Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:06, контрольная работа
«Саксонское зерцало» - не только отражение многих основных проблем сложной общественной жизни определенной страны в известное время. Его текст формировался и развивался исторически, его социальная роль и влияние, изменялись на протяжении веков. Все это делает «Саксонское зерцало» убедительной иллюстрацией слов В.И. Ленина о том, что «если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего».
Введение 3
1. Жанр «Зерцало» 4
2. Классы - Сословия по «Саксонскому Зерцалу» 6
3. Содержание «Саксонского Зерцала» 10
4. Обязательственное право 15
5. Судебная защита прав по «Саксонскому зерцалу» 19
6. Задача 25
Заключение 26
Список литературы 27
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОУ ВПО ЗУИЭП)
г. Пермь
Специальность «Юриспруденция»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»
Тема: «Саксонское Зерцало – памятник права средневековой Германии»
Проверил: научный руководитель к. ю. н., доцент_____________ (звание, должность) ___________ Логинова Т.Е. (личная подпись) (расшифровка подписи) Оценка: «___________» «_____» ____________ 20__ года |
Выполнил(а): студент(ка ) 2курса, группы ЮВБ-2012 (3 года обуч.) Кропотина А.Н.___________ (ф.и.о.) |
Пермь, 2013
Саксонское зерцало (нем. Sachsenspiegel)
«Саксонское зерцало» - один из важнейших памятников истории немецкой культуры и германского права эпохи феодализма, появившийся примерно 750 лет назад. Он получил широкое распространение и оказал большое влияние на последующее развитие культуры, и прежде всего правовой культуры ряда народов и стран Центральной и отчасти Восточной Европы. Автор памятника, Эйке фон Репков, родившийся около 800 лет тому назад, общепризнан как выдающийся представитель политической и правовой мысли, во многом передовой для своего времени и отчасти не утратившей значения для современности.
«Саксонское зерцало» объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая — ленному праву. «Право земли» содержало нормы, как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении «неблагородны» свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель [7].
Исследование «Саксонского зерцала» на протяжении долгого времени вызывает интерес во многих странах. Этот выдающийся памятник XIII в. привлекает внимание, прежде всего историков, юристов, филологов; его иллюстрированными рукописями серьезно занимаются искусствоведы. «Саксонское зерцало» изучается и там, где оно было создано и где жил его автор, в Германии.
«Саксонское зерцало» - не только отражение многих основных проблем сложной общественной жизни определенной страны в известное время. Его текст формировался и развивался исторически, его социальная роль и влияние, изменялись на протяжении веков. Все это делает «Саксонское зерцало» убедительной иллюстрацией слов В.И. Ленина о том, что «если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего».
Определенный интерес представляют части текста «Саксонского зерцала», в которых просматриваются следы более ранних эпох. Значительно обширнее представлены наглядные свидетельства экономического, политического, социального и правового быта средневекового общества с его феодальной эксплуатацией, сословным неравенством, религиозностью, раздробленностью, нередко - произволом и бесправием, невежеством и жестокостью [7].
В эпоху раннего средневековья в Европе происходит становление письменной традиции, начинают складываться правила письменного языка, появляются некоторые новые (в отличие от эпоса) жанры: миннезанг, шпрух и собственно правовые тексты - зерцала. Еще рано говорить о четком делении лексики в зависимости от стиля или от жанра, поскольку понятия, терминосистемы и традиция написания правовых текстов только начинает складываться. Термин «зерцало», в нем. яз. «Spiegel», обозначал в средневековье «произведение морально-религиозного, юридического или сатирического характера, чаще всего написанное в прозе. Первыми немецкими зерцалами были сборники обычного (феодального) права».
Название «Зерцало» заимствовано из христианской традиции: «Зерцало» - название литературного произведения нравоучительного и педагогического характера в Западной Европе и России («Великое зерцало»). Слово «Зерцало» осмысливается как отражение нормы. «Зерцало саксов - должна эта книга называться, так как здесь показывается право саксов так же, как в зеркале видно лицо женщины». То есть, для оправдания выбора термина используется метафора – довольно частый прием.
«Саксонское зерцало» является самым первым записанным зерцалом на немецком языке, в дальнейшем оно послужило основой для последующих произведений правового жанра («Швабское Зерцало», «Немецкое Зерцало»). Некоторые его особенности сохранились и до нашего времени - предисловие к современному Основному Закону Германии во многом следует традиции и «Саксонское зерцало».
В «Саксонском зерцале» встречаются примеры латинской традиции: Reimvorrede написано вдухе античной риторики, Prolgus и Textus Prologi - христианской традиции, Vorrede von herren geburt (договор о членах племенного союза) - латинской традиции. Авторство в «Саксонском зерцале» выражено только в предисловиях, написанных как раз в духе античной риторики (Reimvorrede), христианской традиции и латинской традиции (Vorrede von herren geburt - договор о членах племенного союза). В основном тексте авторство проявляется редко (в основном это разночтения разных рукописей, из чего можно заключить, что это более поздние вставки), то есть прослеживается устная традиция.
В тексте «Саксонского зерцала», несмотря на авторскую переработку, видны следы синкретичности. Некоторые части (положения), какие-то понятия непонятны и самому автору - нельзя забывать, что Айке фон Репков жил в переходную (для германской культуры) эпоху: появление письменности в национальных языках - создание новых механизмов функционирования языков, основных носителей мышления. Правовой текст описывает то, что должно быть - законность. Но законность воспринимается в рамках все той же «синкретической правды» [5].
Право, законы создаются для такого же восприятия мира, что и в мифологическом сознании. То есть исследователь правового текста сталкивается с теми же трудностями, что и исследователь мифологического текста при определении отношения человека прошедшей эпохи к окружающему миру.
Вся сословно-классовая структура Германии XIII в. находилась в соответствии со всей совокупностью господствовавших отношений феодальной земельной собственности. Поэтому содержание и форма этой собственности раскрываются в структуре феодального общества. В «Саксонском зерцале» связь прав на землю с сословно-классовой принадлежностью выступает весьма последовательно во всех частях памятника. В нем подробно изложено правовое положение всех сословий в XIII в. В Германии, различия их имущественных и личных прав. Средневековое право Германии знало деление лиц двоякого рода:
а) по правам состояния, чему соответствовало определенное отношение к суду (подсудность);
б) по военному рангу (щиту), чему соответствовало определенное положение на ступенях феодальной лестницы.
И то и другое деление имело непосредственное отношение к земельной собственности, к правам на землю, и то и другое деление носило строго сословный характер[7].
Первое деление различало свободных и зависимых, отражая, прежде всего основное классовое деление феодального общества. Из этого деления и основного неравенства людей исходят все юридические памятники средневековья, в том числе и «Саксонское зерцало».
Помимо основного деления на свободных и зависимых, «Саксонское зерцало» проводит различие в правах внутри указанного основного деления, отмечая многочисленные категории и тех и других. Тем не менее, основное деление имеет настолько существенное значение, что «Саксонское зерцало», исходя из того, что вергельд (пеня) устанавливается по происхождению, определяет одинаковый размер вергельда и пени (возмещения) для всех свободных (начиная от князей и кончая шеффенами) в размере 30 шиллингов. Деление свободных на «благородных» (freie Herren) и свободных, но «не благородных» (Schoffenbarfreie) проводило границу между верхушкой господствующего класса, в руках, которых сосредоточено крупное землевладение, и остальными свободными. К первой группе относились князья и графы; они обладали первыми четырьмя военными щитами. Князья являлись непосредственными вассалами короля. Они наделялись от имени короля знаменными ленами и правом суда[5]. «Имперские князья не должны иметь никакого другого светского господина, кроме короля. Нет такого знаменного лена, при помощи которого кто-либо мог бы стать имперским князем, если он не получил этого лена от короля»[7]. Князья обязаны были нести королевскую службу и участвовать в королевском суде. Духовные князья (епископы, аббаты) после избрания должны были сначала получить лен, а затем уже могли вступить в должность. Княжеский штраф был установлен в размере 100 фунтов. За князьями шли их вассалы - графы. Они, как правило, владели судебными ленами. Их землевладение было связано с правом имперского суда, правом судить приказом короля. По рангам военных щитов первый щит принадлежал королю, вторым и третьим - князьям, четвертый - графам. Во втором щите числились светские имперские князья и духовные князья (епископы, аббаты и аббатисы), а в третьем щите - те светские князья, которые являлись вассалами епископов.
Ниже этих «благородных»
земельных собственников
«Саксонское зерцало» причисляет к свободным также чиншевиков и арендаторов, но это были скорее полусвободные сословия. На высшей ступени зависимых сословий стояли министериалы (Dienstleute). Это было служилое сословие. Зависимость министериалов определялась именно их служилым положением. В XII в., в этом классическом периоде министериального права, каждый министериал был приписан к какой-нибудь службе при дворе короля, князя или графа. В лучшем положении были имперские министериалы, но и они резко отличались от привилегированного сословия; они даже не пользовались такими правами, как правом быть сельским старостой или (сельским) судьей. Однако постепенно их положение стало меняться в лучшую сторону. Сперва имперские, а затем и остальные министериалы стали переходить на положение лиц, принадлежащих к новому свободному рыцарскому сословию. Их служебное состояние постепенно перешло в ленное, и министериалы превратились в вассалов. Уже в 1300 г. Мекленбургское министериальное право говорит о «законных правах свободы» (jura legitima libertatis) министериалов[5].
По Ленному праву, если господин наделял министериала землей, то это осуществлялось не на основании ленных отношений (вассалитета), а по домениальному (вотчинному) праву. Осуществляя свое право наследования по Земскому праву наравне со свободными, министериалы не могли, однако, ни оставлять наследства, ни получать наследства за пределами властвования их господина, то есть вне круга лиц, находящихся под властью одного и того же господина.
Низ социальной лестницы образовывали различные разряды крестьян. Значительно позднее они слились в более или менее однородную массу. В прошлом некоторые категории крестьян были свободными собственниками и в качестве таковых отличались от ранее несвободных крестьян. «Саксонское зерцало» различает несколько разрядов крестьян[5].
Два разряда крестьян-чиншевиков находились в почти одинаковом положении: юридически считались свободными, могли избираться на должность судебного исполнителя, если имели не менее трех гуф, имели право быть заседателями в суде шультгейса, были защищены одинаковой пеней и одинаковым вергельдом и так далее, но фактически были зависимыми. Во-первых, это биргельды. Они несли денежные повинности (чинш и др.), были подсудны не земскому суду, а суду шультгейса и сельскому старосте. Во-вторых, обыкновенные чиншевики, которые платили чинш своему господину. Биргельды то же, что и обыкновенные чиншевики, а различие между ними лишь в том, что биргельды имели право продавать свою землю и передавать ее по наследству, а обыкновенные чиншевики не имели права отчуждать свою землю[5].
Следующую, по нисходящей, категорию свободных крестьян образовывали арендаторы -- ландзассы. Это безземельные крестьяне, которые сидели в качестве арендаторов на чужих землях, пришельцы, временно обрабатывающие чужую землю. «Они приходят и уходят вроде гостей и не имеют собственности в стране» [7]. Крестьяне этого разряда юридически считались свободными и были защищены пеней и тем же вергельдом, что и чиншевики. Ландзассы участвовали в суде гографа (низший суд). Крепостной, отпущенный на волю, приобретал право ландзасса.
Ландзассами заканчивается
перечень категории крестьян, которые
признавались свободными. Далее следовали
уже полусвободные крестьяне-
Информация о работе История государства и права зарубежных стран