Институт полномочных представителей Президента РФ: статус и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие Российской Федерации в 90-х годах XX века характеризовалось системным кризисом, одной из составляющих которого стало нарушение политического баланса между федеральным центром и субъектами РФ, что негативно сказалось на состоянии российской государственности, единстве и безопасности страны. Поиск более совершенных форм и методов построения системы государственной власти и управления привел политическое руководство страны к началу административного реформирования. Одной из составных частей данного процесса явилось образование нового административного звена - федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.

Содержание работы

1. Конституционно-правовые основы института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах……………………………………………………………………..

2. Институт полномочных представителей Президента РФ как структурная составляющая укрепления вертикали власти……….

3. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах: политическая сущность и специфика функционирования……………………………………………………….

4. Оптимизация деятельности института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах……………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Институт полпредов президента РФ в федеральных округах.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

Представителю Президента отведена и определенная функция в решении наградных  вопросов. Так, он, например, "согласовывает  направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации" и "вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации": "государственные награды Российской Федерации" и "объявляет благодарность Президента Российской Федерации", а также производит вручение удостоверения судьи "судьям арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции".

 

Оперативное руководство деятельностью представителей Президента возлагается на руководителя Администрации Президента РФ. Непосредственное обеспечение деятельности президентского представителя обеспечивает его аппарат в качестве самостоятельного подразделения Администрации Президента РФ. При этом в состав аппарата входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ, которая лишь "осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ".

 

Штатное обеспечение аппарата президентского представителя решает руководитель Администрации Президента РФ, который "утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей". Далее уже полномочный представитель выступает и как руководитель аппарата представительства, распределяет обязанности между заместителями, утверждает должностные инструкции работников аппарата, назначает их на должности и освобождает от должностей в аппарате, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания, подписывает служебную документацию, решает вопросы о командировании сотрудников аппарата в пределах Российской Федерации, а также "издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата".

 

Информационное обеспечение деятельности президентского представителя в  регионе также возведено на федеральный правительственный уровень. Он имеет право "пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти", а также "использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации".

 

Полномочный представитель, размещаясь в центре федерального округа, имеет  право пользоваться государственной  символикой Российской Федерации - "над  зданием, в котором располагается  полномочный представитель, поднимается Государственный флаг Российской Федерации; в его рабочем кабинете помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации". При этом "место размещения заместителей полномочного представителя и его аппарата на территории федерального круга определяется полномочным представителем".

 

Подчеркнем и то, что полномочный  представитель Президента вполне обоснованно  локализован от возможных форм влияния  на его деятельность по хорошо отработанным каналам зависимости других федеральных структур от "социально-бытовых милостей" местных властей. Президент РФ четко прописал, что "информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности полномочного представителя и его аппарата, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально-бытовое обслуживание полномочного представителя и работников его аппарата осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в соответствующем федеральном округе, на основе соглашений с Администрацией Президента Российской Федерации. Расходы на эти цели производятся за счет сметы Администрации Президента Российской Федерации".

 

Наделение полномочного представителя  собственной управленческой структурой ставит его в число центральных  государственных учреждений с региональным расположением. Таков правовой статус полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.

 

Полномочия представителя весьма обширны и зеркально отражают многие проблемы федеративных отношений  в современной России. Президентские  указы создали прочную основу положения его представителя в механизме исполнительной власти, но их нормативная сила по значимости института в системе управления страной явно недостаточна. Статус полномочного представителя Президента РФ по его положению в механизме исполнительной власти, значимости регулируемых отношений должен определять как минимум федеральный, а может быть, и конституционный закон. По крайней мере, этот институт, уже набравший политический вес в регионах и показавший значимость, должен быть поставлен в четкие законодательные рамки с уточнением компетенции и делегированием ряда властно-контрольных полномочий, связанных, например, с приостановлением реализации решений органов исполнительной власти, временным отстранением руководителей федеральных органов в регионе до решения вопроса о соответствии их занимаемой должности при совершении правонарушений или грубых нарушениях законности, предоставления права инспектирования их деятельности и т.п. Это значительно повысило бы контролирующие функции представителя Президента и ответственность его (находящегося при нем достаточно большого аппарата) за эффективность представления интересов Федерации в регионе.

 

3. Институт полномочных  представителей Президента РФ  в федеральных округах: политическая  сущность и специфика функционирования

 

Если речь идет о направлениях взаимодействия РФ и ее субъектов, то можно данные направления в соответствии со ст.10 федеральной Конституции классифицировать в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 

Государственные органы, относящиеся  к каждой из обозначенных ветвей власти, взаимодействуют друг с другом. Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов  могут по согласованию передавать друг другу осуществление части своих  полномочий (ч.2, 3 ст.78 Конституции РФ), а Россия вправе делегировать часть своих полномочий международным межгосударственным объединениям (ст.79).

 

Так, в сфере исполнительной власти осуществляется взаимодействие между  Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, или Правительством России и органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

В соответствии со ст.85 Конституции  РФ Президент РФ является арбитром при разрешении споров и разногласий  между органами государственной  власти РФ и ее субъектов. Если согласованное  решение не будет принято, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

Часть 2 ст.85 федеральной Конституции  наделяет Президента РФ правом в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции  РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина приостанавливать действие этих актов до решения данного вопроса соответствующим судом.

 

В целях реализации конституционных  полномочий Президента РФ по обеспечению соответствия конституций, уставов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции России и федеральным законам Указом Президента РФ от 3 декабря 1994 года N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 года N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" на Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых в субъектах РФ.

 

Как показывает практика проведения данной экспертизы, наиболее типичными  недостатками в нормотворческой  деятельности субъектов РФ являются:

 

- издание субъектами РФ правовых  актов по предметам ведения  РФ в нарушение 

 

ст.71, 72, 76 Конституции РФ;

 

- искажение в правовых актах  субъектов РФ смысла федеральных  законов или 

 

переписывание их "с поправками";

 

- издание актов, в которых  представительные и исполнительные  органы государственной власти  нарушают конституционный принцип  разделения властей (что характерно для уставов ряда регионов);

 

- принятие документов, положения  которых ограничивают закрепленные  Конституцией РФ и федеральными  законами права и свободы человека  и гражданина;

 

- недостатки в юридической технике,  приводящие к многочисленным противоречиям между правовыми актами субъектов РФ, Конституцией РФ и федеральными законами.

 

Важное значение приобретает статус Министерства юстиции России, которое  не только проводит юридическую экспертизу региональных нормативных правовых актов, но и ведет федеральный регистр - банк нормативных правовых актов субъектов Федерации[9].

 

Говоря об аспектах взаимоотношений  федерального центра и субъектов  РФ в сфере исполнительной власти, необходимо более подробно остановиться на взаимодействии Президента РФ и глав исполнительной власти субъектов РФ.

 

Часть 2 ст.85 Конституции РФ предусматривает  право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным  законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Данное положение также закрепляется в ст.29 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации". Согласно этой статье Президент РФ вправе приостанавливать действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ[10]. Данное право Президента России проистекает из его статуса гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80), из принципов единства системы государственной власти (ч.3 ст.5) и единства системы исполнительной власти (ч.2 ст.77).

 

Однако названная норма не гарантирует  субъектам РФ той степени самостоятельности, которая фиксируется в других положениях Основного закона. Дело в том, что ч.2 ст.77 Конституции РФ устанавливает единую систему исполнительной власти лишь в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Из этого вытекает, что Президент вправе реализовывать свои полномочия лишь в указанных пределах, тогда как ч.2 ст.85 значительно расширяет его прерогативу. Поскольку в рассматриваемой норме говорится о возможности главы государства приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия не только Конституции РФ, но и федеральным законам, то в данном случае не исключена возможность вторжения Президента в права того или иного региона при принятии закона по вопросам собственного ведения субъектов РФ.

 

Однако согласно ч.4 и 6 ст.76 Конституции  РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Таким образом, Конституция, как справедливо указывает М.С. Саликов, оставляет место для вольного и невольного произвола по отношению к субъектам Федерации[11].

 

Пожалуй, можно согласиться с  рекомендацией ученого изъять из ст.85 ч.2, оставив лишь часть 1, предусматривающую  возможность использования Президентом  согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными и региональными государственными органами.

 

В то же время можно предложить более гибкий вариант, предусматривающий  редакцию ч.2 ст.85, исключающую из нее  положения о несоответствии федеральным  законам.

 

Однако взаимодействие в сфере  исполнительной власти осуществляется не только между Президентом РФ и главами регионов, но и между главами других органов государственной власти субъектов РФ. В этом плане определенный интерес представляют место и роль института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

 

Из конституционных полномочий Президента РФ важное значение имеют  назначение и освобождение полномочных  представителей Президента в регионах России (в силу п. "к" ст.83 Конституции  РФ). Статус института полномочных  представителей Президента РФ в регионах до недавнего времени регулировался Указом Президента РФ N 696 "О полномочном представителе Президента в регионе Российской Федерации" и Положением о полномочном представителе Президента РФ в регионе РФ[12].

 

В последнее время меры по укреплению властной вертикали, касающиеся непосредственно сферы исполнительной власти, проводимые главой государства, приобретают исключительную актуальность.

 

Определенный общественный резонанс вызвал Указ Президента РФ N 849 от 13 мая 2000 года о полномочном представителе Президента в федеральном округе и Положение о нем, утвержденное данным Указом. Причем в этом решении главы государства многие ученые и политики справедливо усмотрели первый шаг Президента РФ на пути реформирования Федерации.

 

Проведение данной реформы нельзя рассматривать как попытку нарушения административно-территориального устройства России, поскольку статус и целостность субъектов Федерации сохраняются. Но не вызывает сомнений то, что данная мера направлена на укрепление вертикали исполнительной власти в Российской Федерации, что соответствует ст.77, 78 Конституции РФ. Это признал сам глава государства в своем Послании Федеральному Собранию России, где говорится о том, что суть данного решения не в укрупнении регионов, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий, не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма8.

Информация о работе Институт полномочных представителей Президента РФ: статус и полномочия