Отец
Цицерона принадлежал к всадническому
сословию; вместе с детьми он
переселился в Рим, где они
под наблюдением оратора Красса
получили греческое образование.
Большое влияние на воспитание
Цицерона оказали поэт Архий,
ораторы Марк Антоний, Сульпиций
Руф, Аврелий Котта, философ-эпикуреец
Федр, философ-стоик Диодот.
Право
Цицерон изучал под руководством
братьев Муциев Сцевол - понтифика
и авгура. Первую судебную речь
"В защиту Росция" он произнес
в 81 г. до н.э. в деле против
Хрисогона - любимого вольноотпущенника
диктатора Суллы. В период разгула проскрипционных
казней Суллы это был рискованный шаг
со стороны Цицерона. Тем не менее он выиграл
процесс и, спасаясь от гнева Суллы, удалился
в Афины, где изучал греческую философию
и ораторское искусство.
Вернувшись
после смерти Суллы в Рим,
Цицерон в 76 г. до н.э. получает
должность квестора. Снабжая Рим
во время дороговизны дешевым
сицилийским хлебом, он своей
умеренностью и честностью добивается
любви сицилийцев. В 70 г. до
н.э. произносит знаменитую "Речь
против Верреса", обвинив наместника
Сицилии во взяточничестве, вымогательствах
и прямом грабеже сицилийцев. Эта речь
принесла Цицерону громкую славу, и в 69
г. до н.э. народ избирает его курульным
эдилом, а в 63 г. до н.э. - консулом. В этот
период были произнесены многие судебные
речи; Цицерон никогда не брал денег за
свои выступления, однако весьма неохотно
брался за обвинительные речи (подавляющая
часть его речей - речи защиты, а не обвинения).
За всю свою долгую жизнь он составил более
100 речей, 56 из которых сохранились полностью,
от 20 уцелели только фрагменты, еще 35 мы
знаем лишь по заглавиям.
Однако
чрезмерное тщеславие Цицерона,
вынуждавшее его во всех своих
речах превозносить самого себя,
вызывало у многих недовольство.
Этим недовольством воспользовались
политические противники Цицерона, в частности
сторонники Юлия Цезаря. В апреле 58 г. до
н.э. ставленник Цезаря плебейский трибун
Клодий добился принятия направленного
против Цицерона закона, который осуждал
всякого магистрата, казнившего римского
гражданина без суда, на изгнание. Не дожидаясь
обвинения, Цицерон удалился в добровольное
изгнание. Имущество его было конфисковано.
Свое
изгнание Цицерон провел в
Греции и переносил чрезвычайно
тяжело; оно продолжалось около
полутора лет. Законом, предложенным консулом
57 г. Публием Спинтером, Цицерону было
разрешено вернуться в Рим. Он был возвращен
с почетом, но когда остыла первая радость
по поводу возвращения на родину и свидания
с семьей и друзьями, Цицерону пришлось
перенести немало неприятностей в связи
с хлопотами о возвращении ему его имущества.
Клодий
был еще достаточно силен и
Цицерону лишь с большими трудностями
удалось получить обратно дом
и усадьбы и восстановить дом
на государственный счет (см. речи
«О своем доме» и «Об ответах гаруспиков»).
Еще больше, чем эти затруднения материального
характера, беспокоила Цицерона политическая
обстановка; он увидел, насколько запутанной
стала она за время его изгнания; последовательно
придерживаться избранной им линии, направленной
на сплочение нобилитета и всадников и
оправдавшей себя в минуту острой опасности
со стороны Катилины, теперь уже было невозможно;
пришлось лавировать между двумя соперниками,
Помпеем и Цезарем, отношения между которыми
были еще не враждебными, но уже неустойчивыми.
Цицерон склонялся более к Помпею, который
в это время решил более крепко связать
свою судьбу с сенатом; но после того как
Цицерон выступил в сенате против проекта
Цезаря о распределении кампанских земель,
Помпей и Цезарь, встретившись в Луке в
56 г., согласовали спорные вопросы, и Цицерону
пришлось произнести в сенате речь «О
консульских провинциях» которой он высказался
за продление наместничества Цезаря в
Галлии. Но с 54 г. отношения между Помпеем
и Цезарем снова ухудшились, и Цицерону,
только что завязавшему мнимую дружбу
с Цезарем через своего брата Квинта, который
был легатом Цезаря, опять пришлось решать,
на чью сторону ему встать.
Положение
Цицерона осложнялось еще тем,
что он был обязан своим
возвращением ряду лиц, из которых
далеко не все были ему симпатичны, но
которых он был вынужден защищать, если
им грозила опасность; так, в 56 г. он защищал
Публия Сестия, обвиненного в «насильственных
действиях», в 54 г. - Гнея Планция, обвиненного
в «домогательстве»; оба дела были, по-видимому,
несколько сомнительны, и Цицерону пришлось
больше говорить о той помощи, какую Сестий
и Планций оказали лично ему во время его
изгнания, чем оправдывать их поведение.
Ораторский талант Цицерона в эти годы
начинает сильно тускнеть; до нас, правда,
дошла его блестящая речь «В защиту Целия»,
но речи за Сестия и за Планция уже растянуты,
переполнены обвинениями и оскорблениями
по адресу Клодия, патетическими возгласами
и общими рассуждениями. В 52 г. Цицерон
был вынужден выступить по еще более сомнительному
делу: при довольно неясных обстоятельствах,
в схватке на Аппиевой дороге, Публий Клодий
был убит рабами Тита Анния Милона, народного
трибуна 57 г., сторонника возвращения Цицерона
из изгнания. Долг благодарности побуждал
Цицерона защищать этого человека, о котором
он сам был невысокого мнения (см. письмо
к Аттику, IV, 2, 7); кроме того, сторонники
убитого создали в городе такую напряженную
обстановку, что во время суда форум был
оцеплен войсками. Цицерон пытался доказать,
что Милон был неповинен в убийстве Клодия,
более того, что Клодий готовил Милону
засаду; однако это был один из немногих
случаев, когда речь Цицерона не привела
к оправданию обвиняемого: Милон был осужден
и удалился в изгнание.
В
51 г. до н.э. он был назначен
наместником Киликии, где, одержав
победу над разбойничими племенами Амана,
получил от войска почетный титул "императора".
Во время гражданской войны он присоединяется
к Помпею, после битвы при Фарсале возвращается
в Италию, получив в октябре 47 г. до н.э.
прощение Цезаря. В этот период Цицерон
удаляется от общественных дел и, занимаясь
философией, пишет многочисленные трактаты.
Убийство
Цезаря 15 марта 44 г. до н.э. пробуждает
в Цицероне надежды на возрождение
республики, и он возвращается
в Рим к активной политической
деятельности. Приняв сторону Октавиана,
он с сентября 44 г. до н.э. по апрель 43 г.
до н.э. произносит в сенате и народном
собрании свои знаменитые "Филиппики"
- обвинительные речи против Антония. Однако
Октавиан предает своего сторонника, и
при заключении его триумвирата с Антонием
и Лепидом (октябрь 43 г. до н.э.) Цицерон
вместе с 16 другими видными республиканцами
попадает в проскрипционные списки. При
попытке к бегству в начале декабря он
был убит. Его голова и правая рука были
доставлены обрадованному Антонию, который
поместил их на ораторской трибуне римского
форума.
Слава
Цицерона-оратора не померкла
в веках: у него учились и
ему подражали отцы Церкви
Лактанций, Амвросий Медиоланский,
Августин, писатели Возрождения
Петрарка и Боккаччо, французские
просветители Дидро, Вольтер, Монтескье,
Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Но
Римская империя под ударами
кочевых «варварских» народов
прекратила свое существование
и в истории мировой адвокатуры
начался новый этап.
IV.
Адвокатура в Византии
После
упадка Римской империи адвокатура
получила свое дальнейшее развитие в Византии.
С
перенесением столицы из Рима
в Константинополь законодательная
регламентация стала мало-помалу
охватывать все стороны адвокатской
деятельности. До сих пор адвокатурой
была во всех отношениях свободной
профессией и не имела организации. Теперь
она получает постепенно правильное устройство.
С IV в., в законодательных памятниках появляется
термин «сословие адвокатов» (ordo, collegium,
consortium advocatorum, causidicorum, togatorum). Затем, адвокаты
разделяются на штатных и сверхштатных;
при императоре Льве устанавливается
экзамен для кандидатов в адвокатуру (V
в.); ограничивается количество штатных
адвокатов в каждой провинции; предоставляются
различные привилегии, как всему сословию,
так и некоторым из его членов, словом,
законодательство стремится детально
регулировать профессиональную деятельность
адвокатов во всех аспектах..
Особое
значение для адвокатуры в
тот период имел кодекс Юстиниана,
представляющим собой, так сказать,
законодательную кристаллизацию всего
предшествующего развития римского права.
В Юстиниановых сводах мы находим стройно
организованную систему адвокатуры. Основной
принцип этой организации — отнесение
адвокатской профессии к должностной
службе. Адвокаты носили название сословия
(ordo).
Допущение
к адвокатуре зависело от начальника
провинции или города (в столицах),
т. е. от высшего административно-судебного
чиновника. По-прежнему не допускались
к адвокатуре несовершеннолетние,
страдающие некоторыми физическими
недостатками (глухие, слепые), женщины,
лишенные гражданской чести, подвергшиеся
уголовному наказанию, занимающиеся позорными
ремеслами и т. п. Вместе с тем от кандидатов
в адвокатуру требовались некоторые положительные
условия, именно: 1) окончание курса в одной
из юридических школ и 2) экзамен. При Юстиниане
юридические школы существовали только
в Константинополе, Риме и Берите. Все
остальные были запрещены.
Адвокаты
вносились в списки (rotula) по префектурам
в порядке их допущения к
профессии. Первый по списку назывался
старшиной (primas). Все адвокаты разделялись
на два разряда: штатных (statuti) и сверхштатных
(supernumerarii). Разница между ними состояла
в том, что число первых было ограничено
и они имели право выступать во всех судах,
а вторые не были ограничены в числе и
практиковали в низших судах. Штатные
назначались начальником провинции из
числа сверхштатных. Комплект штатных
был определен для каждой префектуры отдельно:
в префектурах Восточной и Иллирийской
их было по 150, в Римской и Константинопольской
— по 80, в Александрийской — 50.
Дисциплинарный
надзор за адвокатами принадлежал
так же, как и принятие в
число их, начальнику провинции.
Главными профессиональными преступлениями
считались: вероломная измена
клиенту (praevaricatio), вымогательство больших
гонораров, получение для себя части спорного
имущества и кляузничество. За эти и им
подобные нарушения профессиональных
обязанностей налагать одно наказание:
запрещение практики. Для адвокатов была
установлена особая профессиональная
присяга, которую они должны были произносить
не при вступлении в сословие, а в начале
каждого защищаемого дела. В этой присяге
они клялись: 1) что приложат все усилия
к тому, чтобы оправдать законные и справедливые
требования клиента, и 2) что не замедлят
отказаться от ведения дела даже во время
производства, если убедятся в его неправоте,
все равно будет ли эта неправота нравственной
или юридической, т. е. будет ли дело нечестным
(causa improba) или юридически неосновательным
(penitus desperata).
В
случае отказа адвоката от
такого дела, сторона по делу
не имела права приглашать
другого адвоката, чтобы, как говорится
в законе, «пренебрегая лучшими
адвокатами, стороны не стали
избирать нечестных».
Но,
к сожалению, адвокатура в Византии
не получила такого расцвета, как в Древней
Греции и Риме. История не сохранила имен
византийских адвокатов. Видимо, и по той
причине, что слишком жесткая система
организации адвокатуры, которая была
в Византии, приносила больше вреда для
расцвета адвокатского искусства, чем
пользы.
Формы
организации и принципы адвокатской
деятельности в Древней Греции
и Риме оказали влияние на
устройство адвокатуры в государствах
западной Европы. Юстинианово право,
как известно, послужило основой
для законодательств почти всех
цивилизованных народов. Что касается
самой Византийской империи, то преемники
Юстиниана довольствовались богатым кладом,
полученным от него в наследство, изредка
изменяя и дополняя его кодексы, сообразно
с изменявшимися условиями жизни.
«Эклога» Льва
Исавриянина (VIII в.), «Прохейрон» Василия
Македонянина (IX в.), вскоре заменивший
ее, и «Базилики» Льва Философа (IX, X в.),
- все это переводы на греческий язык с
незначительными переделками законов
Юстиниана.
Но
влияние римского права распространилось
далеко за пределы Византии. До XII века
оно сказывалось в тех странах, которые
были под владычеством Западной Римской
Империи до ее падения (476 г.), т. е. в Италии,
Галлии, Великобритании и некоторых германских
землях. После XII века оно получило силу
в остальных землях германского происхождения,
так что в XV и в XVI веках почти все христианские
народы западной Европы усвоили себе кодексы
Юстиниана. Само собой разумеется, что
та организация адвокатуры, которая была
начертана в них, оказывала большее или
меньшее влияние, сообразно с условиями
времени и места, на устройство этого института
у каждого из указанных народов. Но и традиции
республиканского Рима не погибли бесследно
в истории. Прорвавшись мало-помалу сквозь
сухую оболочку Юстиниановых норм, они
привились на почве Франции, Англии и некоторых
других европейских стран и вновь история
адвокатуры совершила крутой вираж.
V.
Адвокатура в Украине
Появление
профессиональной адвокатуры в
Российской империи, и в частности
в Украине, связано с судебной
реформой 1864 г., которая провозгласила
принципы независимости судей, гласности,
устности и состязательности судебного
процесса, ликвидировала сословный суд.
Были введены суд присяжных, адвокатура,
мировые суды. Получив законодательное
закрепление в судебных уставах, адвокатура
стала новым юридическим учреж дением.