Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы о государственных наградах в Российской Федерации.
Целью исследования является исследование современного состояния правового регулирования государственных наград в Российской Федерации и тенденций развития законодательства о государственных наградах
Введение 3
Глава .1 Институт государственных наград в системе права
Российской Федерации. 7
1.1 Понятие, содержание и значение института государственных наград 7
1.2. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской
Федерации и ее субъектов в сфере государственных наград 10
1.3. Система законодательства о государственных наградах 11
Глава 2. Наградная система Российской Федерации 15
2.1. Понятие и принципы наградной системы 15
2.2. Система государственных наград 16
Глава 3. Классификация государственных наград 18
Глава 4. Защита государственных наград и статус награжденных 23
Заключение 27
Список используемой литературы 30
3. Определенный интерес для исследования и установления статуса государственных наград представляет классификация наград по характеру заслуг награжденных лиц, в соответствии с которой выделяются: а) универсальные государственные награды, применяемые за заслуги в любых сферах деятельности; б) военные; в) правоохранительные; г) гражданские – применяемые исключительно за заслуги на гражданском поприще (на государственной гражданской службе, в научной, педагогической, творческой и другой общественно полезной деятельности).
По давней отечественной
традиции, истоки которой находятся
еще в наградной системе
4. Различными могут быть цели и поводы учреждения государственных наград и награждения ими. Государственные награды по наличию конкретно-исторического повода и основания для награждения подразделяются на два вида: 1) награды единовременного массового награждения, учрежденные в связи с событиями, имеющими большое значение для государства и общества; 2) награды неограниченного индивидуального применения, предназначенные для поощрения за заслуги и отличия отдельных лиц без привязки к конкретным историческим событиям.
Государственные награды
единовременного массового
Награды неограниченного индивидуального применения обладают более весомым статусом и присуждаются за конкретные значительные заслуги одного лица и небольшой группы лиц (коллектива). К числу наград неограниченного индивидуального применения относятся ордена и группа медалей, называемых «орденскими медалями». Среди наград неограниченного индивидуального применения можно выделить следующие разновидности: а) награды за единичное деяние – геройский подвиг, отвагу, мужество и доблесть; б) награды за деятельность, не исключая возможности награждения за единичное деяние; в) выслужные награды – применяемые за определенный срок службы (при этом возможны дополнительные цензы).
Государственные награды за единичное деяние, имеющие большое государственно-общественное значение, традиционно обладают очень высоким статусом и среди наград соответствующей формы занимают верхние ступени в иерархической лестнице. Государственные награды за полезную для государства и общества деятельность находятся, как правило, ниже наград за единичное деяние. Однако среди наград «за деятельность», как правило, имеются универсальные награды с широким спектром отмечаемых ими заслуг, занимающие более высокие места в иерархии (в рамках группы наград одинаковой формы), чем награды за героизм, мужество, отвагу и доблесть, в том числе высшие ордена и медали. Выслужные награды имеют статус меньший, чем государственные награды за единичное деяние и длительную деятельность, и такого рода награды, как правило, мало ценятся в обществе.
Учет приведенных
Глава 4. Защита государственных наград и статус награжденных
Государственные награды
в силу своего высшего государственно-
Защите государственных
наград в сфере их учреждения и
изготовления должен способствовать Государственный
геральдический регистр Российской
Федерации, который был создан в
целях систематизации и упорядочения
использования официальных
Использование государственных наград существенно ограничено. Государственные награды являются знаками внешнего отличия их обладателей и в силу своего предназначения используются путем их демонстрации в целях внешнего отличия заслуг награжденного лица и популяризации государственных наград и отмечаемых ими заслуг, а также путем их предъявления уполномоченным лицам в целях реализации прав и получения льгот и преимуществ, полагающихся награжденным. Иное использование государственных наград не допускается и в ряде случаев влечет административную ответственность (часть 1 статьи 17.11 КоАП РФ).
Государственные награды изъяты из гражданского оборота, возмездные и безвозмездные сделки с ними запрещены (недействительны) и влекут за собой ответственность (статья 324 УК РФ, статья 169 ГК РФ). Переход государственных наград в законное владение лиц, которые не были награждены данными наградами, допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. Государственные награды лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери, которые считаются наследниками этих государственных наград. В случае смерти награжденных государственные награды также остаются у указанных наследников. Государственные награды умершего награжденного или награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям в установленном порядке. Причем решение о передаче государственных наград музеям носит бесповоротный характер, переданные музеям государственные награды не возвращаются наследникам награжденного. Перемещение государственных наград законными владельцами через таможенную границу России также подвержено ряду ограничений, установленных законодательством о драгоценных металлах и законодательством о вывозе культурных ценностей.
Специфическим направлением
государственно-правовой защиты государственных
наград является обеспечение их высокого
статуса посредством
Государство как учредитель государственных наград несет обязанности и ответственность перед награжденными лицами и обществом в целом за обеспечение награжденным такого уровня материального обеспечения, который является соответствующим статусу заслуженной ими государственной награды. Бедственное положение награжденных унижает высокое достоинство государственных наград. К сожалению, в отношении многих государственных наград эта обязанность и ответственность государства в настоящее время эфемерны. В федеральном законодательстве достойные гарантии установлены только для Героев РФ, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы. Этот недостаток в статусе лиц, награжденных государственными наградами, со временем, безусловно, должен быть устранен с тем, чтобы статус награжденных был приведен в соответствие со статусом соответствующих государственных наград. Соответствие статуса государственных наград, с одной стороны, и статуса награжденных ими лиц, с другой стороны, способно побудить население к усилению социально-правовой активности, стремлению достичь такого уровня публичных заслуг, который вознаграждается государственными наградами.
В российском законодательстве
недостаточно разработана еще одна
форма обеспечения соответствия
статуса наград и статуса награжденных
– обязанности и
Заключение
Высокий статус государственных
наград, сочетая моральный и
В соответствии с федеративной природой Российского государства государственные награды Российской Федерации устанавливаются федеральными органами государственной власти и являются предметом ведения Российской Федерации, а государственные награды субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и являются предметом ведения субъектов Российской Федерации.
Что касается системы, то система законодательства Российской Федерации о государственных наградах включает:
законы Российской Федерации (1992–1993 годов);
федеральные законы (с 1994 года по настоящее время);
указы Президента Российской Федерации;
распоряжения Президента Российской Федерации.
По отраслевому признаку
в систему законодательства можно
включить: конституционное
Для устранения множества пробелов и противоречий в правовом регулировании государственных наград Российской Федерации, а также в целях унификации и систематизации нормативного массива необходимо принятие консолидированного Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации». Этот закон должен установить систему государственных наград Российской Федерации, статусы (положения) и описания всех государственных наград Российской Федерации, порядок награждения ими, а также разрешить вопросы отмены награждения, лишения государственных наград, изъятия государственных наград из гражданского оборота, статуса награжденных лиц и другие вопросы, связанные с государственными наградами Российской Федерации.
Определение наградной системы как нормативно установленной или признанной государством совокупности государственных наград, применяемых в установленном порядке уполномоченными органами публичной власти и общественными институтами. В наградной системе можно выделить четыре подсистемы: 1) принципы наградной системы; 2) государственные награды; 3) наградное производство; 4) субъектов наградного производства.
Стоит отметить, что государственные награды субъектов Российской Федерации выражают государственное и общественное признание заслуг регионального масштаба и имеют меньшее публичное значение, чем государственные награды Российской Федерации. Соответственно значению государственных наград субъектов Российской Федерации при их установлении должны быть более скромно характеризованы вознаграждаемые ими заслуги и должны быть меньшими условия (цензы) награждения, по сравнению с характеристиками и цензами, установленными для государственных наград Российской Федерации. Иной подход к установлению статутов (положений) государственных наград субъектов РФ умаляет высокий статус государственных наград Российской Федерации, что противоречит их общероссийскому значению и нарушает федеративные начала устройства Российского государства.
Информация о работе Институт государственных наград в системе права Российской Федерации