Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии источников права социального обеспечения, их видах и классификации, рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие источников права социального обеспечения и их виды.
Изучить классификацию источников права социального обеспечения.
Рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.
г) Иные нормативные правовые акты. Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти — Минтруда РФ (в прошлом) и Минсоцзащиты, Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.
1См.: Конституция Российской Федерации - М.,1996. п.2.ст.55
Наибольшее значение имеют такие источники права социального обеспечения, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, поскольку в них часто содержатся первичные правовые нормы.
В соответствии с Конституцией РФ Президент вносит в Государственную Думу законопроекты, издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения обязательны для исполнения всеми, вместе с тем они не должны противоречить Конституции РФ и законам.
На практике
первый Президент России не использовал
предоставленное ему право
Правительство РФ издает постановления и распоряжения лишь во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Практически компетенция Правительства по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения определяется отраслевыми законами. Однако в ряде случаев Правительство выходит за рамки правотворческой компетенции, которая очерчена в законах и указах.
Согласно Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ.
Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти России издают соответствующие нормативные правовые акты (инструкции, правила, разъяснения и др.) на основании Положений о них, утвержденных 1См.: Конституция Российской Федерации - М.,1996. Ст.115
Правительством РФ, либо по отдельным поручениям, содержащимся в законах, указах, постановлениях. Нередко такие акты издаются и без официальных поручений, по инициативе самих этих органов.
4.Классификация источников права социального обеспечения может быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений. Право социального обеспечения регулирует однородные по своему характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других — материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо льготы. В связи с этим в системе источников данной отрасли отчетливо выделяются три относительно обособленные группы нормативных правовых актов: акты, регулирующие пенсионное обеспечение, акты о социальных пособиях и компенсационных выплатах и акты о социальном обслуживании пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.
5.Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. По данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях; депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; народных депутатов РСФСР созыва 1990—1995 гг.; космонавтов и др.
6.В зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение, поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.
7. По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например, законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании. В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Напри мер, нормы Законов РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового права.
8.Правомерна классификация источников на акты, относящиеся еще к союзному законодательству и продолжающие действовать на территории России, и акты российского законодательства. Это в основном по становления Совета Министров СССР, в том числе совместные с ВЦСПС (например, об обеспечении работников пособием по времен ной нетрудоспособности). Указанные акты сохраняют свое действие по решению Правительства РФ (например, Постановление Совета Министров СССР об утверждении Списков, в соответствии с которыми назначаются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда), а иногда и без такого решения, на основании сложившейся практики, поскольку отсутствует российский нормативный правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.
Выше уже было сказано, что по юридической силе источники права социального обеспечения делятся на законы и иные нормативно правовые акты, как и впрочем источники права в общем. К конститутивным актам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991г. Декларативные положения этого акта затем были законодательно закреплены в Конституции РФ.
Конституция РФ как основная база всего текущего законодательства в Российской Федерации закрепила положение о том, что российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.1 В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .2
Конституция РФ является юридической
базой для всего законодательст
1 См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право
социального обеспечения. М.: Книжный мир.2001.
С.156
2 См.: Конституция Российской Федерации
- М.,1996. Ст.7
Конституция РФ закрепляет также право граждан: на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей1 ,на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения2; на защиту материнства и детства3 и многое другое.
Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения не только в сфере социального обеспечения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов - его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы.4
К числу гарантий ,осуществления медико-социальной помощи гражданам, основы относят: первичную медико-санитарную помощь, скорую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.4
1 См.: Конституция Российской Федерации - М.,1996. Ст.39
2 См.: Там же. Ст.41
3 См.: Там же. Ст.38
4 См.: Михайлов А. И. Медицинская помощь как один из видов социального обеспечения. — В кн.: XXV съезд КПСС и развитие науки трудового права и социального обеспечения, С. 117
Другим кодификационным
Кодификационным является также Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».2 В связи с его принятием утратил силу ряд нормативных правовых актов различного уровня, поскольку данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, подлежащей социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, назначаемое в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет, назначаемое семьям с определенным уровнем среднедушевого дохода.
Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан. Наиболее важным среди них является Закон РФ 1990 г.
1 См.: Об основах обязательного социального страхования [электронный ресурс]: федер.закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (с изм. от 31 дек. 2002 г., 23 дек. 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г., 24 июля 2009 г., 29 нояб. 2010 г.) Доступ из справ. правовой системы Консультант плюс.
2 См.: О государственных пособиях гражданам, имеющим детей[электронный ресурс]: федер.закон от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ (с изм. от 24 нояб. 1995 г., 18 июня, 24 нояб., 30 дек. 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 авг. 2000 г., 30 мая, 28 дек. 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 авг., 29 дек. 2004 г., 22 дек.2005 г., 5 дек. 2006 г., 25 окт. 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 дек. 2008 г., 24 июля 2009 г., 7 марта 2011г.) Доступ из справ. правовой системы Консультант плюс.
«О государственных пенсиях в Российской Федерации»1, первоначально закрепивший единую пенсионную систему России. Данный закон определяет уровень жизни подавляющего большинства пенсионеров. За сравнительно короткий период в него вносилось более 35 изменений, причем зачастую изменялась редакция сразу нескольких статей. Статья 7 этого закона,
предусматривающая систему адаптации пенсионных выплат в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, кардинально изменялась четыре раза. При этом каждое очередное изменение, по существу, снижало уровень защиты пенсионных выплат от инфляции. В результате уровень пенсии не возрастал, а катастрофически снижался, поскольку вновь вводимые мизерные его повышения не компенсировали реального снижения пенсии в связи с инфляционными процессами.
Другим не менее важным законом, регулирующим пенсионное обеспечение достаточно широкого круга лиц, является Закон РФ от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Этот закон, по существу, закрепил привилегированную пенсионную систему, поскольку предусматривает более высокий уровень пенсионного обеспечения, не ограничивая его фиксированной величиной, и автоматическую индексацию всех назначаемых по нему пенсий. Его нормы регулируют пенсионное обеспечение: кадрового состава Вооруженных Сил и военнослужащих, проходящих службу по
1См.:О трудовых пенсиях в Российской Федерации[электронный ресурс]: федер. закон от 17.12.01 № 173-ФЗ (с изм. от 25 июля, 31 дек.2002 г., 29 нояб.2003 г., 29 июня, 22 авг. 2004 г., 14 февр. 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сент., 1 нояб, 1 дек. 2007 г., 30 апр., 22 июля 2008 г.) Доступ из справ. правовой системы Консультант плюс.
2 См.: О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей[электронный ресурс]:: федер закон от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 12.11.2012) Доступ из справ. правовой системы Консультант плюс.
контракту; служащих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы; прокурорско-следственных работников.
Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации»1 , Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2, Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»3 и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».4