История развития конституции России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
Понятие Конституции РФ и её развитие;
Правовые особенности Конституции РФ;
Основные понятия Конституции Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………...........................................................................................3
1. Сущность и виды конституций …………………………………….……6
1.1. Понятие, структура, форма, функции и сущность конституции. 6
1.2. Виды конституций……………………………………………………8
2. История развития конституции в России…………………….…….….….12
2.1 Конституция РСФСР 1918 года………………………………….……12
2.2. Конституция 1925 года…………………………………………….…..19
2.3. Третья конституция 1937 года…………………………………………21
2.4 Конституция 1978 года. ………………………………………………..23
3. Современная конституция 1993 года………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………..31
Список используемых источников и литературы…………………………35

Файлы: 1 файл

История развития Конституции РФ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Конституция 1978 года впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР. Конституция РСФСР 1978 года простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. В период перестройки депутаты поправили ее, внеся в 1989 году сразу 25 поправок. Депутатский корпус 1990-1993 годов пошел дальше: с мая 1990 по октябрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов об изменениях и дополнениях Основного Закона (31 мая, 16 июня, 15 декабря 1990 года; 24 мая, 1 ноября 1991 года; 21 апреля, 9 декабря, 10 декабря 1992года), внеся более трехсот поправок: в 1990 году – 53, в 1991 году – 29, в апреле 1992 года – 177, на седьмом Съезде в декабре 1992 года – около 90. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РСФСР пробрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РСФСР были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была внесена Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федерального договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключения из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. Это уже была не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства.

 

3. Современная Конституция  – 1993 года

 

После распада  СССР, в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года).

В Декларации закреплено новое название – Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.

 В 1993 году  Президент РФ созвал Конституционное  совещание для разработки новой  Конституции. В его работе приняли  участие представители политических  партий и движений, ученые, представители  субъектов РФ, народные депутаты России и другие. Референдум по принятию новой конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России – Федерального Собрания. В референдуме приняли участие 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них высказались за конституцию 58,4 процента.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный  переходной период и стала одним  из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических  структур. Она принималась в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу. Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами.

Новая Конституция  была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Это – реально действующая конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии – КПСС.

Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались  еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру  высших органов государственной  власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала  серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

Сильная президентская  власть – стержень Конституции 1993 года, ее основное политическое содержание. Своеобразной формой ее защиты явилась  и процедура поправок и пересмотра Конституции. Полномочия президента получили тщательную юридическую проработку. Пожалуй, только пределы этих полномочий не всегда ясно обозначены. Такова, например ст. 20 Конституции, устанавливающая только одно ограничение относительно полномочия президента издавать указы и распоряжения (они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам), но ничего не говорящая об их характере. Одной, из последних поправок, является положения о том, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» и о том, что « Государственная Дума избирается сроком на пять лет» (Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 года).

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти. Конституция  обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок.

Но, к сожалению, многие положения Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет  ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими методами и средствами.

Нерешенность  проблемы соотношения центра и мест привела к созданию Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года федеральных округов с назначением полномочных представителей. Мера, безусловно, полезная. Но в тексте Конституции РФ для нее вряд ли можно найти иное основание, кроме ч. 1 ст. 90 («Президент издает указы…») и ст. 83 (о назначении и освобождении полномочных представителей).

В системе государственных  органов последнего десятилетия  крупную роль играет Администрация  Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре  и полномочиях не сказано ничего.

Очень расплывчато  определен способ формирования Совета Федерации.

Такого рода примеры свидетельствуют о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового  регулирования.

Достоинство Конституции  видят в том, что она позволяет  изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г.  является ее адекватный характер складывающимся в  обществе общественным  отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования.  В ней нашли воплощение  то, что достигнуто  и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности,  политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина,  федеративное устройство,  основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и так далее.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений.  Она содержит нормы, регулирующие  наиболее  важные  общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию  они предельно абстрактны,  ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также  ее прямое действие.  Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В  соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении.  Это  придает  им  действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для  Конституции Российской Федерации  характерны незыблемость и обеспечение  прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том,  что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства" (ст.  2).  При этом особо подчеркивается,  что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы  человека  и гражданина  в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17). Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.              

Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций  Конституция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.  
Заключение

 

Конституция РФ – это единый, обладающий особыми  юридическими свойствами нормативно –  правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и  свобод человека и предусматривающая  демократизм организации публичной  власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным  системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного  и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

- учредительный характер (нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция – это акт, принимаемый,  как правило, народом, или от  имени народа);

- верховенство (Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, обеспечивает формирование правового государства, подчинение государства праву);

- прямое действие (Конституцию РФ должны соблюдать  все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);

- реальность (соответствие  норм Конституции складывающимся  в действительности общественными  отношениями, способностью объективно  отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других  сферах);

- наличие базовых,  основных принципов(она определяет  процесс правотворчества – устанавливает порядок субъектов и принятия правовых актов, содержит перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней);

- программность (конституционные положения придают ориентацию развитию общества, характеризуют общность важнейших целей государства, личности в какой-то степени отражают общенациональную, общенародную идею);

- стабильность (обеспечивает сохранение принципов  общественного и государственного строя);

- особая охрана (в ней задействована вся система  государственных органов государственной  власти, осуществляющих охрану в  различных правовых формах).

Основные черты  и юридические свойства Конституции  взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

Информация о работе История развития конституции России