Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Целью написания настоящей курсовой работы является наиболее полное и всесторонне рассмотрение источников права, их характеристика, а так же особое внимание будет уделено нормативно-правовому акту как источнику права.
Данная курсовая работа не была опубликована, однако отдельные её главы использовались при написании реферата под руководством преподавателя Ивановой Татьяны Владимировны.
Сторонники прецедентов в свою очередь указывают на возможность с их помощью быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения, оперативно устранять пробелы в правовом регулировании, что затруднительно при использовании нормативных правовых актов, издаваемых субъектами правотворчества.
Советская юридическая доктрина не признавала в качестве источников права решения судов, даже высших инстанций. Соответственно и советское право не знало прецедентов как способа установления норм права, что считалось проявлением строгого осуществления принципа социалистической законности.
В настоящее время встречаются
высказывания некоторых российских
и белорусских правоведов в пользу
ограниченного признания
1.3. Правовая доктрина
В некоторых правовых системах к источникам права относят правовые доктрины, т. е. мнения авторитетных юристов, их научные труды по вопросам права. Так, мнение юристов - jus respondendi - были источником права в Древнем Риме. [6, с. 211] Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.
В странах англосаксонской
В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосредственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны.
Необходимость их применения имеет
место и в настоящее время:
«...современное право по-
Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, в правообразовании, совершенствовании законодательства. Во многих зарубежных государствах законодатели широко используют работы ученых в своей деятельности при создании законов, чего пока нельзя сказать о Беларуси. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают заметную помощь в процессе реализации правовых норм. Особую значимость в этом отношении имеют комментарии к кодификационным законодательным актам. [8, с. 323]
В современном цивилизованном мире в качестве источника права признаются принципы, сформировавшиеся в международных отношениях между странами. В этом смысле различают принципы двоякого рода. Одни из них имеют глобальное значение и действуют в сфере международного публичного права. Другие -имеют внутригосударственное значение.
Например, ст. 38 Статута Международного суда, гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как: «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшим законом отменяется более ранний» и т. д. [9, с. 254] В ряде стран источником права признаются общие принципы, т. е. отправные, исходные начала национальной правовой системы. Это принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права и др. Например, Гражданский кодекс Испании называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. В исламских государствах (например, Афганистан) в случае пробела в законе суд может сослаться на принципы шариата (религиозные каноны).
Широкое применение как
источника права в
1.4. Нормативный договор
В ст. 8 Конституции Республики Беларусь закреплено: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». [11, ст. 8]
В Российской Федерации, Республике Беларусь и некоторых других странах источником права признаются нормативные договоры.
Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве - распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся нормативные положения.
Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием - Договор об образовании СССР (1922 г.). [8, с. 322]
Договора имеют, по меньшей мере, три разновидности. Это прежде всего международный договор - соглашение между двумя или несколькими странами относительно установления или прекращения их прав и обязанностей. [12, с. 169] Договоры могут быть нормоустанавливающими; (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) или утвердительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).
Второй разновидностью является договор между субъектами федерации (между краями, областями и автономными образованиями). Например, Договор от 31 марта 1999 г. между субъектами РФ. [2, с. 169]
Разновидностью нормативного договора является трудовой договор (контракт), регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на государственных предприятиях, учреждениях и организациях. В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий освобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и др.
Условия договоров, заключенных
в соответствии с законодательством,
являются обязательными для
В Республике Беларусь имеет место первый и третий виды нормативного договора. Второй вид договора отсутствует.
1.5. Религиозные тексты
На определенных этапах развития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д.
Постепенно сфера действия норм церковного права за счет усиления светской власти сужалась. В настоящее время религиозные тексты потеряли всеобщую значимость как источников права, однако не утратили ее полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему распространенными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. Так, основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм Коран и некоторые другие священные писания. В них содержатся положения, обладающие общеобязательным характером. [13, с. 218]
Глава 2. Характеристика нормативно-правового акта как источника
права
Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.
Понимание нормативно-правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа — закреплять властные веления государства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложенное понимание нормативно-правового акта нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И, наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права.
Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдумах), которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. [14, с. 200]
Нормативный правовой акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов права (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.), и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.
Государство нередко издает акты морально-политического значения (обращения, призывы, заявления). Они не относятся к нормативным правовым актам, так как не содержат в себе юридических норм. [8, с. 319]
Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.
Во-первых, это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий (доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: законы, указы Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и др.
Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постановление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что...». Затем дословно приводился текст самого постановления.
В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь публикуются в источниках официального опубликования, объективная необходимость в издании подобных актов отпала.
Однако значительная часть министерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь. Все такие акты являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками нормативно-правового акта. Как справедливо полагает Ю.А. Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления.
Нормативно-правовой акт — это не любая совокупность действующих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права. В нормативно-правовом акте, как минимум, должна содержаться одна оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы. [14, с. 201]
Во-вторых, в систему нормативно-правовых актов не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, разъясняющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции Республики Беларусь и федеральных законов.