Источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии источников права социального обеспечения, их видах и классификации, рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие источников права социального обеспечения и их виды.
Изучить классификацию источников права социального обеспечения.
Рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

готовая для Саши.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Источники права  являются одной из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке, которая была и остается предметом самого пристального внимания ученых как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах. Следует отметить что, специальная литература по вопросам, касающимся источников права, не очень обширна, хотя многое в теории источников права уже решено раз и навсегда и представляет собой некую аксиому юриспруденции. Научных исследований, специально посвященных источникам права социального обеспечения, которые отражали бы современное состояние данной отрасли, вообще не проводилось.

С началом  социальных реформ в России и формированием  концепции современного права в  юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

Актуальность работы во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека – права на жизнь.

 За  источниками права стоит государство,  обеспечивающее их реализацию  своими возможностями и в первую  очередь своей принудительной силой. Можно по-разному понимать и трактовать право, придерживаться узконормативного или более широкого подхода к праву включая в его определение в качестве исходных начал идеи свободы, справедливости, гуманизма, но “на выходе” всегда человек соприкасается с тем или иным источником права.1 1 См.:Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития. Судебная практика как источник права. М.: Юристъ, 2000, с. 15.

В праве  социального обеспечения прослеживается тенденция увеличения количества, многообразия источников, появления новых видов, таких как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, модельные законы, соглашения СНГ, нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, социально-партнерские соглашения, локальные акты.

Объектом  исследования в данной работе является право социального обеспечения. Предметом исследования являются источники  права социального обеспечения, их классификация и характеристика.

Цель  данной курсовой работы - разобраться в понятии источников права социального обеспечения, их видах и классификации, рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие источников права социального обеспечения и их виды.
  2. Изучить классификацию источников права социального обеспечения.
  3. Рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.

В данной курсовой работе использовались работы многих авторов в области права социального обеспечения. К ним относятся: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А., а также тексты Конституции РФ, Федеральных законов РФ и указов президента РФ.

 

 

Понятие источников права

социального обеспечения.

 

Понятие источников права социального обеспечения многие авторы трактуют по-разному, но смысл этих понятий остается схожим. Так, например:

В.С. Андреев  полагал: «Источниками советского права социального обеспечения называются формы выражения воли народа в правовых нормах, относящихся к данной отрасли права. Нормы права социального обеспечения закрепляются в нормативных актах государства…»1

« Источниками советского права социального обеспечения, – отмечала В.А. Тарасова, – являются нормативные акты, издаваемые компетентными органами (органами государственной власти и управления, а в определенной части – органами колхозов и профсоюзов), посредством которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан, и тесно связанные с ними отношения, составляющие предмет права социального обеспечения.» 2

Е.Е. Мачульская пишет: «Под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения…»3

М.Л. Захаров  и Э.Г. Тучкова в первом российском учебнике по праву социального обеспечения, раскрывая понятие источников права  социального 1 См.: Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. С. 320

2 См.: Тарасова В.А. Процедурная форма деятельности органов социального обеспечения// Сов. гос. и право.1973. № 11. С. 111

3 См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир.2001. С.134

обеспечения, пишут: «В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное».1 Второе понятие источника права приводится в формальном смысле – как внешней формы выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы”, как “оболочки бытия правовой нормы»2. В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.

«В современном российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения».2

Проанализировав понятия источников права социального обеспечения, можно увидеть, что во всех определениях речь идет исключительно о позитивном праве, а источниками права социального обеспечения признаются нормативно правовые акты компетентных органов, в которых содержаться нормы права социального обеспечения и которые,  являются внешней формой выражения воли государства в процессе его правотворческой деятельности.

Поскольку понятие  источников права социального обеспечения  – это 

1 См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. – С.232

2 См.: Там же. С 234

научная дефиниция, которая охватывает общие признаки, характерные для данного явления, а не частности, то возможно следующее определение. Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере регулирования социально-обеспечительных отношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Такие нормы, объективированные только в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия.1

Таким образом, источники права социального  обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов  о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права социального  обеспечения - неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права.

Источники права  социального обеспечения являются той формой, в которой нормы  права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

 

1См.: Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения // Российское правосудие. 2008. № 4 (24)

2.Классификация  источников права

социального обеспечения.

 

Классификация отраслевых нормативных правовых актов  осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране. 1

1.Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов2. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня — федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации. Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению 1 См.:Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России.-М., 2002.- С.115-117

2 См.: Конституция Российской Федерации - М.,1996. Ст.72

3  См.: Конституция Российской Федерации - М.,1996. Ст.71

издаются Российской Федерацией. К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Итак, наибольшее значение в системе источников права  социального обеспечения имеют  федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики.1

2. В зависимости  от органов, принимающих нормативные  правовые акты, источники права  социального обеспечения можно  классифицировать на акты, принимаемые  органами государственной власти  либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений. Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Особый вид  таких актов — коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые  на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

3. Традиционной  является классификация источников  права по их юридической силе, которая определяется, в свою  очередь, положением соответствующего  органа, издающего акт, в общей  иерархической структуре органов  власти.

По данному  критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.

а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). Согласно Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

б) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, и все иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган — Конституционный Суд РФ.

Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ «О государственных  пенсиях в Российской Федерации», ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии; закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.

в) Законы Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

Информация о работе Источники права социального обеспечения