История развития конституции России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………...........................................................................................3
1. Сущность и виды конституций …………………………………….……6
1.1. Понятие, структура, форма, функции и сущность конституции. 6
1.2. Виды конституций……………………………………………………8
2. История развития конституции в России…………………….…….….….12
2.1 Конституция РСФСР 1918 года………………………………….……12
2.2. Конституция 1925 года…………………………………………….…..19
2.3. Третья конституция 1937 года…………………………………………21
2.4 Конституция 1978 года. ………………………………………………..23
3. Современная конституция 1993 года………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………..31
Список используемых источников и литературы…………………………35

Файлы: 1 файл

История развития Конституции РФ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

5. Следует указать и на такую особенность конституции, как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6. С юридической точки зрения, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности  Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного  изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

Историческое значение Конституции 1918 года заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

 

2.2. Конституция  1925 года.

 

Следующая Конституция, принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года.

    Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года стал затем составной частью первой Конституции СССР 1924 года. В соответствии с этим Договором независимые социалистические республики приобрели статус союзных советских социалистических республик  и образовали новое государственное объединение – СССР.

В Договоре решался вопрос распределения компетенции между  федерацией и ее субъектами, а также  об образовании высших органов федерации, урегулирование вопросов гражданства; устанавливается принцип верховенства союзного закона. Договор устанавливал, что за каждой республикой сохраняется право свободного выхода из состава Союза ССР. Договор обязывал союзные республики внести изменения в свои конституции на основе союзного договора.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года верховным органом государственной  власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами – Центральный  Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК СССР.

Вторая Конституция РСФСР, принята 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в  стране, происшедшее в связи с  окончанием гражданской войны и образованием СССР. Черты преемственности в этой Конституции положений Конституции 1918 года значительны. Характерно, что в ряде случаев имеются ссылки на нормы последней.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция РСФСР 1925 года не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

Эта конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласит «Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик».

В ст. 19 определяется, что  в пределах, указанных в Конституции  СССР и по предметам, отнесенным к  компетенции Союза, на территории РСФСР  имеют обязательную силу постановления  верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Этим косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в Конституции 1925 года не содержится. Не было также закреплено в этой Конституции сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924 года имелась).

Конституция 1925 года подробно регламентирует устройство советской власти:  закрепляет систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Последующее конституционное развитие РСФСР также напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии все большего совпадения структур и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик, поэтому основные черты и особенности последующих советских конституций РСФСР являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

 

2.3. Третья конституция  1937 года.

 

Конституция СССР 1936 года («сталинская», утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года) окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан.

Президиуму  Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Победа социализма к середине 30-х годов, огромные изменения  в социально-экономической, политической  и духовной сферах социальной жизни, укрепление демократических начал  организации государственной власти потребовали отражения в Конституции СССР.

Всесоюзный  съезд Советов принял решение  внести в Конституцию Советского государства изменения и дополнения, однако Конституционная комиссия не ограничилась внесением изменений  в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года, а выработала новый проект основного Закона, который всецело учел весь предшествующий опыт конституционного строительства Советского государства.

Третья Конституция  РСФСР принята 21 января 1937 года. Ее принятие явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

Обновление  всей конституционной системы Союза  объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ  социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

В Конституцию  СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с  этим в них были закреплен ряд  новых прав и свобод, а также обязанностей. Они сохранили, как и прежние: классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается в статье 2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

Конституция РСФСР  провозгласила завершение строительства  основ социализма. Она закрепляла, как и Конституция СССР, все  главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции.

Впервые в Конституцию  РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза  ССР, но, как и многое другое в  этой конституции являлось лишь фикцией. Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Впервые закреплена норма о национальных округах. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию  РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

 

2.4. Конституция  1978 года.

 

Новая («брежневская») Конституция СССР принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР. Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году.

На ее основе в РСФСР, как и в других союзных  республиках, была принята Конституция 1978 года.

В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года говорится о преемственности идей и принципов с тремя ее предшественницами.

Конституция 1978 года воплощала теоретически несостоятельную  концепцию построения развитого  социализма и общенародного социалистического  государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа, закреплялась общественная собственность на средства производства.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.

Классовый характер конституции подчеркивался и  тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, определив ее в статье 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».

Появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу Конституции СССР (в прежней она включалась в десятую и положение о ней составляло часть ст. 126). Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Сохранилась в Конституции 1978 года классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией».

Однако рамки  ее были значительно расширены. Утверждался  в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, охрану здоровья и так далее.

Конституция Российской Федерации 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.

Конституция РСФСР, вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 года в ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала в значительной мере более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так в разделе 1 «Основы общественного строя и политики» выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». В отношении положений Конституции РСФСР, отражающих ее федеративное устройство, можно отметить следующие моменты: преобразовала национальные округа в автономные, впервые перечислила их поименно в Конституции; повысила уровень актов об автономных областях и автономных округах, указав, что их статус определяется Законом РСФСР (ранее предусматривалось Положение).

Информация о работе История развития конституции России