Источники конституционного права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются государственно-правовыми.

Содержание работы

1. Введение
2. Источники конституционного права зарубежных стран
2.1 Характеристика конституций
2.2 Законы
2.3 Нормативно-правовые акты
2.4 Судебный прицендент
2.5 Обычаи
2.6 Международные договоры
2.7 Внутригосударственные договоры
2.8 Доктрины
2.9 Своды религиозных правил
3. Заключение
4. Литература

Файлы: 1 файл

Источники конституционного права зарубежных стран 12.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

"Источники конституционного  права зарубежных стран"

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Источники конституционного  права зарубежных стран

2.1 Характеристика конституций

2.2 Законы

2.3 Нормативно-правовые акты

2.4 Судебный прицендент

2.5 Обычаи

2.6 Международные договоры

2.7 Внутригосударственные  договоры

2.8 Доктрины

2.9 Своды религиозных правил

3. Заключение

4. Литература

1.  
ВВЕДЕНИЕ

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное  право конкретных стран или, иными  словами, национальные государственно-правовые системы. Государственное право  в каждой стране является основной отраслью национальной системы права  и представляет собой совокупность юридических норм, выражающих либо волю правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Конституционное право закрепляет:

- основные принципы о  народном суверенитете, верховенстве  парламента, равенстве всех перед  законом, господстве права и  т.д.;

- механизмы политической  власти;

- организацию и формы  осуществления политической власти  на основе принципа разделения  властей;

- государственно-территориальную  организацию власти, максимально  соответствующую конкретным историческим  условиям развития данной страны.

Конституционное (государственное) право - основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую  основу общества, форму правления  и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию  и порядок деятельности высших и  местных органов государственной  власти и управления, права и обязанности  граждан и подданных, избирательное  право и избирательную систему.

Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким  образом, определяет основы других отраслей системы права - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты, что определяет систему государственного права  зарубежных стран. Институт государственного права - совокупность однородных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (например, институт парламента, институт делегированного законодательства).

Предметом правового регулирования  государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной  власти. Будучи урегулированы нормами  государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть осуществляется в самых различных формах и  с помощью различных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются государственно-правовыми. К числу же форм осуществления  государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения, относятся:

- законодательство;

- нормоустанавливающая деятельность  правительства;

- выборы, референдумы;

- порядок осуществления  прав и свобод;

- надзор и контроль  за местными органами управления  и т.д.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения - такая группа общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной  власти, которые регулируются нормами  государственного права.

Субъекты государственно-правовых отношений:

- центральные органы государственной  власти и управления;

- органы конституционного  надзора;

- члены федерации;

- местные органы государственной  власти и муниципалитеты;

- депутаты центральных  и местных представительных учреждений;

- граждане и подданные.

В некоторых странах субъектами могут быть центральные и местные  партийные органы.

Государственно-правовые отношения  складываются между различными субъектами. Прежде всего - это отношения, возникающие  между центральными органами государственной  власти в процессе их деятельности. Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной  власти и отдельными субъектами федерации. Во время всеобщих выборов возникают  государственно-правовые отношения  между гражданами и подданными и  центральными органами государственной  власти. В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих черт, так  как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной  власти.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они  часто содержат лишь общие положения  и обходят ряд важнейших вопросов государственной жизни (конституция  США 1787 года). Наряду с этим конституции  многих стран перегружены рядом  мелочей и второстепенных деталей.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления  государственной власти, и дополняются  целым рядом других нормативных  актов. К источникам конституционного права относятся также:

- конституционные законы, которые не являются составными  частями конституции, но регулируют  важнейшие государственно-правовые  вопросы (законы об избирательном  праве и избирательной системе,  о полномочиях правительств и  парламентов, о правовом положении  личности, о порядке введения  чрезвычайного положения, о политических  партиях и др.);

- органические законы, которые  в отличие от конституционных  принимаются на основе бланкетных  норм, содержащихся в конституциях (конституция Франции 1958 года);

- обычные парламентские  законы, которые иногда вступают  в противоречие с конституцией (закон о контроле над коммунистической  деятельностью в США);

- нормативные акты правительств  и глав государств (указы и  декреты о введении чрезвычайного  положения и др.);

- в некоторых (особенно  англосаксонских) странах - обычаи, называемые конституционными правилами  или конвенционными нормами, которые  не закреплены в нормативных  актах и не обеспечиваются  судебной защитой, но тем не  менее регулируют правовое положение  многих государственных органов  и фактически определяют их  роль и значение в механизме  государства;

- судебные прецеденты, т.е.  ранее вынесенные решения судов,  принимаемые за обязательный  образец при решении аналогичных  вопросов в дальнейшем (в Великобритании  и ряде других англосаксонских  стран);

- акты, издаваемые в порядке  толкования конституционных норм  и законов, осуществляемого либо  главой государства, либо судами.

2.  
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИЙ

Если давать определение  конституции, то можно сказать, что  это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую  силу и регулирующих основы отношений  между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации  самого государства. Эти правовые нормы  могут быть сосредоточены в одном  или нескольких нормативных актах - основных законах, а могут содержаться  в неопределённом множестве обычных  законов, судебных прецедентах и  конституционных обычаях.

Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный  акт, совокупность актов или конституционных  обычаев, которые прежде всего провозглашают  и гарантируют права и свободы  человека и гражданина, а также  определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных  и местных органов власти, их компетенцию  и взаимоотношения, государственную  символику и столицу.

Но гораздо чаще мы говорим  о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической  силой по отношению ко всем остальным  законам. Конституция в данном смысле - это в своём роде закон законов. Она не может быть изменена путём  издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию  требует соответствующего изменения  тех законов и подзаконных  актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших  тогда её положений, но перестали  теперь действовать.

Любая конституция наряду со своей юридической сущностью  как основного закона, обладающего  высшей юридической силой, имеет  также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что  конституция представляет собой  как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия. Конституцию можно назвать общественным договором (договор не в юридическом  смысле), в котором согласованы  политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой  их удаётся согласовать, получает отражение  в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Однако, нельзя утверждать, что конституция учитывает  все социальные интересы в равной мере. Так, общность более влиятельная  по тем или иным причинам (экономическим  и пр.) обычно оказывает более  сильное влияние, определяющее влияние  на содержание конституции. Тому примеры  из недавнего прошлого стран бывшего "социалистического лагеря" и  бывшего СССР.

Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием  общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят  своё отражение в эволюции конституционного законодательства.

Конституция США - самая "старая" из писаных конституций, действующих  в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной  аристократии, крупной буржуазии, т.е. слоёв населения, чётко понимавших цели и задачи создаваемой ими  конституционной системы.

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая  не признаётся судами и американской доктриной за составную часть  Основного закона, а рассматривается  только с точки зрения источника, от которого исходит, и целей, ради которых  она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению  гражданам США благ свободы; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.

На первый взгляд, текст  Конституции США, кажется простым, сжатым и логичным. Но при более  внимательном изучении обнаруживается, что в нём много неопределённого, нечёткого и неконкретного. Текст  изобилует общими выражениями. В  Конституции отсутствуют положения  о важнейших институтах политической и государственной власти - о конституционном  контроле, политических партиях, исполнительном аппарате, довольно поверхностно характеризуется  порядок избрания высших должностных лиц и органов, парламентская процедура. В её положениях нет терминов "всеобщее голосование", "партия", "бюджет".

Форма правления оговаривается  в ст. IV - одно из положений этой статьи, утверждение: "Соединённые Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления". О самой форме правления нет никаких упоминаний.

Конституция США - говоря о  типе и порядке изменения конституции, так называемая жёсткая конституция, даже одна из самых жёстких, для изменения  которой, необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные  собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов.

США применяют способ включения  поправок к конституции, а именно прибавление новых положений  к действующему тексту без формального  исключения тех норм, которые перестали  действовать. США первыми применили  такой способ: поправки публикуются  отдельно после первоначального  текста Конституции.

Конституция США предусматривает  возможность участия штатов и  в инициативе пересмотра: по требованию законодательных собраний 3/4 штатов Конгресс созывает конвент для внесения поправок.

Поэтому в США наравне  с писаным законом действует  так называемая "живая" конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом.

Первоначальный текст  Конституции определил структуру  органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа "сдержек и противовесов" Степень демократизма любой конституции  определяется прежде всего объёмом  закреплённых в ней прав и свобод, их гарантированностью, правовым положением центрального представительного органа, объёмом его полномочий, структурой.

Права и свободы граждан  в основном закреплены в первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название "Билль о правах"

В этом Билле закреплены свобода вероисповедования, свобода  слова, печати, права обращения с  петициями к правительству, право  ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу, избирательное  право. Названные права и свободы  относятся лишь к политическим и  личным, и среди них почти целиком  отсутствуют социально-экономические  права и свободы. Фактически последние  ограничиваются положениями поправки V, устанавливающей, что "никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения" и никто "не должен лишаться ... имущества без законного судебного разбирательства". К тому же формулировки Билля довольно расплывчаты, что открывает широкий простор для их толкования и регламентации. Однако если оценивать объём прав и свобод с исторической точки зрения, то нельзя не признать, что для своего времени он был достаточно велик.

Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран