Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в "правах гражданства" старого понятия.
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".
Целью данной работы является описать сущность источников права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Источники права: понятия и пути их формирования……………………..5
Классификация источников права………………………….........................8
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение………………………..………………………..……11
Судебный прецедент как источник права………………………………….15
Нормативный правовой акт: понятие и классификация………………….18
Международный договор в системе источников права…………………...25
Иные источники права и их характеристика………...…………………….28
Пределы действия источников права…………………...………………….32
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников …………………….…………………..38

Файлы: 1 файл

Контрольная поТГП.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

3) Глава государства  не обладает правом вето в  отношении конституционных законов,  а должен по истечении определенного  срока (в России - в течение  14 дней) подписать закон и обнародовать  его.

-  ординарные (обычные) законы, наличие которых фиксируется во всех  современных правовых системах.  Обыкновенными называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Их собственная классификация, как правило, предусматривает выделение:

А) кодексов и иных кодификационных актов (основ законодательства, уставов, положений, регламентов);

Б) базовых законов, устанавливающих общие начала (принципы) организации определенной сферы правового регулирования;

В) учредительных законов, создающих органы государственной власти или иные организационные структуры и предусматривающих порядок их деятельности;

Г) статусных законов, предусматривающих правовое положение (статус) отдельных категорий субъектов права; тематических законов, вводящих. правовую регламентацию определенного вида деятельности (на определенной территории или по кругу лиц);

Д) процедурных законов, вносящих изменения и дополнения в иные законодательные акты для повышения эффективности их действия;

Г) ратификационных законов, вводящих в действие на территории государства международные соглашения и иные договоры общегосударственного значения;

В отличие  от конституционных законов для  принятия или изменения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же, как в Конституции Греции — 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов.

Различия  в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

- регламентарные законы как акты главы государства или правительства, которым в силу делегирования законотворческих положений придается юридическая сила закона;

- чрезвычайные законы как акты государственной власти, издаваемые в условиях чрезвычайных обстоятельств или при объявлении чрезвычайного положения в стране или в ее определенных регионах. Такими законами, носящими временный характер, ограничиваются действие ряда конституционных и иных законодательных положений, права и свободы граждан, правовое положение организаций и объединений;

-     модельные законодательные акты («примерные» или рекомендательные законы) принимаются на государственном или  межгосударственном уровнях для согласования законодательной деятельности субъектов федерации или государств-членов межгосударственных союзов. Такие законы носят в основном рекомендательный характер и их внедрение в юридическую практику зависит от степени готовности и желания партнеров  воспринимать подобные типовые образцы или примерные варианты в своей непосредственной законодательной деятельности.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное  правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

Подзаконный нормативный правовой акт - акт государственной власти и иных полномочных органов, принимаемый на основе и во исполнение законов, содержащий общие правила поведения, которые рассчитаны на многократное применение.

Такие акты, содержащие правовые нормы, являются самыми распространенными  и многочисленными. Среди них  выделяются:

  • акты главы государства (в частности, в России – нормативные указы Президента); Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочия главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенство закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия.
  • акты высшего исполнительного органа государства (в РФ - нормативные постановления Правительства); Постановления - этот вид нормативных актов издается  в основном правительством. В компетенцию правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация министерств и ведомств и др.). Большое количество актов правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. Постановления – зеркало деятельности правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало правительство
  • акты (приказы, инструкции, положения) иных органов исполнительной власти (общих, региональных и местных);
  • акты муниципальных (негосударственных) органов;

- локальные акты, принимаемые в пределах полномочий конкретных организаций, учреждений или предприятий. Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Локальные  акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.

 

Нормативный договор как признаваемое государством соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон в виде правовых норм.

В процессе согласования взаимных прав и обязанностей стороны формулируют определенные правила деятельности как идеальные модели своего будущего поведения. Нормативность этих правил до сих пор подвергается сомнению, поскольку чаще всего договор считался исключительно частноправовой категорией и уже в силу этого активно не разрабатывался науками публичного права8. Однако понимание договора как общего правового источника складывается уже в античности, когда согласие сторон римские юристы были склонны считать универсальным правообразующим фактором. В период расцвета учения о естественном праве договор рассматривался единственно правомерным и фактическим источником всякого позитивного права государства. Идея выделения договоров нормативного характера как  источников действующего права в настоящее время признается перспективной и связывается с возрождением и укреплением позиций естественно-правовой доктрины.

Признаками нормативного договора являются:

- добровольность заключения и равенство его участников;

  • его правоисполнительная функция, которая дополняет и конкретизирует действующее законодательство;
  • участие в нем в качестве хотя бы одной из сторон органа государственной власти, чье место в управленческой иерархии соответственно отражается в юридической силе договора;
  • целевая направленность договора, заключающаяся в преобладании его публичных (общественных) целей;
  • содержащиеся в нем правила поведения, имеющие значение не только для непосредственных участников договора, но и  для иных субъектов права;
  • многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм;
  • длительность действия и неоднократность применения;
  • особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и |конфликтов, связанных с их исполнением;
  • недопустимость изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем порядке;
  • официальное опубликование нормативных договоров. Не опубликованный нормативный договор по общему правилу не порождает правовых последствий.

Особое место  в системе договоров нормативного содержания занимают  внутригосударственные  и международные  договоры.  Эти акты различны и имеют собственную классификацию как с точки зрения правовой природы, так и иерархического места в анализируемой системе источников права современных государств.

       Я  рассмотрю более подробно международные  договоры.

Международный  договор  -  это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного  права,  заключенное по вопросам,  имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника:  "Договор означает международное соглашение, заключенное  между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом,  независимо от того,  содержится ли такое соглашение в  одном  документе,  в двух или нескольких связанных между собой документах,  а также независимо от  его  конкретного  наименования"9

Международные договоры делятся на следующие виды:

  • межгосударственные договоры, заключаемые на уровне глав государств;
  • межправительственные договоры, заключаемые руководителями исполнительной власти государств;
  • межведомственные договоры, регулирующие отношения на уровне органов государственной власти различных государств.

Договоры, в  зависимости от их значимости, предмета регулирования, международных традиций и обыкновений, вводятся в юридическую силу на территории государства различным путем. Правовой механизм их процессов предусматривается национальным правом и представляет собой трансформацию положений международных договоров во внутригосударственные правовые нормы..

Сам термин «трансформация», означающий «воспринятое» или «преобразование», является условным, поскольку международно-правовая норма не преобразуется, сохраняет свои позиции в международном праве, но ее содержанию придается положение внутригосударственной нормы. В то же время теория трансформации, по мнению юристов-международников10, наиболее адекватно отражает сущность юридического процесса воспринятая международно-правовых норм национальным правом.

В России данный механизм устанавливается Конституцией, ч. 4 ст. 15 которой признает международные договоры составной частью правовой системы России. Причем, подчеркивается там же, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Обязательность для нашей страны норм международного договора подтверждается либо в форме федерального закона о ратификации, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в ряде других случаев, либо в форме указа Президента или постановления Правительства.. Соответственно, правовая форма введения в правовую систему обусловливает положение норм международного права в иерархии источников права: если они вводятся федеральным законом, то обладают его юридической силой, если указом или постановлением - то юридической силой подзаконного акта.

 

7. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА  И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

 

Помимо рассмотренных  источников права, являющихся наиболее распространенными, в правовые системы  государств многих государств входят и следующие.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права  как самые общие начала международного права, определяющие его главное содержание и направленность.

Они вырабатывались международно-правовой теорией и практикой и закреплены в международных пактах, конвекциях и декларациях и служат основным критерием правомерности поведения современных государств. Такие принципы и нормы разделяются мировым сообществом государств и рассматриваются в качестве обязательных для большинства стран. Им свойственна «высшая степень обобщенности и нормативности», в силу чего данные принципы и нормы предопределяют  содержание других, более конкретных норм11.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,

Основные принципы и  нормы международного права зафиксированы  в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами. В таких актах закрепляются, например, принципы:

  • неприменения силы  или угрозы силой в отношениях между государствами;
  • мирного урегулирования международных споров;
  • невмешательства во внутренние дела государства;
  • уважения прав и свобод человека и др.

2. Правовая доктрина как мнение юристов о праве, создающие понятия и категориальные конструкции, используемые в правотворчестве и при осуществлении действующих правовых положений и играющих в основном дополняющую роль в данных процессах.

Специфика и сложность  права (содержание норм, их системнocтъ, оценочные понятия,  и т. п.) объективно ведет к  участию юристов-ученых в объяснении тех или иных дискуссионных  аспектов права юристам-практикам, иным участникам правовых процедур. Сюда относится и такая сфера этой деятельности, как толкование (уяснение, разъяснение) права.

Информация о работе Источники права