Исполнительные органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………………3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСВТЕННОЙ ВЛАСТИ……………………….5
1.1. Общая характеристика органов власти………………..….………….5
1.2. Исполнительная власть: понятие, признаки…………….……..…….6
1.3. Функции и структура исполнительных органов власти…….……..11
ГЛАВА 2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…..……...17
2.1. Определение правительства Российской Федерации: его основные функции…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..………………..…..27

Файлы: 1 файл

содержание курсовой работы.docx

— 85.11 Кб (Скачать файл)

Данные особенности, черты придают  исполнительной власти не только своеобразие  умозрительного характера, а имеют  глубокий практический смысл, что проявляется частично в самом названии этой ветви власти – исполнительная власть, т.е. это такая ветвь государственной власти, которая призвана исполнять, организовывать, выполнять находящиеся в ее компетенции вопросы, аспекты, программы, задания и др. Собственно, тем самым исполнительная власть во многом приобретает всеохватывающий и высокоавторитетный характер.

Таким образом, орган исполнительной власти - это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

 

1.3. Функции  и структура исполнительных органов власти.

 

Разгадка динамизма исполнительной власти кроется в ее функциях.

Необходимо учитывать, что эти  функции сводятся, прежде всего, к  текущему управлению, носящему в основном оперативный характер. Исполнительная власть организует реализацию принципиальных установок, принятых в законах, что  подразумевает решение многих конкретных вопросов.

Функции следует определить как  ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти. В  них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан представляемый органами исполнительной власти объем  государственных полномочий. Следовательно, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед  данной властью, и основные направления  ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые  применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществления, как правило, соответствующими методами.11

Функция определяет содержание деятельности исполнительной ветви государственной власти и в известной степени характеризует ее сущность.

Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее направление  в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая  нагрузка данной ветви государственной  власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий.

Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство  перед исполнительной властью, и  основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые  применяются для достижения поставленных целей.

Под функциями по принятию нормативных  правовых актов понимается:

    • издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами; правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.12

Под функциями по контролю и надзору  понимаются:

    • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
    • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическими лицам и гражданам;
    • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.13

Под функциями по управлению государственным  имуществом понимаются:

    • осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.14

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается:

    • предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами (подп. «д» в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649)15

Рассмотрим некоторые аспекты  Указов Президента РФ от 20 мая 2004 г № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»16 и от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» с последующими редакциями.17 Выделим следующее. В Указе Президента от 20 мая 2004 г. № 649 устанавливается, что в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»18 необходимо преобразовать Министерство транспорта и связи Российской Федерации в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, передав в ведение Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации Федеральную службу по надзору в сфере связи и Федеральное агентство связи. Далее образовать:

    • Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации;
    • Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственную Министерству культуры, и массовых коммуникаций Российской Федерации, передав ей функции по регистрации средств массовой информации.
    • Федеральное агентство геодезии и картографии, подведомственное Министерству транспорта Российской Федерации
    • Федеральное агентство по информационным технологиям, подведомственное Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации.19

Этим же Указом вносились в Указ Президента РФ от 9 марта 204 г. №314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти»20 следующие изменения: под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные оганизации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Итак, структура федеральных органов  исполнительной власти была введена  Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г.21 Она предусматривала следующие элементы высшей исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.22

Конечно, не все детали, стороны, нюансы удается охватить и проанализировать, однако наиболее существенное, имеющее  принципиальный, концептуальный характер я старалась отразить и сформулировать в данной курсовой работе. Далее  рассмотрим Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти.

 

ГЛАВА 2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ВЫСШИЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

2.1. Определение правительства Российской Федерации: его основные функции.

Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство.23 Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство осуществляет государственное управление.

Положение Правительства как высшего  исполнительного органа государственной  власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции  РФ и в Федеральном конституционном  законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)24.

Как высший исполнительный орган государственной  власти Российской Федерации, Правительство  в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных  законов, указов Президента РФ, международных  договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает  меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.25

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных  законов и нормативных указов Президента РФ.

Правительство в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности  и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В соответствии с Конституцией (ст.111) полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам26.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.27

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; управляет государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.28

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.29

В сфере науки, культуры, образования  Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Информация о работе Исполнительные органы государственной власти