Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 19:27, курсовая работа
Цель работы - анализ правового аспекта источников российского гражданского права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать и выявить основополагающие методологические подходы к разработке таких понятия «источник права»;
определить сущность и сформулировать дефиницию - источник гражданского права;
- выработать отраслевую систему источников гражданского права;
провести анализ различных видов нормативных правовых актов как основных источников гражданского права и определить понятие гражданского законодательства;
Частный вопрос признания международного договора и международного обычая источниками внутреннего гражданского права в целом исходит из исследования более широкой проблематики соотношения и взаимодействия различных правовых систем. Данный вопрос в теории государства и права все еще продолжает оставаться спорным. Серьезные разногласия существуют, в частности, по поводу возможности прямого включения в отечественное национальное право международно-правовых норм, а также о признании приоритета тех или иных норм различной системной принадлежности. В научной литературе принято выделять следующий подходы: монистический в двух его взаимоисключающих вариантах и дуалистический11.
Монистический подход рассматривает международное право как составную часть национального права, соответственно относя источники международного права к источникам внутреннего национального права, таким образом, отрицая их самостоятельный характер. Данное научное направление исходит либо из примата внутригосударственного права, либо наоборот, признает приоритет норм международного права.
Дуалистическая теория основана на тезисе о самостоятельности каждой правовой системы, которая проявляется в субъектном составе, объекте правового регулирования, способе создания правовых норм, а также специфическом методе принуждения. Международное право - это самостоятельная, отличная от национальных правовых систем конкретных государств система права, соответственно, оно не может являться отраслью национального права какого-либо государства.
Научная аргументация, положенная в защиту точки зрения о самостоятельности международной и национальных правовых систем, вполне приемлема и в науке гражданского права для обоснования тезиса о самостоятельности формальных источников гражданского права. Выделяется два аргумента в защиту указанного выше подхода.
Первый аргумент основывается на тезисе о том, что источники (формы) права одной системы не в состояния быть одновременно формами права другой системы. Научная категория «формальный источник права» конституирует общеобязательное правило поведения в качестве международной или внутренней (национальной) нормы права, поскольку является элементом соответствующей правовой системы. Более того, у внутригосударственного и международного права такие источники различны. Таким образом, соотношение международного и внутреннего права любого государства это проблема соотношения разносистемных источников права. Указанная точка зрения получила достаточно широкую поддержку в юридической литературе.
Второй аргумент состоит в более детальном уточнении понятия «правовая система». В работе полностью разделяется концепция широкого понимания категории «правовая система» в которую наряду с другими элементами, включается право, применимое в государстве - как совокупность всех действующих в РФ правовых норм: российского права, а также международного и иностранного права. Таким образом, следует исходить из того, что включение международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права в состав правовой системы как более широкого понятия, не означает их включение в систему национального гражданского права. Таким образом, формальные источники международного права в рамках отечественной правовой системы предлагается определять как специфический «правовой регулятор» либо право, применимое в государстве12.
Общепризнанные принципы международного права в российской правовой системе представляют собой разновидность общих принципов права, имеющих международно-правовую природу, и являются исходными императивными началами, определяющими общую направленность правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, основной формой существования которого является международный обычай.
Международным договором РФ признается международное соглашение, являющееся разновидностью такого формального источника права, как нормативный правовой договор.
Итак, понятия источника права в теории юриспруденции различаются в зависимости от типа правопонимания исследователя, а сам их перечень и иерархия варьируются в связи с конкретными обстоятельствами места и времени существования государственно-организованного общества.
Однако на каждом витке бытия человеческой цивилизации ученые приходят к осознанию необходимости соглашения о единообразном понимании и применении базовых научных понятий в целях упорядочения процесса познания явлений окружающей действительности и методологически верного оформления результатов исследования.
Логически правильно структурированная теория источников права послужит важным научным стимулом для многих актуальных правовых исследований, поможет правоведам лучше понимать друг друга, сделает интеграционные процессы современного мира более активными и конструктивными, а формирование науки всеобщей теории права вполне реальным.
На современном этапе развития отечественного государства и права основным элементом системы формальных источников гражданского права выступают нормативные правовые акты, представляющие собой официальные письменные документы, принятые в установленном законом порядке, рассчитанные на многократное применение, направленные на возникновение, изменение или отмену гражданско-правовых норм. При этом наиболее важными признаками, которые позволяют признавать нормативные правовые акты в качестве формально-юридических источников гражданского права, считаются следующие:13
1. Волевое содержание. Именно этот признак представляется принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных источников права, поскольку возникновение определенных форм права возможно и вне государства (обычное право). Различия в этих источниках состоят лишь в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует. Как официальный акт, в котором заключена воля государства (народа), нормативные правовой акт должен: 1) издаваться в пределах компетенции издающего государственного органа и соответствовать актам вышестоящих органов; 2) облекаться в строго предусмотренную для него внешнюю форму выражения; 3) быть обнародованным в установленном законом порядке и ряд др.
2. Нормативность (нормативный характер) - выражается в том, что нормативный правовой акт касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и должен содержать предписания общего характера.
Подсистема нормативных правовых актов как формальных источников отрасли гражданского права - это основанная на общих принципах права взаимозависимая совокупность гражданского законодательства и иных подзаконных нормативных правовых актов, имеющих взаимные системообразующие связи, совместно регулирующие отношения гражданского оборота.
В зависимости от юридической силы гражданско-правовые нормативные акты в работе подразделяются на две группы:
1) гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу - гражданское законодательство;
2) иные гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты иных федеральных органов исполнительной власти14.
Отмечаеся сложившуюся противоречивую ситуацию, когда в одних случаях в состав законодательства включаются только законы как акты высших органов государственной власти, обладающие наибольшей юридической силой, в других же - нормативные правовые акты в целом. Негативно оценивая данную ситуацию и обращая внимание на необходимость единообразного употребления и применения такого ключевого понятия теории права, как «законодательство» во всех областях российского права, объясняется её тем, что в юридической литературе термин «закон» достаточно давно употребляется в двояком смысле.
Понимание состава гражданского законодательства «в узком смысле», исходит из определения, данного ст.3 ГК РФ, а именно: «гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов», а также учитывая основные постулаты правовой теории, согласно которым в систему гражданского законодательства необходимо включать Конституцию РФ и федеральные конституционные законы РФ. Таким образом, система гражданского законодательства состоит из совокупности Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих гражданский оборот, которые в строго юридическом смысле представляют собой нормативные правовые акты, обладающие определенными, присущими только им признаками.
Исследуя вопросы о допустимости принятия гражданско-правовых норм на уровне субъектов РФ, а также исходя из анализа Конституции РФ, существует мнение о недопустимости расширительного толкования понятия гражданского законодательства, позволяющего включать в него региональные правовые акты. В тех редких случаях, когда в законодательство комплексных отраслей российского права включаются гражданско-правовые нормы, которые детализируют и конкретизируют нормы ГК РФ и иных федеральных законов, в том числе обеспечивая специфику регулирования соответствующих отношений, связанную с особым объектом регулирования (например, земля, жилые помещения и т. д.), необходимо строгое и тщательное согласование этих норм с другими, так или иначе связанными с ними, нормами гражданского права15.
Итак, гражданское законодательство как основная группа источников отечественного гражданского права представляет собой систему нормативных актов, состоящую из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, регулирующих отношения как предмет гражданского права.
Гражданское законодательство основывается на тех же принципах и осуществляет те же функции, что и гражданское право. Во многом схожи и находятся в постоянном взаимодействии их системы.
Центральное место в системе гражданского законодательства занимает кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс.
"Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу" (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное.
Положение о верховенстве кодифицированного акта воспроизводится и в иных кодексах. Например, ч. 9 ст. 5 ТК гласит: "Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс", что дословно повторяет формулировку гражданского законодательства некоторых стран СНГ16.
В настоящее время действуют части первая, вторая и третья Гражданского кодекса РФ 1994 - 1995, 2001 гг.
Гражданский кодекс детально регулирует все имущественные и личные неимущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, устанавливает принципы их правового регулирования, оставляет в ряде конкретных случаев возможность их дополнительного урегулирования иными федеральными законами и правительственными актами, содержащими нормы гражданского права, четко очерчивая границы этого дополнительного урегулирования и показывая соотношение этих законов и правовых актов с самим Кодексом.
Наряду с ГК источниками права являются иные законы. Под законом понимают нормативный акт, принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом РФ.
Статья 76 Конституции РФ различает по юридической силе, объектам регулирования, порядку принятия, опубликования и вступления в силу федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Однако формулировка п. 2 ст. 3 ГК сужает круг федеральных законов до принятых в соответствии с ГК. Кроме того, Кодекс определил круг отношений, регулирование которых осуществляется федеральными законами (ст. ст. 1, 2 ГК). Принятие некоторых федеральных законов прямо предусмотрено в ГК (ст. ст. 47, 107, 131 и др.).
Законы, как и все нормативные правовые акты, классифицируются по содержанию. Выделяют акты, содержащие нормы только одной ветви (отрасли) права (гражданское законодательство), и акты, которые носят комплексный характер, включают нормы различных ветвей (отраслей) права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное законодательство). Одновременно говорят о законах общего характера - охватывающих несколько крупных групп общественных отношений, - и специальных законах - по одному узкому вопросу. Федеральные законы не только регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права, но и могут - при определенных условиях - ограничивать гражданские права17.
Гражданское законодательство выделяется из числа других источников гражданского права по порядку принятия, опубликования, вступления в силу и действия. Техника принятия законов, предусматривающая специальный субъект, специальный порядок и стадии, не относится к предмету гражданского права. Отметим только, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Нас же интересует вопрос о законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области гражданского права.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции и п. 1 ст. 3 ГК, гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. Однако п. "к" ст. 72 Конституции относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов такие комплексные отрасли законодательства, как семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Из сопоставления ст. 71 и ст. 72 Конституции следует, что нормы, являющиеся по сути нормами гражданского права, но вследствие специфики регулируемых ими общественных отношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства, могут издаваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом согласно ч. 2 ст. 76 Конституции и п. 2 ст. 3 ГК такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Федерации, должны соответствовать федеральному законодательству и прежде всего ГК РФ.
Информация о работе Источники российского гражданского права