Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть теоретические основы налогового обложения и проанализировать их правовую регламентацию.
Объект исследования – нормы права, регулирующие сферу налогообложения в РФ.
Задачами данной курсовой работы является:
- рассмотрение действующихфункций государства;
- рассмотрение сущности, классификации налогообложения, как функциигосударства;
- рассмотрение механизма реализации налогообложения как функции государства;
- исследование действующего налогового законодательства.
Введение 2
1 Теоритические аспекты3
1.1 Функции государства: понятие, классификация 3
1.2 Налогообложение как функция государства 5
1.3Механизм реализации налогообложения как функции государства 8
2 Исследование законодательства 13
2.1Структура налогообложения 13
2.2Процедура установления налогов и сборов 14
2.3Процедура введения налогов и сборов 17
Заключение 23
Список литературы 25
Содержание
Введение
1 Теоритические аспекты3
1.1 Функции
государства: понятие, классификация
1.2 Налогообложение
как функция государства
1.3Механизм реализации налогообложения как функции государства 8
2 Исследование
законодательства
2.1Структура
налогообложения
2.2Процедура
установления налогов и сборов
2.3Процедура
введения налогов и сборов
Заключение
Список
литературы
Введение
Налогообложение - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.
Налогообложение является, по своей сути, частью взаимоотношений между властными и подчиненными субъектами. Однако неверно, при этом, утверждать о принудительности и (или) безвозмездности этой системы. Принудительность, как понуждение исполнения некой обязанности, зависит от природы такой обязанности. Но в любом случае, исполнение такой обязанности никогда не бывает безвозмездным действием.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового взимания определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В настоящее время, в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель данной работы - рассмотреть теоретические основы налогового обложения и проанализировать их правовую регламентацию.
Объект исследования – нормы права, регулирующие сферу налогообложения в РФ.
Задачами данной курсовой работы является:
- рассмотрение действующихфункций государства;
- рассмотрение сущности, классификации налогообложения, как функциигосударства;
- рассмотрение механизма реализации налогообложения как функции государства;
- исследование действующего налогового законодательства.
1 Теоритические аспекты
1.1 Функции государства: понятие, классификация
Для того
чтобы рассмотреть такое
В юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения. Все они сводятся к тому, что выполнение государством своих функций подразумевает решение определенного спектра задач, стоящего перед ним как на внутренней, так и на внешней арене.
Согласно определению профессора В.М. Сырых функции государства – это определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих им формах и с помощью специфических методов [1].
Профессор М.Н. Марченко дает такое определение: «Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение» [2].
Согласно данному определению существует несколько наиболее важных признаков функции государства:
1)Содержание функций государства учитывает классовые, групповые, национальные и частные интересы общества.
2) В функциях государства раскрывается его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
3) Функции государства возникают и развиваются согласно его историческим задачам и целям.
Существует несколько категорий деления функций государства на виды.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, то есть целенаправленного практического воздействия государства на определенную сферу схожих меду собой, однородных отношений.
Исходя из этих критериев всякую государственную функцию - социальную, налогообложения и взимания налогов, сотрудничества и укрепления связей с другими странами и т.д. можно отграничить от иных функций государства [3].
Основные функции – это наиболее важные направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним.Основные функции обладают рядом черт: во-первых, основные функции относятся к деятельности государства и целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата; во-вторых, с точки зрения своего содержания и структуры, носят комплексный характер и требую системного анализа; в-третьих, в реализации основных функций наиболее ярко проявляется социальная сущность государства.
Неосновные же функции представляют собой структурные части основных функций, то есть направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной узкой сфере общественной жизни. Следовательно, неосновная функция – это элемент системы основной функции.
Основные внутренние функции государства: экономическая, социальная, налогообложения и взимания налогов, развития культуры и образования, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
К основным внешним функциям государства теоретики относят: оборону страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, сотрудничество и укрепление связей с другими странами, интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими государствами в сфере решения глобальных проблем.
1.2 Налогообложение как функция государства
Зачастую во многих государствах в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания налогообложение выделилось в особую функцию. Ее содержание составляет формирование и пополнение казны, прежде всего, государственного бюджета, за счет всех видов налогов.
Функция налогообложения реализуется государством в порядке принятия ряда законодательных актов, главное назначение которых – обеспечить эффективную налоговую политику. Так, посредством этих актов государство в лице соответствующих органов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает специализированные налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д. Эти акты лежат в основе многочисленные общественных отношений, которые возникают в процессе налоговой деятельности государства и носят характер налоговых отношений. Как итог, эти отношения всегда имеют форму налоговых правоотношений. В рамках этих правоотношений государство регулирует поведение субъектов путем закрепления и установления прав и обязанностей. К примеру, при установлении какого-либо налога, у налогоплательщика возникает обязанность уплатить его в установленный срок в полном размере, а у налогового органа – принять уплату. Одновременно у этого органа возникает право требовать от налогоплательщика уплаты налога, принимать меры по принудительному взыскания требуемой суммы с лиц, уклоняющихся от выплаты и привлекать налоговых правонарушителей к ответственности в установленном законом порядке [4].
В составе
государственной функции
Суть фискальной функции состоит в изъятии у физических лиц и организаций денежных сумм в виде налогов. Ее задача – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетных и внебюджетных фондах. Фискальных характер подфункции проявляется в размере налоговых ставок; процедуре взимания налогов; видах налогов; порядке налогообложения. Чем выше и жестче эти показатели, тем фискальнее налоговая система, тем менее она популярна у налогоплательщиков.
Распределительная (регулирующая) подфункция проявляется в распределении полученных от налогоплательщиков денежных сумм. Они могут инвестироваться в производство, стимулирую его развитие; направляться в сферу обращения и потребления, упорядочивая рынок и повышая платежеспособность населения; расходоваться на социальные нужды и выплату различных пособий. Обоснованное и целесообразное распределение налоговых сумм оказывает эффективное регулирующее воздействие на все социальные процессы, способствуя тем самым стабилизации и развитию общества.
Контрольная
подфункция пронизывает все стадии
осуществления налоговой
На современном этапе развития финансовой науки принято делить налоги на несколько категорий: прямые и косвенные, общие и целевые, государственные и местные, иные классификации.
Под прямым налогом принято понимать подоходно-поимущественные налоги, т.е. те налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми данный вид налогов назван потому, что налогоплательщики выплачивает их в бюджет самостоятельно, прямо и непосредственно. Государство же предъявляет требование уплатить налог именно к тем плательщикам, кого оно собирается обложить налогом. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет налоговое бремя.
Косвенное налогообложение связано не с процессом получения прибыли, а с расходованием плательщиком денежных средств. То есть, косвенные налоги – это фактически налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются потому, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их еще на кого-то, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое по законодательству является налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене продаваемых товаров или оказываемых услуг.
Целевые и общие налоги принимаются в зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогообложения.
К общим
относятся те налоги, которые в
соответствии с действующим
Целевые налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет, а во внебюджетные либо целевые фонды.
По характеру властной компетенции налоги подразделяются на государственные и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако, не все эти доходы оказываются в государственном бюджете, часть из них может перечисляться в местные бюджеты в виде дотаций.
Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.
Таким образом, налогообложение как функция государства представляет собой деятельность государства в лице соответствующих органов власти по установлению и сбору налогов, как с физических, так и с юридических лиц в установленном законом порядке.