Источники римского частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выявить источники появления и познания римского права. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с понятием римского частного права, изучить его исторические системы, определить виды источников римского частного права, рассмотреть процесс кодификации римского права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Периоды развития источников римского права…………………………….
Древнейший период………………………………………………………….4
Классический период…………………………………………………………5
Постклассический период………………….………………………………..7
2. Исторические системы развития римского права……………………………
2.1 Цивильное право (ius civille)………………………………………………10
2.2 Преторское право (ius honorarium)………………………………………11
2.3 Право народов (ius gentium)………………………………………………11
2.4 Естественное право (ius naturale)………………………………………….12
3. Источники римского права……………………………………………………
3.1 Обычное право. Закон……………………………………………………..13
3.2 Ответы юристов……………………………………………………………..13
3.3 Сенатусконсульты. Конституции………………………………………….15
3.4 Эдикты………………………………………………………………………15
4. Кодификация римского права. Кодексы……………………………………16
5. Кодификация Юстиниана……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………22

Файлы: 1 файл

Источники римского частного права.docx

— 57.88 Кб (Скачать файл)

В кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые произошли в государственной и частно-правовой сфере рабовладельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потрясения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладением, и т. п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.

 

5. Кодификация Юстиниана.

 

Устремления юстиниановского периода были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства.

Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого — императорских законов и работ классических юристов — создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. Перед юристами была поставлена еще задача использовать все, что дало развитие права за три столетия, прошедшие между классическим периодом и этой эпохой, т. е. отразить изменения, которые претерпело римское право при пересадке его с Запада на Восток, под греческими, восточными и христианскими влияниями, а также и тех изменений, которые происходили на Востоке под влиянием западной послеклассической литературы. Таким образом, свод законов Юстиниана является в основном компиляцией из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделенных и обобщенных. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих кодификаций несравненно большим размахом и более высокой творческой силой. В ней обнаруживается не только более широкая основа источников и более обильное их использование, но и гораздо более тщательная обработка избранных текстов.

Предыдущие своды были сборниками только императорских законов; вопрос о собирании материалов работ классических юристов, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности, в области некоторых нововведений.

Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права и удалить отжившие институты. В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность. Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами.

Руководство кодификационными работами было возложено на Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподавателя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь свод конституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конституций было опубликовано как Кодекс Юстиниана и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями.

Пока шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных вопросов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных императорских конституций. Было еще издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы.

Кодификация юридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила и беритского профессора Дорофея. Закон о цитировании не связывал комиссии. Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необходимое и обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых текстов были прямо предписаны, с предоставлением компиляторам свободы действий в этом отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было "улучшено", как хвастливо уверяет император. Изменения, или, как их называли, "улучшения", касались не только отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоотношениям и заменявшихся терминами действующего права, но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались и вводились новые. Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием интерполяции. Работа по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего времени. От интерполяций следует отличать глоссы, т. е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи. План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30-32 книг, распадаются на титулы. Книга 1 служила введением, книги 2-46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49 — обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга — муниципальному праву и особым дополнениям.

16 декабря 533 г. законченная  работа была опубликована как  Дигеста. Применение старых источников  было воспрещено, и во избежание  контроверз были запрещены также  всякие комментарии.

Во время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латинском языке 21 ноября 533 г. Издание этого руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку законов. По институциям должны были изучать право начинающие студенты тогдашних университетов.

Институции Юстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор, живший в конце II в., называется в VI в. "нашим Гаем". Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким образом, система этих институций распадалась на введение часть первую — "лица", вторую — "вещи", и последнюю — права на вещи, наследственное и обязательственное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги посвящен публичному праву.

До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, распадающихся на титулы. В пределах титула конституции расположены в хронологическом порядке. Попадаются также конституции поздневизантийского происхождения, на греческом языке. Конституции, включенные в кодеке, хотя изме нены менее, чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заключают много интерполяций.

Конституции, изданные после второй редакции кодекса, составили фактически четвертую часть собрания — Новеллы, хотя официально они не были объединены. Это — конституции Юстиниана, изданные между 535-565 гг. и образовавшие обширное дополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению и церковному строю, но некоторые содержат и гражданско-правовые определения из области семейного и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современного издания большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они в разном объеме, при преемниках Юстиниана.

Все издание, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей, рассматривалось как единое законодательное произведение. Это чрезвычайно важно для правильного толкования права этой эпохи. Для научного толкования текстов (особенно в Дигестах) применяется "двойное толкование". Текст юриста принимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла, который вкладывал отдельный юрист в свои слова, необходимо тщательно очистить его от компиляторских ретушевок и исправлений и затем восстановить смысл, который отрывок имел в обстановке времени своего написания. Это уже чисто исследовательская и научная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Римское частное право стало "общим правом" ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы. Немалую роль сыграли при этом "абстрактность" римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. И если германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность первого "консула", то все это явилось лишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуазные отношения. Римское право подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно в Германии XVI -XVII вв., то "искаженное" римское право, которое получило название пандектного права или же странное и нелогичное название "современного римского права". Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от "чистого" римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия, и зашиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было.

Излагая частное право античного Рима, нет необходимости излагать результаты разработки и применения римского права после падения Рима, то есть касаться учений пандектного права.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1./под редакцией К.И.Батыра и Е.В. Поликарповой.- М.: Юристъ, 2003. – 392 с.

2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для ВУЗов / Под общ. Ред. Акад. РАН, док.ю.н., проф.В.С.Нерсесянца – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004.- 784 с.

3. Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права. - М.: Издательство БЕК. 2002. - 400 с.

4. Римское частное право. Учебник И.С. Перетенский, В.А. Краснокутский, Е.А. Флейшиц и др.; М.: Юристъ, 2001. – 544 с.

5. Римское частное право: учебник (текст): под ред. проф. И.Б. Новицкого  и проф. И.С.Перетерского. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. – 448 с.

6. Хвостов В.М. Система римского  права: Учебник. – М.: Спарк, 1996. – 522 с.

7. Дождев Д. В. Римское частное право. - М.: НОРМА. 2006. 784 с.

8. Новицкий И.Б. Римское  право / Московский университет им. М.В. Ломоносова. – 6-е издание, стереотип. – М.: Гуманитарное знание, 1994. – 245с.

9.  Перетерский И.С. Римское  частное право – М.: Юристъ, 2001г. – 681 с.

10. Покровский И.А. История  римского права. – СПБ.: Издательско-торговый  дом "Летний Сад", 1998. – 412 c.

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники римского частного права