Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть теоретические основы налогового обложения и проанализировать их правовую регламентацию.
Объект исследования – нормы права, регулирующие сферу налогообложения в РФ.
Задачами данной курсовой работы является:
- рассмотрение действующихфункций государства;
- рассмотрение сущности, классификации налогообложения, как функциигосударства;
- рассмотрение механизма реализации налогообложения как функции государства;
- исследование действующего налогового законодательства.
Введение 2
1 Теоритические аспекты3
1.1 Функции государства: понятие, классификация 3
1.2 Налогообложение как функция государства 5
1.3Механизм реализации налогообложения как функции государства 8
2 Исследование законодательства 13
2.1Структура налогообложения 13
2.2Процедура установления налогов и сборов 14
2.3Процедура введения налогов и сборов 17
Заключение 23
Список литературы 25
1.3Механизм реализации налогообложения как функции государства
Через нормы права законодательно определяется весь налоговый механизм государства: система налогов, система налоговых органов, система видов правонарушений и мер налоговой ответственности за их совершение.
Существенным
компонентом механизма
Эффективность
системы налогообложения
Любое государство, в том числе и Российское, придает исключительно большое значение принципам (основополагающим началам), на которых строится налоговая система. Эти принципы по верному утверждению О.А. Фоминой, выступают в роли основных критериев для оценки качества налоговой системы страны [5].
Принципы, которые должны соблюдаться при взимании налогов по Адаму Смиту:
-подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;
-налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
-каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые удобны для плательщика;
-каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства[6].
Любое взаимодействие элементов налогового механизма государства порождает возникновение налоговых правоотношений.
Характеристика налоговых правоотношений как элемента налогового механизма:
1)налоговое правоотношение является продуктом правового обеспечения налоговой деятельности государства. Любые действия физических или юридических лиц, а так же органов власти в сфере налогообложения, как правило, регулируются правовыми актами, принимаемыми государством. Важно отметить, что отсутствие законодательного акта в налоговой сфере влечет исчезновение не только налогового правоотношения, но и отсутствие самого налога, т.е. отсутствие общественного налогового отношения в любом его свойстве.
2)налоговое правоотношение носит характер «власти и подчинения». То есть, один из субъектов налоговых отношений всегда обладает большим объемом прав по отношению к другому субъекту. Так государство в лице соответствующих органов обладает большим объемом прав, чем налогоплательщики: имеет право установить налог, потребовать его уплаты, отслеживать попытки уклонения от уплаты налога, взимать необходимые суммы с недобросовестных налогоплательщиков в принудительном порядке и т.д.
В связи с этим заметим, что один из существенных признаком налоговых правоотношений – их императивный характер. Основная причина императивности: налог – это принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств, осуществляемое против воли и желания их собственника – налогоплательщика. Принудительность изъятия этих средств, сопровождающаяся безэквивалентностью и безвозвратностью этого изъятия, не может быть осуществлена вне государственного принуждения, что и предопределяет императивный характер возникающего при этом налогового отношения.
Определенный
интерес для характеристики и
понимания сущности налоговой деятельности
государства представляет вопрос и
методах правового
Как правило, выделяется два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Безусловно, основным методом регулирования налоговых отношений со стороны государства выступает императивный метод, которому свойственны следующие признаки[7]:
-государство как субъект налогового отношения наделено более широкими правами, чем другой субъект – налогоплательщики. То есть государство выступает в качестве управомоченного элемента, а налогоплательщик – в качестве обязанного.
-поведение налогоплательщиков и иных субъектов и участников налоговых отношений обусловлено предписаниями, выраженными нормативными или индивидуальными налогово-правовыми актами, принятыми государственными органами в одностороннем порядке.
-налогоплательщики и участники налоговых отношений, в том числе и налоговые органы, представляющие в нем государство, должны строго руководствоваться предписаниями налогово-правовых актов, и не вправе отступать от этих предписаний по своему усмотрению.
-исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым государственными органами либо в одностороннем порядке, либо через суд.
-ненадлежащее исполнение налоговых обязанностей влечет финансово-правовую, административно-правовую или уголовно-правовую ответственность.
Диспозитивный метод правового регулирования не столь жестко, категорично и детально определяет поведение субъектов и участников правоотношений со стороны государства, разрешая им путем переговоров и взаимного соглашений избрать собственный вариант поведения.
Характеризуя диспозитивный метод правового регулирования налоговой сферы можно отметить следующие его признаки:
-права и обязанности сторон такого налогового отношения формируются под влиянием двух правовых источников: нормативного акта налогового законодательства («сверху»), соглашения сторон («снизу»);
- Налоговое отношение приобретает договорной характер и опосредует двустороннее обязательство сторон;
-регулирующее воздействие государства на своего контрагента выражается не только в форме односторонне-властного принуждения, но и в форме побуждения, с подключением для этого экономических стимулов и задействованием материальных интересов налогоплательщика;
-права и обязанности сторон налогового отношения более уравновешены и могут дополняться ответственностью, носящей договорной характер.
Налоговая система не может функционировать без института ответственности. Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.
Налоговая ответственность, являющаяся по сути финансово-правовой ответственностью, характеризуется по следующим признакам:
1)устанавливается непосредственно налоговым законодательством;
2)к ответственности привлекается субъект или участник налоговых отношений, а так е иное лицо, на которое законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;
3)ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством;
4)в основании ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное соответствующим нормативно-правовым актом;
5)налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий, в размерах, предусмотренных налоговым законодательством;
6)привлечение к налоговой ответственности производят налоговые органы государства в порядке, предусмотренном законом;
7)применение мер налоговой ответственности (наложение взысканий) производит суд;
8)налоговая ответственность является средством обеспечения надлежащего исполнения требований налогового законодательства[8].
2 Исследование законодательства
2.1 Структура налогообложения
Основнуюструктуру налогообложения определил Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее НК РФ). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов[9].
НК РФ введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Она регламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы
за пользование объектами
8) государственная пошлина.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, так называемые региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Бюджетное устройство Российской Федерации, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности и займов [10].
2.2 Процедура установления налогов и сборов
Налоговая
система государства может
Для того чтобы появился новый налог, необходимо осуществление двух процедур: установление налога и введение налога.
Процесс установление налога или сбораозначает принятие законодательным органом государственной власти и представительными органами местного самоуправления в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения.Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.
Введение налога означает придание ему силы на определеннойтерритории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.
При установлении налогов должны быть соблюдены следующие условия:
1) Налог должен быть предусмотрен НК РФ;
2) По налогу должны быть определены плательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того,
в необходимых случаях могут
также предусматриваться
Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно положениями НК РФ, решение об установлении и введении федеральных налогов принимает высший орган представительной власти государства. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не закреплено законодательством РФ. Федеральные налоги зачисляются в бюджет РФ, субъектов РФ и бюджеты других уровней.
Региональные налоги и сборы устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, вводятся в действиена территории соответствующего субъекта РФ,определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ.Процедура установления региональных и местных налогов и сборовпроисходит в два этапа.