Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 09:11, аттестационная работа
История развития всей системы римского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран. Родина римского права античная Италия, а ещё точнее Рим, " вечный город " остающийся не только хранителем стародавних реликвий, но и одним из крупнейших центров современной цивилизации.
I Введение с 2
II История создания Законов XII таблиц с 3-5
III Законы XII таблиц с 6-14
IV Общая характеристика с 15
V Семейно-брачное право с 16
VI Наследственное право с 17
VII Уголовное право с 18
VIII Судебный процесс с 19
Заключение с 20
Список использованной литературы с 21
Оглавление
I Введение
II История создания Законов XII таблиц
III Законы XII таблиц
IV Общая характеристика
V Семейно-брачное право
VI Наследственное право
VII Уголовное право
VIII Судебный процесс
Заключение
Список использованной литературы
I Введение
История развития всей системы
римского права в целом изучается
в составе курса истории
II История создания Законов XII таблиц
Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название "Законов XII таблиц". В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного .
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были чужеземцы, освобожденные рабы или их потомки, торговцы и ремесленники, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. В непосредственной связи с ними были клиенты (от лат. Clients - послушный), которые получали от них скот, землю, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы. Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Но они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.
Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат. Его члены назывались "отцами" - patres. В компетенцию сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.
Военное предводительство,
верховные жреческие и
Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло резкое несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.
Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.
Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять невооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.
Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старшая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.
Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.
Позже состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе. Так возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции: всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.
Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.
Развитие ремесел и торговли, которыми все больше и больше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев выделилась богатая торгово-ремесленная знать. С другой стороны, возросло количество неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне патрицианской родовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострению отношений между социальными группами.
Римский плебс в V-IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественного поля, которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить право оккупации завоеванных земель, которым пользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах.
К первой половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решения аграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделить захваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула в стремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э. народный трибун Ицилий провел закон о разделе между бедняками земель на Авентине.
Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.
Чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политических правах. И только в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магистратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.
Изгнание царей и учреждение Республики было результатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. Республиканское правление было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общество достаточно далеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права. Важным этапом этой борьбы являлось опубликование Законов XII таблиц.
Этот древнейший из сохранившихся сборников римских законов восстановлен по цитатам и пересказам более поздних античных авторов. Согласно традиции, законодательство XII таблиц датируется 451-450 гг. до н.э. Архаичность языка и характер отраженных в памятнике социальных отношений подтверждает эту датировку. Для источниковедческой характеристики XII таблиц необходимо учесть зафиксированные в них пережитки первобытности, а также нормы, восходящие к законодательству рексов, что может быть определено только с помощью сопоставлений с сообщениями античных писателей. Так, предание смерти за нарушение верности клиентских отношений (VIII, 21), как и разрешение убивать детей-уродцев (IV, I), определяется Дионисием Галикарнасским как установления Ромула. Почетное положение жриц Весты (V, I), согласно Плутарху, учреждено Нумой. Закон об эмансипации сына после трехкратной продажи его отцом (IV, 2) Дионисий относит к незапамятным временам, т.е. к началу царской эпохи. Необходимая квота в пять свидетелей (VI, I; 5б) упоминается Дионисием применительно ко времени Ромула.
Законы XII таблиц рисуют сложный состав римской общины начала Республики, разные формы собственности, которые в ней существовали. Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и др.
III Законы XII таблиц
Законы XII таблиц – древнейший свод римского права, составленный согласно свидетельству Тита Ливия в 451-450гг. до нашей эры коллегией мужей – децемвиров. До нас текст памятника дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов. Последнее обстоятельство надо учитывать при изучении текста, восстановленного исторической наукой. Опущены обычно приводимые в самом тексте имена цитируемых авторов и названия их сочинений, а также некоторые места, допускающие противоречивые толкования.