Исполнительные органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСВТЕННОЙ ВЛАСТИ……………………….5
1.1. Общая характеристика органов власти………………..….………….5
1.2. Исполнительная власть: понятие, признаки…………….……..…….6
1.3. Функции и структура исполнительных органов власти…….……..11
ГЛАВА 2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…..……...17
2.1. Определение правительства Российской Федерации: его основные функции…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..………………..…..27

Файлы: 1 файл

содержание курсовой работы.docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

титульный

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

теория государства  и права

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………3

ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСВТЕННОЙ ВЛАСТИ……………………….5

1.1. Общая характеристика органов власти………………..….………….5

1.2. Исполнительная власть: понятие, признаки…………….……..…….6

1.3. Функции и структура исполнительных органов власти…….……..11

ГЛАВА 2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…..……...17

2.1. Определение правительства Российской Федерации: его основные функции…………………………………………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..………………..…..27

 

.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть является одной  из самостоятельных и независимых  властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от термина государственное управление, который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 г., и действующего российского законодательства, в т.ч. Указа Президента РФ от 14.08.96 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», а также исследований данной проблемы в зарубежной и отечественной литературе, где наибольший интерес представляют статья А. Ф. Ноздрачева «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г.» (Государство и право. 1996. № 3) и  научно-практическое пособие доктора юр. наук профессора Ю. Ф. Тихомирова «Исполнительная власть в Российской Федерации».

 

ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

1.1. Общая характеристика органов государственной власти.

 

Деятельность любого государства  реализуется прежде всего через  систему его государственных  органов. Орган государства —  это обособленное звено механизма  государства, которое имеет собственную  структуру, строго определенные функции  и необходимые для этого государственно-властные полномочия1.

Структура государственных органов  может быть различна. Чем выше место  органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми  актами.

Орган государственной власти наделен  властными полномочиями. Его решения  обязательны для исполнения всеми  гражданами, должностными лицами и  организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.2 Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.3

Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную  Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство  РФ, федеральные министерства, государственные  комитеты, федеральные службы, федеральные  комиссии, российские агентства, главы  администраций субъектов РФ.

Органы судебной власти России – это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства4.

Существуют еще и органы государственной  власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует  отнести Прокуратуру РФ, Центральный  банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную  избирательную комиссию РФ5.

Рассмотрим более подробно исполнительные органы государственной власти.

 

1.2. Исполнительная  власть: понятие, признаки.

 

Говоря о происхождении исполнительной власти, разумеется, надо иметь в  виду ее глубокую и органическую связь  с государством, государственной  властью в целом. исполнительная власть не учреждается на основе хотя и важных, но только одного-двух критериев-факторов. Эта власть имеет полуфункциональное, полиструктурное происхождение, а по специфике возникновения в ее созидании, сотворении участвуют многие другие органы и структуры – представительные, законодательные, президентские, судебные власти. Поэтому, характеризуя в целом данную ветвь государственной власти, можно подчеркнуть в ее создании разное значение многообразных элементов, критериев, в первую очередь таких изначальных, фундаментальных, как выборность, назначаемость, единоналичие в сочетании с коллегиальностью, иерархические связи и отношения, специфику форм отчетности и подчиненности, взаимосвязи функциональные, организационные и другие – с органами законодательной власти, судебной власти; власти прокуратуры (прокуратурной власти).6

В соответствии с конституционным  принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и  независимой ветвью государственной  власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и  нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.7

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она  должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления  законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

  • органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  • государственные служащие;
  • юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура – организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных полномочий:

  • право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
  • право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
  • право назначать;
  • право осуществлять легитимное принуждение;
  • право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей и инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
  • право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
  • право расходовать вверенные ресурсы;
  • право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
  • право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции. 8

Исполнительная власть не может  существовать иначе, как посредством  своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих  законах, положениях и нормативных  актах. Каждый орган создается для  осуществления строго определенного  вида государственно-управленческой деятельности.

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении  функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного  характера.9

Органы исполнительной власти в  своей совокупности характеризуются  рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов  государственной власти. К числу  этих признаков относятся:

  • официально представленные государства и выражение его воли при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
  • осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
  • возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
  • наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
  • органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
  • контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
  • состоят из государственных служащих осуществляющих повседневное и непосредственное управление другим людьми;
  • обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Таким образом, итоговые позиции, относящиеся  к выяснению понятия и признаков  органов исполнительной власти (исполнительных органов), выражаются в следующем:

  1. Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
  2. Органы исполнительной власти являются носителями определённого объёма государственно-властных (юридически-властных) полномочий. Эти полномочия выражаются, прежде всего, в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определённого объёма юридически-властных полномочий, выражаемых во вне, т.е. за пределами данного органа, - наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.
  3. Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти. С одной стороны они подзаконны, ибо предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественно негативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органам функции и полномочия правосудия.10

Информация о работе Исполнительные органы государственной власти