награжденных государственными наградами, со временем, безусловно, должен быть устранен с тем, чтобы статус награжденных был приведен в соответствие со статусом соответствующих государственных наград. Соответствие статуса государственных наград, с одной стороны, и статуса награжденных ими лиц, с другой стороны, способно побудить население к усилению социально-правовой активности, стремлению достичь такого уровня публичных заслуг, который вознаграждается государственными наградами.

В российском законодательстве недостаточно разработана еще одна форма обеспечения соответствия статуса наград и статуса награжденных – обязанности и ответственность  награжденных. В своей публичной  и профессиональной деятельности лица, удостоенные государственных наград, должны служить примером в выполнении гражданского долга и профессиональном мастерстве, а в социально-бытовых  отношениях служить образцом нравственности. Этот элемент статуса награжденных лишь в редких случаях закреплен в законодательстве. Отсутствие четких нормативных ориентиров для последующего поведения, пробел в правовом регулировании обязанностей награжденных и их ответственности за неподобающее их высокому статусу поведение нарушают соответствие статуса награды и статуса награжденного не меньше, чем недостатки в материальном обеспечении награжденных. Вопросы защиты государственных наград и обеспечения соответствия статуса государственных наград и награжденными ими лиц должны решаться системно, чтобы усилить эффект от воздействия на общественные отношения поощрительным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Высокий статус государственных  наград, сочетая моральный и материальный аспекты награждения, должен обеспечивать высокое социально-правовое положение  награжденных лиц. Необходимо по примеру  Закона РФ от 15  января 1993  г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» нормативно закрепить применительно к каждой государственной награде подобающие ее статусу права, льготы и преимущества награжденных, а также их обязанности и ответственность.

В соответствии с федеративной природой Российского государства государственные награды Российской Федерации устанавливаются федеральными органами государственной власти и являются предметом ведения Российской Федерации, а государственные награды субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и являются предметом ведения субъектов Российской Федерации.

 Что касается системы, то система законодательства Российской Федерации о государственных наградах включает:

законы Российской Федерации (1992–1993 годов);

федеральные законы (с 1994 года по настоящее время);

указы Президента Российской Федерации;

распоряжения Президента Российской Федерации.

По отраслевому признаку в систему законодательства можно  включить: конституционное законодательство; административное законодательство; законодательство иных отраслей, локально регулирующие вопросы, связанные с государственными наградами.

Для устранения множества  пробелов и противоречий в правовом регулировании государственных  наград Российской Федерации, а также  в целях унификации и систематизации нормативного массива необходимо принятие консолидированного Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации». Этот закон должен установить систему государственных наград Российской Федерации, статусы (положения) и описания всех государственных наград Российской Федерации, порядок награждения ими, а также разрешить вопросы отмены награждения, лишения государственных наград, изъятия государственных наград из гражданского оборота, статуса награжденных лиц и другие вопросы, связанные с государственными наградами Российской Федерации.

 Определение наградной системы как нормативно установленной или признанной государством совокупности государственных наград, применяемых в установленном порядке уполномоченными органами публичной власти и общественными институтами. В наградной системе можно выделить четыре подсистемы: 1) принципы наградной системы; 2) государственные награды; 3) наградное производство; 4) субъектов наградного производства.

Стоит отметить, что государственные награды субъектов Российской Федерации выражают государственное и общественное признание заслуг регионального масштаба и имеют меньшее публичное значение, чем государственные награды Российской Федерации. Соответственно значению государственных наград субъектов Российской Федерации при их установлении должны быть более скромно характеризованы вознаграждаемые ими заслуги и должны быть меньшими условия (цензы) награждения, по сравнению с характеристиками и цензами, установленными для государственных наград Российской Федерации. Иной подход к установлению статутов (положений) государственных наград субъектов РФ умаляет высокий статус государственных наград Российской Федерации, что противоречит их общероссийскому значению и нарушает федеративные начала устройства Российского государства.

Информация о работе Институт государственных наград в системе права Российской Федерации