Источники права Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Целью написания настоящей курсовой работы является наиболее полное и всесторонне рассмотрение источников права, их характеристика, а так же особое внимание будет уделено нормативно-правовому акту как источнику права.
Данная курсовая работа не была опубликована, однако отдельные её главы использовались при написании реферата под руководством преподавателя Ивановой Татьяны Владимировны.

Файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, в систему  нормативно-правовых актов не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа.

Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения  по гражданским или приговоры  по уголовным делам, они тем самым  применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, а конкретно-правовой характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, т.е. акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только государственными органами. [15, с. 340]

Принятие норм права  за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя  способами:

1) принятием нормативно-правового  акта по вопросам, отнесенным  к ведению другого органа;

2) принятием норм права,  противоречащих Конституции Республики Беларусь, законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия признаются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией Республики Беларусь или законами порядке.

В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты, которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой перечень нормативно-правовых актов, утративших силу. По принятии нового нормативно-правового  акта правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые нормативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают свое действие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы  права,  а  называются  лишь реквизиты  актов,  утративших силу. [14, с. 202]

Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий  орган в пределах своей компетенции  вносит изменения в систему действующих  норм права путем принятия новых  норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государственной  власти, нормативно-правовой акт имеет  строго определенные внешние реквизиты. В их число входят:   1) вид  акта; 2) наименование принявшего его органа; 3) заголовок; 4) дата принятия акта; 5) номер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт.

Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все  реквизиты. Исключение делается лишь в  отношении заголовка. Некоторые  акты, например распоряжения Правительства Республики Беларусь, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты  нормативно-правового акта выполняют  несколько функций.

Во-первых, они индивидуализируют  нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отчество человека.

Во-вторых, официальные  реквизиты содержат необходимую  информацию об органе, принявшем акт.

В-третьих,         официальные         реквизиты         удостоверяют

подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у нормативно-правового акта порождает справедливые сомнения в его подлинности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную  структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных  единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) статьи и пункты, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.

Преамбула представляет собой вступительную часть нормативно-правового  акта, в которой определяются его  цели, задачи   и   некоторые   другие   положения.    По   общему   правилу преамбула  не может содержать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте. Статья может подразделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединяются в главы, а они в свою очередь — в разделы. Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в главы. Так, Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, статей, глав и разделов.

В нормативно-правовых актах  могут содержаться примечания и приложения. Примечания используются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно-правового акта. В приложениях обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта.

Нормативные правовые акты следует отличать и от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических  норм, но при этом само содержание нормы не изменяется.

По сравнению с другими  источниками права нормативный  правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и  ясно, в письменном виде формулируются  общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативным правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением и т.д.

В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). [16, с. 38]

Система нормативных  правовых актов каждой страны достаточно разветвленная и отражает особенности ее развития и традиции. На ее вершине расположена конституция, затем иные законы государства. В демократических государствах другие нормативные правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. К подзаконным актам относятся, прежде всего, акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. [17, с. 397]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать  регулятором общественных отношений. В правовой доктрине формы, с помощью  которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права".

В мировом юридическом  пространстве, где сосуществуют и  взаимно влияют друг на друга различные  правовые системы, известны следующие  виды источников права: правовой обычай; нормативный акт государственного органа; судебный прецедент; договор  нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.

Каждая система права  признает одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права  применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от отрасли права, в отношении которой вопрос поставлен. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права закон (как вид нормативного акта), в другие периоды и в иных странах — судебная практика в виде так называемого судебного прецедента, в третьих странах — обычай и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. – Москва, 2004. – 291 с.

2 . Пиголкин, А. С. Общая теория права: учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина. – М., 1998. – 164 с.

3.  Лазарева, В. В. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. – М., 1996. – 143 с.

4. Мазутова, Н. И. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В, Малько. – М., 1997. – 337 с.

5. Общая теория права: учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, И. Ф. Казьмин, В. В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 164 с.

6.       Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. - Мн.: Амалфея, 2005. – 206 с.

7. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах / под ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. – М., 1998. – 153 с.

8. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. Ред. проф. В.А. Кучинского. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004. – 323 с.

9. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. В. Е. Чиркина. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Юристь, 2001. – 254с.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 книгах. Кн. 1. / Отв. Ред. В. Ф. Чигирь. -2-ое изд. - Мн.: Амалфея, 2000.- 469с.

11. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 г.). Мн.: «Полымя», 2002. – 8 с.

12. Шишкин, А. С. Теория права: учеб. пособие / под ред. А. С. Шишкина. - М., 1995. – 169 с.

13. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. В. Лазарев, С. В. Липень. 2-е изд. и доп. – М., 2000. – 218 с.

14. Сырых, В. М. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. М. Сырых. 4-е изд. – М.: ЗАО Юстициформ, 2005. – 200 с.

15. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общей ред. А. Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998. – 340 с.

16. Общая теория государства и права: курс лекций / А. Ф. Вишневский. – Мн.: Тесей, 2005. – 38 с.

17. Венгеров, А. В. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов / под ред. А. В. Венгеров. 3-е изд., испр. доп. – M.: Омега-Л, 2006. – 397 с.

 

 

 

 






Информация о работе Источники права Республики Беларусь