История становления и развития государственной службы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

Российское общество начала текущего столетия пребывает в состоянии системных, стратегических реформ, не просто охватывающих практически все сферы жизнедеятельности по-прежнему огромной страны, но и имеющих фундаментальный характер с точки зрения перспектив и направления социально-экономического развития. Ситуация требует основательного совершенствования системы государственного управления и кардинального повышения эффективности и ответственности деятельности государственных служащих. В этом видится залог как удачного и поступательно верного развития российского общества, так и качества решения многочисленных проблем и трудностей.

Файлы: 1 файл

история реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя  дореволюционный этап государственной  службы России, следует отметить, что  в этот период (указ Николая I, июнь 1843 г.) с целью повышения эффективности  деятельности чиновников была введена практика испытательного срока, а в ряде ведомств - специальных экзаменов перед утверждением в должности. Было введено принесение присяги при поступлении на гражданскую службу, а также учрежден институт кандидатов на выдвижение (кадровый резерв, говоря современным языком). Эти институты используются в организации и функционировании государственной службы нынешней России (кроме присяги гражданских служащих).

Комплекс правовых и административных действий позволил превратить государственный аппарат в достаточно слаженный и успешно действовавший механизм государственного управления, приводивший в движение громадный и сложнейший организм Российской империи. Свое функционирование он прекратил в 1917 г.

Советский период истории России с точки зрения государственной службы начался с ликвидации дореволюционной госслужбы декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 11 ноября 1917 г. В стране была изменена система государственного управления. Согласно Конституции РСФСР, принятой в 1918 г., основой системы государственного управления стали Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - представительные органы, действовавшие на всех уровнях политической власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, между съездами - ВЦИК. Главным исполнительным органом стал Совет народных комиссаров. Созданные вместо министерств 18 народных комиссариатов обеспечивали управление промышленностью, финансами, транспортом и другими отраслями. Граждане, работающие в центральных и местных органах госвласти, считались государственными служащими. А поскольку "руководящей и направляющей силой" общества являлась Коммунистическая партия, то постепенно произошел процесс сращивания партийных и государственных структур, и соответственно, партийной и государственной службы. Чаще всего в отношении лиц, занятых на партийной и государственной работе, в употреблении был термин "партийные и советские кадры".

Подобную основу система государственного управления и работы партийных и советских  кадров сохранила, хотя и претерпела ряд изменений (не носящих принципиального  характера), поскольку за 75 лет - с 1917 по 1992 г. - прошла несколько этапов реформ, развития и "перестройки". В качестве основных признаков функционирования государственной службы в советский период можно отметить следующие:

в условиях верховенства в стране Коммунистической партии Советского Союза государственная служба не была самостоятельным социально-правовым институтом, во многом она носила подчиненный характер по отношению к партийной работе, срастаясь с последней;

к госслужащим  практически относились все лица, местом работы которых были государственные  учреждения и организации, и получающие заработную плату из бюджетных средств (включая учителей и врачей);

правовое положение  госслужащих, как правило, определялось трудовым законодательством, за исключением  военнослужащих и сотрудников органов  внутренних дел и государственной безопасности. Пожалуй, лишь "Временные правила о службе в государственных учреждениях и на предприятиях", утвержденные ВЦИК РСФСР 21 декабря 1922 г., действовали в отношении служащих государственных организаций и учреждений по всей стране;

применялся  служебно-номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Партийные, советские и производственные кадры подбирались "по моральным, деловым и профессиональным качествам". Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Кадровое "сито" гарантировало качественный отбор по критериям очевидным и убедительным для всех. Случайные факторы (приятельские отношения и др.) полностью не исключались, но они играли роль только при прочих равных условиях. Принцип подбора и расстановки кадров "по преемственности" абсолютно превалировал над принципом "замены командой";

гарантированно  обеспечивалось достаточное и достойное  материально-финансовое обеспечение  и социальные льготы.

С прекращением в декабре 1991 г. существования СССР перед его преемницей - Российской Федерацией - встал вопрос об организации новой системы государственной службы. Это было связано, в первую очередь, с необходимостью решения проблемы создания новой российской государственности в условиях смены политического устройства, системы социально-экономических отношений, структуры экономики (перехода от административно-командной к рыночной экономике). Правовые основы новой российской государственности были заложены в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая утвердила продолжение государственного строительства на основе принципов федерализма и закрепила положение о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ней признан принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Реализация положений Конституции РФ 1993 г. позволила, несмотря на определенные недостатки, сформировать основу новой российской государственности, государственного и муниципального управления, социально-правового института государственной и муниципальной службы.

В целях решения  проблемы создания новой системы государственной службы 3 июня 1993 г. вышел Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации". Однако путь создания таковой системы оказался неблизким. Почти через 10 лет, 27 мая 2003 г., был принят Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации".

Однако, несмотря на предпринятые меры в области построения государственности, создания новой  системы государственного управления и новой системы государственной службы России, к концу 90-х гг. обнаружилась их малоэффективность по ряду направлений функционирования, слабость российской государственности, нерешенность ключевых для российского общества задач в области экономики и социальной сферы, негативные тенденции в деятельности госслужбы и муниципальной службы (коррупция государственных и муниципальных служащих, взяточничество, непрофессионализм в работе).

На повестке дня остро встал вопрос о необходимости проведения как административной реформы, так и реформы государственной службы, а также реформы муниципальной службы. В целях реформирования государственной службы 15 августа 2001 г. была принята Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, а 19 ноября 2002 г. Президент РФ своим Указом N 1336 утвердил федеральную целевую программу "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)". Указом были определены основные направления реформирования государственной службы РФ:

1) создание комплексной  нормативно-правовой основы регулирования  госслужбы РФ;

2) разработка  эффективных механизмов проведения  кадровой политики в сфере  госслужбы РФ в целях оптимизации  состава госслужащих;

3) выработка  мер по совершенствованию оплаты труда госслужащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения госслужбы РФ, по рациональному использованию в системе госслужбы современных информационных технологий;

4) внедрение  программ подготовки кадров для  госслужбы РФ и профессионального развития госслужащих;

5) формирование  системы управления государственной  службой РФ.

В целях реализации положений Концепции и Программы  реформирования госслужбы были приняты  основополагающие Федеральные законы: "О системе гражданской службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ и "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Закон о гражданской службе фактически не стал законом прямого действия, он предусматривает принятие более двух десятков нормативных правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), которые позволят наполнить его нормы реальным содержанием. Поэтому в настоящее время продолжается нормотворческая деятельность по созданию комплексной нормативно-правовой основы регулирования госслужбы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Вывод.

Таким образом, создание и становление социально-правового  института государственной службы России - не дело только сегодняшнего дня. Этот процесс прошел богатый событиями исторический путь. В процессе формирования и развития института государственной службы современной России учитываются исторические и национальные особенности функционирования госслужбы, складывавшиеся на протяжении нескольких столетий, а также зарубежный опыт.

Государственные служащие - граждане, ответственные  не только за наше настоящее, но и будущее. От эффективности реформы системы  государственного управления и реформы  государственной службы зависит качество жизни в государстве. В нынешних условиях общество находится в крайне затруднительном положении - необходима более разумная, продуманная организация жизнедеятельности всех сфер общества, эффективная система управления.

А.С. Пушкин с горечью писал: "Дай, Бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес: он что-то, кажется, исчез!". Ожидания в обществе по отношению к органам государственной власти и к гражданам, служащим обществу, по-прежнему высоки - ожидания здравомыслящей, рациональной политики, разумных действий, справедливости, борьбы с мздоимцами, расхитителями и проч. Российскому обществу нужна такая отечественная служба, которая позволит природно и ресурснобогатую, но реально бедную Россию превратить в процветающее, социально гармоничное государство. Этим объясняется высокая значимость результатов проводимых в стране реформ. Отсюда надежда на качественное (в профессиональном и нравственном отношениях) улучшение кадрового состава госслужащих, способных государственно мыслить и руководить, принимать взвешенные решения и нести за них ответственность, всемерно способствовать возрождению и процветанию российского общества. Эти функции и обязанности поручены государству обществом.

Государственный служащий может и должен помочь стране восстановить чувство национальной гордости и национального достоинства. Он должен восстановить и укрепить свое доброе имя. Гораздо предпочтительнее для всех, если общество будет оперировать не термином "горе-чиновники", а терминами "достойные чиновники", "уважаемые слуги народа". Российское общество вот уже второе десятилетие ожидает нового, разумного слова в организации вопросов управления государством и деятельности отечественной госслужбы. Понятно, что не все новое хорошо. Важно, чтобы вышло нечто хорошее, ведь все хорошее - ново!


Информация о работе История становления и развития государственной службы в России