Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:43, контрольная работа
В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в "правах гражданства" старого понятия.
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".
Целью данной работы является описать сущность источников права.
Введение…………………………………………………………………………3
Источники права: понятия и пути их формирования……………………..5
Классификация источников права………………………….........................8
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение………………………..………………………..……11
Судебный прецедент как источник права………………………………….15
Нормативный правовой акт: понятие и классификация………………….18
Международный договор в системе источников права…………………...25
Иные источники права и их характеристика………...…………………….28
Пределы действия источников права…………………...………………….32
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованных источников …………………….…………………..38
В иные времена поучения,
формулы крупных юристов
В европейской средневековой правовой истории большое место занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы), которые восполняли, дополняли римским правовым опытом, так удачно, творчески опосредовавшим товарно-денежную организацию экономики, международные отношения и иные стороны жизнедеятельности общества, то обычное право и вульгаризированные останки и остатки римского права, которые действовали в средневековом обществе.
Нельзя не сказать и о том, что в отечественной истории некоторые юридические конструкции, созданные юристами, тоже входили в правовую систему, закреплялись правом. Например, творчество выдающегося учённого - А. В. Венедиктова, создавшего конструкцию “оперативного хозяйственного управления”, разграничившую правомочия государства и предприятий при социалистической форме хозяйства.
Но доктрину как форму права не следует смешивать с так называемыми комментариями. Хотя роль научного комментария весьма важна для уяснения смысла и содержания правовых норм, однако правовой обязательности эти комментарии не имеют. И такая доктринальная деятельность ученых юристов, хотя она и имеет - подчеркну - важное практическое значение, не становится формой выражения права
Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права.
3 Общие принципы права как общие начала и идеи, положенные в начало правового регулирования и используемые в качестве источников при определенных жизненных ситуациях. Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
4. Религиозные нормы, становятся источником права там, где религии не отделена от государства, и особенно там, где канонический свод провозглашается и становится официальным законодательством.. Нормы религии до сих пор регулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они стоят на первом месте среди источников права.
Хорошо прослеживается влияние религиозных норм на правовую систему Индии. Индусская религия представляет собой систему правил детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывает определенный образ поведения, исключая возможность разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки срастаются с нормами права. Создание дхармашастр послужило переплетению норм морали, обычного права и религии.
Единство религиозных и правовых предписаний характерно для нормативных систем мусульманских государств. Это объясняется прежде всего общим происхождением правовых и религиозных предписаний ислама. Так главным источником мусульманского права и не юридических норм признаются Коран и Сунна в основе которых якобы лежит божественное откровение. Они закрепляют прежде всего догматы веры, правила религиозного культа и морали, которые определяют содержание мусульманского права в юридическом смысле. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение.
Взаимосвязь права и религии достаточно распространена в современном мире. Система традиционного права проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако здесь право и религия не противостоят друг другу абсолютно. Некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
5. Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных актов. Она включает в себя четыре вопроса:
1) Предметное действие
(на какие общественные
2) Действие источника
права во времени (с какого
времени и по какое время
нормативный акт имеет
3) Действие источника права в пространстве (на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние );
4) Действие по кругу лиц (каковы его адресаты ).
1. Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.
В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.
Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом».
2. Действие источника права во времени:
- может быть «немедленным действием», т. е. направляться только на случаи, происходящие после введения источников права в юридическую силу;
- может иметь в определенных
законом случаях «ретроспективное действие», т. е. обратную силу — распространяться
на то, что происходило до введения источника
права в юридическую
силу. Общее правило установлено
в ст. 54 Конституции РФ, где констатируется,
что «закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет».
И никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его совершения
не признавалось правонарушением. Данное
положение призвано придавать стабильность и
определенность существующим правоотношениям,
поскольку субъекты права должны поступать
в соответствии с действующим законодательством.
В то же время ретроспективность действия
закона предусматривается в ряде случаев
на основе принципов гуманизма
и целесообразности. В той же статье Конституции (а эта норма
является общепринятой среди цивилизованных
государств) указывается на возможность
обратной силы за
кона: «если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или
смягчена, применяется новый закон»;
- может также «переживать закон», т. е. продолжать действовать и по формальному окончанию
собственной юридической силы - по специальному
указанию нового закона. Так, в заключи
тельных и переходных положениях Конституции
РФ указывается на продолжение применения
законов и других правовых актов, действовавших
на территории Российской Федерации до
ее вступления в силу, «в части, не
противоречащей Конституции Российской Федерации».
Различают вступление в действие источника прав и окончание его действия.
Вступление в действие закона (или иного нормативного акта) возможно по разным основаниям:
Прекращение действия источника права означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при: