Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:17, курсовая работа
Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются государственно-правовыми.
1. Введение
2. Источники конституционного права зарубежных стран
2.1 Характеристика конституций
2.2 Законы
2.3 Нормативно-правовые акты
2.4 Судебный прицендент
2.5 Обычаи
2.6 Международные договоры
2.7 Внутригосударственные договоры
2.8 Доктрины
2.9 Своды религиозных правил
3. Заключение
4. Литература
Основной закон Испании 1978 года явился результатом консенсуса политических партий, представленных в парламенте, отражением компромисса между ними и свидетельствовал о борьбе при подготовке проекта. Конституция разрабатывалась парламентским путём, а не была продолжением, развитием какого-либо проекта правительства, комитета экспертов или иного текста, подготовленного вне стен парламента. В результате такого способа выработки основной закон в наибольшей степени отразил соотношение политических сил, борьбу партий в Кортесах (двухпалатный парламент, включающий Конгресс депутатов и Сенат).
Основной закон 1978 г. отразил как испанские традиции, так и впитал в себя зарубежный конституционный опыт - нормативный и доктринальный. Первый из них выражался в заимствовании конкретных юридических норм, то второй - в форме включения в акт идей общего характера и во влиянии на законодателя при обсуждении и принятии основного закона.
Конституция 1978 г. в преамбуле
и в первых статьях закрепила
идеологические и политические основы
испанского государства и полностью
отказалась от структур, лежавших в
основе франкистской модели. В качестве
основных принципов в ней закреплены
права человека, демократический, социальный
и правовой характер государства; в
основу последнего положен национальный
суверенитет, принадлежащий испанскому
народу, от которого исходят все
полномочия органов государственной
власти. Испанская юридическая доктрина
не рассматривает преамбулу
Конституция построена по
классическому Западно-
В отличие от Конституции
США здесь пятьдесят пять статей
первого раздела из общего числа
169, составляющих основной закон, посвящены
правам, свободам и обязанностям граждан.
В статье 10 содержится обоснование
прав и свобод, которое основано
на естественной теории их происхождения:
"Достоинство личности, неотчуждаемость
её неотъемлемых прав, её свободное
развитие, уважение к закону, правам
других является основой политического
порядка и социального мира".
Именно вокруг прав и свобод строится
политическая и социальная организация
Испании. Ст. 10 говорит о том, что
провозглашаемые права и
2.2 ЗАКОНЫ
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых социалистических странах (например, Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей), народом на референдумах и т.д.
По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные.
Конституционные законы обладают
высшей юридической силой. Среди
них следует прежде всего выделить
такие, которые именуются
Конституционные законы как
источники права имеют
Органические законы в
ряде стран (обычно романской системы
права) определяют статус органов государства
и процедуры народного
Обычные законы в тех странах,
где имеются также
Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы - либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы.
Законы действуют во времени и пространстве. Во времени они действуют только в настоящем и будущем с момента их вступления в силу. Закон не распространяется на события, произошедшие до этого момента, в прошлом. Это положение выражается формулой "Закон обратной силы не имеет". Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе отменяющему его. Второе: если об этом сказано в самом законе.
Для того чтобы легче было
ориентироваться в
Кодификация законов насчитывает
тысячи лет. Самым древним опытом
кодификации можно считать
2.3 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Ту же юридическую силу,
что и законы, имеют в некоторых
странах нормативные акты, издаваемые
в порядке замещения
К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.
К нормативно-правовым актам
органов конституционного контроля
(надзора) относятся решения
2.4 СУДЕБНЫЙ ПРИЦЕНДЕНТ
В некоторых странах источником
конституционного права выступает
судебный прецедент, то есть решение
суда по конкретному делу, которое
признается обязательным при рассмотрении
в последующем аналогичных дел.
Особенно широко он применяется в
Великобритании, США, Индии ряде других
стран, воспринявших англосаксонскую
систему права. В этих странах
судьями создана целая система
норм, которая именуется общим
правом в отличие от статутного права,
то есть законов, принятых парламентами.
Нормы прецедентного
Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию (разрешение конфликтов на основе права), но и правотворческую. Обилие прецедентов, накопившихся за сотню лет, и, естественно, не всегда между собой согласующихся, требует очень высокой квалификации участвующих в процессах адвокатов и дает судьям значительную свободу выбора при постановлении решения.
2.5 ОБЫЧАИ
Во многих странах, особенно
англосаксонских, а также в странах,
воспринявших основы англосаксонской
правовой системы, важнейшие вопросы
государственной жизни
2.6 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Международные договоры служат источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни. В Западной Европе формируется единое правовое пространство, охватывающее страны Европейского союза, где непосредственно действуют акты, издаваемые не только национальными органами власти, но также и органами Союза. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира. Впрочем, надо иметь в виду, что имеющие прямое действие в странах Европейского союза акты органов Союза являются не международными договорами, а актами национального характера.
Информация о работе Источники конституционного права зарубежных стран