Исполнительная власть РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно - логическое исследование основных видов органов исполнительной власти.
Задачи курсовой работы:
Расширить для себя понятие органа исполнительной власти;
Исследовать виды органов исполнительной власти в Республики Казахстан;
Показать правовой статус органов исполнительной власти;
Систематизировать знания об органах исполнительной власти в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Органы государственной  власти составляют единую систему. Такое  единство определяется унитарным характером государственного устройства РК, целостностью ее территории и производно от суверенитета народа.

Система органов государственной  власти - это совокупность высших и  местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной  власти. Таким образом, система органов  государственной власти состоит  из следующих основных видов: органов  законодательной власти (представительных), органов исполнительной власти, органов  судебной власти.

Власть  есть целостное  понятие, но ее эффективное функционирование предопределено принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Еще Г.В.Ф.Гегель, анализируя сущность ветвей государственной власти, подметил, что законодательную власть можно сравнить с властью всеобщего полагания, судебную — с властью идеального полагания, а исполнительную — с властью реального полагания.

Развивая и конкретизируя  конституционно-правовые положения  о месте и роли органов государства, административное право наиболее полно  закрепляет статус исполнительной власти, порядок ее организации и взаимодействия с другими органами государства.

В соответствии с Законом  Республики Казахстан от 25 июня 1991 года "О Кабинете Министров Республики Казахстан" Правительство осуществляло свою деятельность под руководством Президента Республики Казахстан. Если по Конституции 1993 года Президент Республики непосредственно руководил деятельностью  Кабинета Министров, то по Конституции  Республики Казахстан 1995 года Правительство  осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему  исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

Для того чтобы понять, как  с помощью административного  права оформляется исполнительная власть, необходимо знать, что субъект (или орган) власти правомочен представлять общественные интересы и в этих случаях  он может устанавливать общеобязательные правила и оперативно решать вопросы  управления.

Если правомочия Парламента в сфере правотворчества (издавать законы, которые регулируют важнейшие  общественные отношения) ограничены статьей 61 Конституции Республики Казахстан, то правомочия Правительства не только многообразны, но и динамичны. Например, Правительство обладает не только правом законодательной инициативы, но и  издает постановления по различным  вопросам государственного управления.

С помощью административного  права формируются администрация  государства, система исполнительных органов и структура, состав Правительства.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал  и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Исполнительная власть как  одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, отражается на характере и определении  органа исполнительной власти. Рассмотрим признаки такого органа. Орган исполнительной власти: 1)составная часть механизма(системы) исполнительной власти; 2) действует(функционирует) в сфере исполнительной власти, а не какой-то другой; 3) выступает по поручению;4) осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; 5) обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно - логическое исследование основных видов органов исполнительной власти.

Задачи курсовой работы:

Расширить для себя понятие  органа исполнительной власти;

Исследовать виды органов  исполнительной власти в Республики Казахстан;

Показать правовой статус органов исполнительной власти;

Систематизировать знания об органах исполнительной власти в  Республике Казахстан.

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в

задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран, являвшиеся одновременно и источниками законодательного нормотворчества.

В республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственные капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде). В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства. 

По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом  повседневного управления страной, что предопределяет определенный и  динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной  базы в виде многочисленных подзаконных  актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая  точно и своевременно проводить  в жизнь принятые решения.

В современных условиях государственное  управление, имеющее своей главной  задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей, составляющих нашу общественную организацию, представляет собой механизм исполнительной власти – одной из отраслей (ветвей) единой государственной власти. Этот механизм есть государственная администрация, практически реализующая исполнительную власть в масштабе всей Республики Казахстан. Органы исполнительной власти, или исполнительные органы, практически администрируют, т.е. управляют экономической, социально-культурной и административно – политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение, т.е. проведение в жизнь требований казахстанского законодательства. Их деятельность носит административный, т.е. управленческий, исполнительный, внесудебный характер.

В своей исполнительной деятельности они выражают публично- правовой интерес, для чего наделяются значительными юридически- властными полномочиями, которые используются ими во взаимоотношениях с гражданами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями в Республике Казахстан и т. п. При этом многие из них широко используют юрисдикционные средства по применению административной ответственности и других мер несудебного принуждения. Кроме этого, надо учитывать, региональные органы исполнительной власти призваны осуществлять государственный контроль и надзор во многих областях нашей жизни (например, экологический, финансовый, антимонопольный, санитарно – противоэпидемический, дорожно-транспортный и т.п.). Именно представители исполнительной власти (в частности, должностные лица) являются теми официальными государственными инстанциями, от действий которых зависит реализация законных интересов и притязаний граждан. Так, представители исполнительной власти выдают лицензии (разрешения) на совершение различного рода действий (например, на предпринимательскую деятельность), совершают регистрацию (например, изменения места пребывания и жительства), осуществляют социальную поддержку (например, решают вопросы государственных пенсий, трудоустройства), решают жилищно-коммунальные вопросы (например, удовлетворение жилищных потребностей, оказание коммунальных услуг и т.п.).

Глава I. Органы исполнительной власти Республики Казахстан.

    1. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти.

 

Исполнительная власть –  один из видов самостоятельной и  независимой публичной власти в  государстве, представляющий собой  совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как  подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление  административного управления. Таким  образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных  органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти – организация практического  исполнения Конституции РК и законов  Республики Казахстан в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права. 

Исполнительная власть есть способность и возможность оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и  возможность подчинять своей  воле других. Отличительным признаком  этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Будучи ветвью единой государственной  власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и  компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

Принципиальное качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной  деятельности, в правоприменительной  ее сути. Причем в отличие от правоприменительной  судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

Исполнительная власть реализуется  через деятельность специальных  субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов  исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно Конституции Республики Казахстан  исполнительная власть представлена Правительством и главами местных администраций (акимы).

В распоряжении субъектов  исполнительной власти находятся все  наиболее существенные атрибуты государственной  власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней  безопасности и т.п. Исполнительная власть как проявление единой государственной  власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными  органами, являющимися органами государственного управления.

Согласно ст. 66 Конституции  Республики Казахстан функциями  исполнительной власти являются:

- Разработка основных  направлений социально-экономической  политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного  порядка и организация их осуществления;

- организация управления  государственной собственностью;

- управление учреждениями  и предприятиями государственного  сектора;

- разработка мер по  проведению внешней политики  Республики.

Главная задача исполнительной власти – правоисполнительная деятельность, т. е исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

 

1.2. Роль исполнительной власти в экономической и политической жизни Казахстана.

 

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.

Значение исполнительной власти заключается в следующем:

Она необходима для налаживания  сложной сети общественных связей в  экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной  деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Информация о работе Исполнительная власть РК