Источники российского гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ правового аспекта источников российского гражданского права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать и выявить основополагающие методологические подходы к разработке таких понятия «источник права»;
определить сущность и сформулировать дефиницию - источник гражданского права;
- выработать отраслевую систему источников гражданского права;
провести анализ различных видов нормативных правовых актов как основных источников гражданского права и определить понятие гражданского законодательства;

Файлы: 1 файл

источники российского гражданского права_правовой аспект_55-60.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 9 января 1998 г. N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, по смыслу ст. ст. 72 и 76 Конституции до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принять собственный закон и иные нормативные акты, но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с ним.

Наряду с этим Российская Федерация вправе делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Действие гражданских законов исчисляется с момента вступления их в силу. Обязательным условием вступления федеральных законов в силу является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных действующим законодательством официальными. Для федеральных законов - первая публикация полного текста в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. ст. 3, 4 Закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ).

В п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П на примере конкретного дела указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования в связи с тем, что она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента еще не обеспечивается реальное получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты официальных источников и самостоятельно делать вывод о том, какая дата является реальной датой обнародования закона.

Официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Помимо общего порядка существуют следующие варианты вступления в силу федеральных законов:

1) порядок вступления  в силу определен в самом  документе (указывается конкретная дата или дается формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования");

2) порядок вступления  в силу закона определяется  отдельным документом - законом о введении его в действие18.

В отношении законов, принятых ранее 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ), следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13 июля 1990 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие (вступления их в силу) (ст. 4 ГК). Это правило определяется необходимостью обеспечения стабильности торгового оборота и жизни гражданского общества.

ГК устанавливает исключения из этого правила, предусматривающие более отдаленный срок введения акта в действие (например, по образцу ст. 13 Вводного закона к части первой ГК), или придание обратной силы закону или его отдельным нормам по отношению к определенным гражданско-правовым связям (как правило, в связи с отсутствием ранее правового регулирования определенных общественных отношений или его недостаточной полнотой, или неэффективностью применения старого закона в современных условиях и т.д.).

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (общее правило, п. 2 ст. 4 ГК). Но "если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров" (специальное правило, п. 2 ст. 422 ГК)19.

Придание обратной силы в отношении федеральных гражданских законов допустимо лишь в порядке исключения, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1 ст. 4 ГК). Например, обратная сила придана ст. 234 ГК (ст. 11 Вводного закона к части первой ГК). О придании обратной силы иным правовым актам в ГК не упоминается.

Важное значение имеет также момент прекращения действия акта гражданского законодательства. Если в самом законе установлен срок его действия, то нормативный акт утрачивает юридическую силу с наступлением этого срока. Но в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия заранее не определен, и они прекращают действие в результате их прямой отмены или принятия и вступления в силу нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание действовавшего ранее закона.

Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу, т.е. на всей территории Российской Федерации. Из этого правила есть два исключения. В силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм могут быть ограничены. Кроме того, законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны. Например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникающих между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой страны.

Общее правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма прав Кроме того, на лицо - гражданина, подданного или юридическое лицо одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.

Суды общей компетенции, арбитражные и третейские суды, правоохранительные органы наряду с другими правоприменительными органами могут выступать субъектами толкования гражданского законодательства применительно к рассматриваемым ими делам. Под толкованием гражданского законодательства понимаются установление и уяснение его содержания (смысла) путем устранения обнаруженных в нем неточностей и порядок толкования приведены в ст. 431 ГК.

 Применение гражданского  законодательства в случае "пробелов" в нем (ст. 6 ГК) осуществляется путем применения аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - способ восполнения "пробелов" в законодательстве, когда правоприменитель использует норму, относящуюся к сходной ситуации. Применение закона по аналогии допустимо при наличии следующих условий: 1) гражданско-правовой характер отношения, связанного с необходимостью применения аналогии закона; 2) неурегулированность гражданско-правового отношения гражданским законодательством или соглашением сторон; 3) отсутствие применимого к этому отношению обычая делового оборота; 4) наличие сходных отношений и регулирующего их гражданского законодательства, которое могло бы быть применено по аналогии; 5) непротиворечие применения аналогии закона существу подлежащих урегулированию отношений20.

В сравнительно редких случаях может сложиться такая ситуация, когда нет закона, регулирующего сходные отношения, т.е. нет закона, который мог бы быть применен по аналогии. В таких случаях права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Общие (или основные) начала гражданского законодательства сформулированы в ст. 1 ГК. Под "смыслом гражданского законодательства" обычно понимают его характерные черты, закрепленные в предмете и методе соответствующей ветви (отрасли) права (толкование должно исходить из общего содержания законодательства). Критерии "добросовестности, разумности и справедливости" являются оценочными и составляют общеупотребительную формулу при характеристике пределов осуществления гражданских прав (см., например, п. 3 ст. 10 ГК).

В отличие от ранее действовавшего законодательства ГК передал применение аналогии закона и аналогии права из исключительной компетенции правоохранительных органов (судов) в ведение всех субъектов правоприменения.

 

2.2. Структура гражданского законодательства

 

Структура гражданского законодательства представлена следующим образом:

1. Конституция РФ как формальный источник гражданского права обладает высшей юридической силой и прямым действием. Конституция РФ формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего российского законодательства и представляет собой межотраслевой источник права.

2. ГК РФ прямо не называет федеральные конституционные законы среди источников гражданского права, вместе с тем, некоторые из них упоминаются в его отдельных статьях. Данному виду законов присущ особый порядок принятия, однако, он не является решающим при определении их юридической силы и места в системе формальных источников гражданского права. Правовой формой выражения иерархического приоритета по отношению к федеральным законам как следующему уровню рассматриваемой подсистемы является законодательная формулировка «не могут противоречить», а не особый порядок их принятия.

3. Федеральные законы в РФ представляет собой наиболее распространенный вид многочисленных нормативных правовых актов21.

Федеральные законы, регулирующие гражданский оборот, принимаются в большинстве случаев как специальные по отношению к ГК РФ, за исключением тех законов, которые вносят поправки в его текст.

При рассмотрении системы федеральных законов в качестве основных источников российского гражданского права был рассмотрен вопрос об их иерархических связях. В работе проанализированы две полярные позиции по данному вопросу. Первую занимает законодатель, признавая существование двух видов иерархической зависимости между федеральными законами:

  1. иерархический приоритет кодифицированных федеральных законов;
  2. приоритет федеральных законов, принятых на референдуме РФ. Вторую позицию, противоположную первой, занимает Конституционный Суд РФ.

Учитывая рассмотренные в работе теоретические позиции, делается вывод о том, что иерархическая зависимость между нормативными правовыми актами одного уровня может существовать только при прямом указании на это закона. При этом акцентируется внимание на то обстоятельство, что в качестве такового не следует рассматривать исключительно конституционный акт, поскольку он объективно не может предугадать все практические ситуации, возникающие в процессе правового регулирования. Законодательная норма п.2 ст.3 ГК РФ, предусматривающая, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям данного кодекса, представляется достаточным аргументом в пользу указанной точки зрения. Вместе с тем для дополнительного законодательного закрепления приоритета норм ГК РФ абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ следует дополнить некоторыми уточнениями о необходимости внесения соответствующих изменений в текст ГК РФ в связи с принятием новых федеральных законов.

Итак, гражданское право имеет довольно сложную структуру. Эта отрасль относится к развитым правовым системам, в которых сложились нормы и институты высокой степени обобщения'. К ним относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы, определяющие общий статус субъекта, правовой режим объекта или юридического факта и т. д. Подобные нормы объединены в отдельные структурные комплексы общих положений: институт отраслевого режима юридических фактов, институты правосубъектности граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований, институт сделок как средств индивидуального регулирования, институты представительства, правового режима объектов, институты сроков и исковой давности. Их нормы распространяются на все гражданско-правовые отношения, за изъятиями, установленными в специальных нормах.

Помимо общих институтов в структуре гражданского права выделяются две сложившиеся подотрасли – право собственности и обязательственное право. Подотрасль – крупная подсистема институтов, отличающаяся развитой группой норм общего характера. Наряду с институтами общих норм в подотрасли права собственности и обязательственного права входят институты более конкретного содержания: в подотрасли права собственности – институты права частной собственности, государственной собственности, муниципальной собственности; в обязательственном праве – институты конкретных видов договоров (купли-продажи, мены, аренды, найма жилого помещения и т. п.), институты возмещения вреда (деликтных обязательств, кондикционных исков).

Информация о работе Источники российского гражданского права