Исполнительная власть РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексное, всестороннее структурно - логическое исследование основных видов органов исполнительной власти.
Задачи курсовой работы:
Расширить для себя понятие органа исполнительной власти;
Исследовать виды органов исполнительной власти в Республики Казахстан;
Показать правовой статус органов исполнительной власти;
Систематизировать знания об органах исполнительной власти в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

Закон является только абстрактной  нормой, намечающей модель поведения  людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет исполнительная власть, имеющая дело с действительными явлениями  жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

2.Исполнительная власть — это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

3.Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры).

Исполнительная власть сама обеспечивает безопасность страны, руководит  многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия  для того, чтобы в обществе действовали  муниципальные, общественные, частные  механизмы саморегуляции.

4.Существенный признак исполнительной власти — наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

5.Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует, она не производит продукцию, не лечит, не учит, она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.

Исполнительная власть —  это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений  вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий  и др.).

6.В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.

7.Названные выше признаки содержания исполнительной власти— универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную исполнительную власть. Единство многоуровневой административной машины — важнейшая основа единства государства1.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством  Республики Казахстан фиксируются  функции и компетенция не самой  исполнительной власти, как государственно-правового  института, а лишь субъектов, реализующих  ее на том или ином уровне государственной  организации.

Исполнительная власть, а  конкретнее - ее "силовые" министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерных ограничений свободы.

Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность  экономических министерств и  ведомств, которые, содействуя свободной  экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной  собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой  степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и  государственная поддержка культуры.

Выполняя в целом, безусловно, полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

И, тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к  усилению. К этому побуждают общее  усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Система центральных исполнительных органов исполнительной власти РК.

2.1. Правительство Республики Казахстан.

 

Высшим исполнительным органом  Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство  их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту.

Правительство образуется Президентом  Республики. В состав Правительства  входят члены Правительства –  Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом  РК с согласия Парламента. Предложения  о структуре и составе Правительства  вносятся Президенту Республики Казахстан  Премьер-министром республики в  десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Порядок деятельности Правительства определяется Конституционным  Законом РК «О Правительстве РК» от 18.12.95 г.

Правительство-это орган  высшей общей компетенции, поскольку  в процессе его деятельности воплощаются  все функции государства. Правительство  обеспечивает осуществление Конституции  Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера. Правительство Республики Казахстан наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это:

- разработка основных  направлений социально-экономической  политики, безопасности; 
- обеспечение общественного порядка, обороноспособности;

- руководство центральными  и местными исполнительными органами;

- подготовка и представление  Парламенту республиканского бюджета,  обеспечение его исполнения и  отчет об этом;

- управление государственной  собственностью;

- внесение в Мажилис  проектов законов и обеспечение  их выполнения;

- выработка мер по проведению  внешней политики.

Правительство Республики Казахстан  на основе и во исполнение законов  и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и  проверяет их исполнение непосредственно  или через подведомственные ему  органы.

Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые  правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно  о своем несогласии.

Правительство РК действует  в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь  избранным Президентом, продолжая  выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

Конституция Республики Казахстан  не устанавливает срока функционирования Правительства РК, но закрепляет две  формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.

 Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена.

Освобождение от должности  премьер-министра означает прекращение  полномочий всего правительства.

18 декабря 1995 принят Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 "О Правительстве Республики Казахстан" утвержденный Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым.2

6 мая 1999 - В названии и тексте заменены слова - Конституционным законом РК от 6 мая 1999 г. N 379.

Правительство по Конституции  возглавляет систему исполнительных органов власти и осуществляет руководство  их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом, образуемым Президентом РК в составе Премьер-Министра, его заместителей, министров и  иных должностных лиц Республики. Предложения о структуре и  составе Правительства вносятся президенту РК Премьер-министром. Глава  правительства – Премьер-Министр  назначается президентом РК с  согласия мажилиса Парламента. Структуру  правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы республики. К числу последних относятся центральные исполнительные органы власти, не входящие в состав Правительства. Таким образом, если состав Правительства формируют должностные лица, возглавляющие соответствующие исполнительные органы, то структуру прав-ва формируют государственные органы. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, перед мажилисом парламента и парламентом.

 

2.2. Республиканские министерства.

 

Министерство - является центральным  исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей  отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных  законодательством - межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).

Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом  РК. Министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом.

Правовой статус министерств  закреплен в различных законах, регулирующих те или иные сферы деятельности, в подзаконных актах (например, положение  «О Министерстве государственных доходов», утвержденное постановлением Правительства  РК от 20 октября 1998 г.).

Заместители министров назначаются, как правило, правительством по представлению  премьер-министра. Кроме того, в министерствах  образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные  подразделения, которые могут принимать  решения, проводимые в жизнь приказами  министра.

В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными  сферами деятельности министерства.

Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном  подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации - по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).

Министерства несут ответственность  за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах  продукции этих отраслей.

Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы  в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.

Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и  иных решений вышестоящих органов  государственной власти и управления, указов Президента.

Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.

Будучи центральным органом  исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов - на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная деятельность (по вопросам административного производства) и др.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан  — центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование государственной  политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой  координации в области пожарной и промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального  резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации  предупреждения и тушения пожаров.

Информация о работе Исполнительная власть РК