Источники римского частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить источники появления и познания римского права. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с понятием римского частного права, изучить его исторические системы, определить виды источников римского частного права, рассмотреть процесс кодификации римского права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Периоды развития источников римского права…………………………….
Древнейший период………………………………………………………….4
Классический период…………………………………………………………5
Постклассический период………………….………………………………..7
2. Исторические системы развития римского права……………………………
2.1 Цивильное право (ius civille)………………………………………………10
2.2 Преторское право (ius honorarium)………………………………………11
2.3 Право народов (ius gentium)………………………………………………11
2.4 Естественное право (ius naturale)………………………………………….12
3. Источники римского права……………………………………………………
3.1 Обычное право. Закон……………………………………………………..13
3.2 Ответы юристов……………………………………………………………..13
3.3 Сенатусконсульты. Конституции………………………………………….15
3.4 Эдикты………………………………………………………………………15
4. Кодификация римского права. Кодексы……………………………………16
5. Кодификация Юстиниана……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………22

Файлы: 1 файл

Источники римского частного права.docx

— 57.88 Кб (Скачать файл)

 

2.4  Естественное  право.

Указанное выше понятие является неким дополнением к праву народов, можно сказать, что ius gentium было улучшено с помощью ius naturale. Само естественное право есть право, диктуемое самой природой, оно дается человеку свыше и является неотчуждаемым. Это не совокупность норм и законов, а некая нравственная категория. Цицерон первым утверждал, что это требование морали и что это право покоится на енизменном нравственное сознании в законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3, 22).

В этом праве как право народов, так и естественный разум, как его естественный источник, полностью освобождаются от принадлежности к правовой системе какого – либо государства. Их возводят до степени порядка, соблюдаемого всеми людьми.

 

 

 

3. Источники римского  права.

 

3.1 Обычное право. Закон.

 

Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие обязательное значение. Римскому праву известны следующие виды источников: обычное право, законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.

Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в из-за их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи – именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. В эпоху принципиата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разработано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного).

При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание, разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон. Формулировка принятых законов распадалась на три части: надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызывавшие издание закона; содержание самого закона; санкция, которая содержала гарантии соблюдения закона.

 

3.2 Ответы юристов.

 

Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или иному вопросу применения права. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций.

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности — провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т. п.

В республиканский период их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов, в руководстве ведением судебных дел, в даче советов. По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристом и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня. Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь — в целях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов и права собственности на землю.

Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними задачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса. При этом нередко наблюдалось, что, устанавливая по существу новые принципы, римские юристы приурочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам консерватизм. Но, наряду с этим, в их деятельности, и, прежде всего, в толковании закона определенно сказывалось и прогрессивное начало.

Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически-словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле. Отходя от старого, строго цивильного права, новое толкование направилось в сторону искания справедливого и доброго.

Новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Рето-рическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию. Реторическая теория энергично протестовала против старого формализма и буквального толкования, из которого проистекало, что высочайшее право становилось глубочайшей несправедливостью. В спорных случаях теория внушала искать настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель, в юридических же сделках цели, которые ставили себе договаривающиеся стороны.

 

 

3.3 Сенатусконсульты. Конституции.

 

Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н. э. Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил.

Указы (конституции) появились после 27 г. до н. э., с введением принципиата. Конституции издавались в четырех основных формах: а) эдикты – общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты — решения по судебным делам; в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы; г) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

 

 

3.4 Эдикты.

 

римский право конституция магистрат кодификация

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт. Эдикты магистратов – специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влиятельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было влияние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока было направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

 

4. Кодификация римского права. Кодексы.

 

Большой объем не систематизированного законодательства выявил потребность в кодификации римского права. Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.

Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Адриане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы постоянного эдикта (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права. Правда, эдикт не был признан законом, но, по предложению императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Последний, с момента редактирования эдикта, заменил живой голос цивильного права. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Юлиановская редакция эдикта не сохранилась, однако благодаря вызванным кодификацией эдикта и в основном дошедшим до нас обширным комментариям Гая, Ульпиана и Павла стало возможным восстановить и текст, и расположение содержавшихся в эдикте постановлений и формул. Существование комментария Гая также к провинциальному эдикту заставляет предполагать, что Юлиан кодифицировал не только эдикт городских преторов, но и эдикт провинциальных правителей. Эдикт же преторов перегринов остался, по-видимому, вне кодификаций. Если источники совершенно определенно говорят об одном эдикте, то это происходит в силу уравнения в 212 г. н.э. юридического положения свободных обитателей Римской империи, для которых другие эдикты потеряли всякое значение. Эдикт распадался на определенное число титулов небольшого объема с заглавиями и охватывал две части. В главной части были опубликованы отдельные моменты и пункты исков, в дополнительной — приведены типовые формуляры исков. В эдикте не соблюдалось особой системы, так как содержание его складывалось исторически, в течение веков, и обусловливалось практическими соображениями и историческими случайностями. Содержание эдикта вытекало при республике из компетенции судебных магистратов и устанавливалось ими по соображениям современной политики правящего класса.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце IIIв. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.

Между цивильным и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила цивильного права воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область цивильного. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с квиритской собственностью возникла так называемая бонитарная, наряду с цивильным наследником стал преторский владелец наследства. В других институтах благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов цивильного права.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.

В конце III в. был выпущен Грегорианский кодекс, названный так по имени автора, Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему. В подлинном виде этот кодекс не сохранился, но в значительной части вошел в ряд других памятников. Оригинальной системы составитель не выработал и из 19 книг, на которые распадается этот кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с предметными рубриками; но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом порядке с указанием адресатов и времени издания. В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.

Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй кодекс, названный Гермогенианским кодексом по имени составителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, который подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Система и расположение титулов этого кодекса не могут быть восстановлены.

Первым официальным собранием конституций был кодекс Феодосия. Восточно-римский император Феодосий IIили, вернее, его правительство, имел широкие кодификационные планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений классиков. Обширность программы затормозила это предприятие, и в конце концов были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II, Валентинианом III. Несмотря на то, что кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тогда, когда был отменен на Востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время. Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титулам.

Информация о работе Источники римского частного права