Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:47, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы, избирательного процесса в РФ и ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 1. дать понятие избирательной системы в РФ; 2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ; 3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ; 4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса. 5. дать понятие нарушению прав избирателей. 6. рассмотреть виды нарушений прав избирателей.
Содержание работы
Введение……………….…………………………………………………….........2 Основная часть: Глава 1. Избирательная система в РФ: 1.1. Понятие избирательной системы в РФ…….………………………………4 1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………5 Глава 2. Избирательный процесс в РФ: 2.1. Понятие и принципы избирательного процесса……...............................10 2.2. Структура и стадии избирательного процесса………….………………...11 Глава 3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан: 3.1. Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………………….18 3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………………….26 Заключение………………………………………………………………………33 Список использованной литературы………………………………................36
Избирательные участки для
граждан Российской Федерации, находящихся
на территориях иностранных государств,
образуют руководители дипломатических
представительств или консульских учреждений
Российской Федерации на территории страны
их пребывания. Требование о числе избирателей
на каждом избирательном участке может
не применяться при образовании избирательных
участков за пределами территории Российской
Федерации.
В ст. 22 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"20 предусмотрено, что избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации,
избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные избирательные
комиссии, территориальные, участковые
комиссии формируются на основе предложений
политических партий, выдвинувших списки
кандидатов, допущенные к распределению
депутатских мандатов в Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации, законодательном (представительном)
органе государственной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации, иных общественных
объединений21.
Статья 32 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" закрепляет
право выдвижения кандидатов. Граждане
Российской Федерации, обладающие пассивным
избирательным правом, могут быть выдвинуты
кандидатами непосредственно либо в составе
списка кандидатов в соответствии с настоящим
Федеральным законом, иным законом. Непосредственное
выдвижение кандидатов может быть осуществлено
путем самовыдвижения, выдвижения избирательным
объединением. Выдвижение кандидатов
в составе списка кандидатов может быть
осуществлено избирательным объединением.
Статья 37 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" определяет порядок сбора
подписей в поддержку выдвижения кандидатов,
списков кандидатов, инициативы проведения
референдума. Федеральными законами, законами
субъектов РФ может быть предусмотрено,
что для регистрации кандидатов в соответствующую
избирательную комиссию должны быть представлены
также сведения о доходах и об имуществе,
принадлежащем кандидату на праве собственности.
Граждане Российской Федерации,
общественные объединения, политические
партии вправе в допускаемых законом формах
и законными методами вести агитацию за
участие в выборах, за или против любого
зарегистрированного кандидата (за список
кандидатов или против него). Кандидатам
и избирательным объединениям и блокам
гарантируются равные условия доступа
к средствам массовой информации. Предвыборная
агитация может осуществляться через
средства массовой информации, путем проведения
предвыборных мероприятий, в том числе
собраний и встреч с избирателями, публичных
предвыборных дебатов и дискуссий, митингов,
демонстраций, шествий, выпуска и распространения
агитационных печатных материалов22.
Голосование на выборах проводится
в календарный выходной день. Время начала
и окончания голосования устанавливается
законами, как правило — с 8 до 22 часов.
О времени и месте голосования территориальные
и участковые избирательные комиссии
обязаны оповестить избирателей не позднее
чем за 20 дней до дня его проведения через
средства массовой информации или иным
способом. Подсчет голосов избирателей
осуществляется членами участковой избирательной
комиссии с правом решающего голоса на
основе поданных избирателями избирательных
бюллетеней.
Наряду с основными (обязательными)
стадиями необходимо различать факультативные
стадии избирательного процесса. Для факультативных
стадий характерно то, что они могут претендовать
на реальное автономное существование
только в том случае, если прямо предусмотрены
законодательством о выборах и лишь при
наступлении упомянутых в нем обстоятельств.
Исходя из этого, факультативной стадией
избирательного процесса является стадия
повторного голосования.
Глава 3. Ответственность
за нарушение избирательных прав граждан
3.1 Административная
ответственность за нарушение избирательных
прав граждан
Значительная часть нарушений
избирательных прав граждан влечет применение
мер административной ответственности,
в силу чего институт административной
ответственности занимает заметное место
в системе охранительных юридических
гарантий осуществления гражданами активного
и пассивного избирательного права23.
Административные правонарушения
в этой сфере и ответственность за их совершение
предусмотрены главой 5 (статьи 5.1 - 5.25)
КоАП РФ.
Исходя из специфики и предметной
характеристики отношений, являющихся
объектом правонарушения, последние можно
классифицировать по определенным группам:
- нарушения, связанные с
осуществлением деятельности избирательных
комиссий;
- нарушения индивидуальных
прав субъектов избирательного
права;
- нарушения установленных
законом правил финансирования
избирательной кампании и кампании
референдума;
- нарушения установленных
законом правил ведения предвыборной
агитации и прав граждан на
получение информации о выборах
и референдуме;
- нарушения правил голосования
и установления результатов выборов
и референдума24.
К первой группе относятся следующие
административные правонарушения:
- нарушение права гражданина
на ознакомление со списком
избирателей, участников референдума,
либо нерассмотрение в установленный
законом срок заявления о неправильности
в списке избирателей, участников
референдума, либо отказ выдать
гражданину письменный ответ
о причине отклонения заявления
о внесении исправления в список
избирателей, участников референдума
(статья 5.1 КоАП РФ);
- неисполнение решения
избирательной комиссии (комиссии
референдума), принятого в пределах
ее компетенции, а равно непредставление
государственными органами, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями, организациями независимо
от формы собственности, в том
числе организациями, осуществляющими
теле- и (или) радиовещание, редакциями
периодических печатных изданий, а также
должностными лицами указанных органов
и организаций в избирательную комиссию,
комиссию референдума сведений и материалов,
либо представление таких сведений и материалов
с нарушением установленного законом
срока, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ
(статья 5.3 КоАП РФ);
- нарушение установленного
законом порядка представления
сведений об избирателях, участниках
референдума либо представление
недостоверных сведений об избирателях,
участниках референдума соответствующим
избирательным комиссиям должностным
лицом, на которое законом возложена
эта обязанность (статья 5.4 КоАП РФ).
Субъектами указанных нарушений
являются члены соответствующих избирательных
комиссий либо должностные лица и иные
субъекты, на которых законом возлагается
обязанность исполнять решения избирательных
комиссий и предоставлять им необходимые
сведения (статья 5.3). Объективная сторона
может выражаться как в противоправных
действиях указанных субъектов, так и
в бездействии, а субъективная сторона
характеризуется как в умысле, так и неосторожности25.
В группу нарушений индивидуальных
прав субъектов избирательного права
включаются:
К административным правонарушениям
в сфере финансирования избирательных
кампаний и референдума можно отнести:
- непредоставление кандидатом,
лицом, являвшимся кандидатом, лицом,
избранным депутатом или на
иную выборную должность, либо
избирательным объединением, инициативной
группой по проведению референдума,
иной группой участников референдума,
кредитной организацией в установленный
законом срок отчета, сведений
об источниках и о размерах
средств, перечисленных в избирательный
фонд, фонд референдума, и обо
всех произведенных затратах
на проведение избирательной
кампании, кампании референдума, неполное
предоставление в соответствии
с законом таких сведений либо
предоставление недостоверных отчета,
сведений (часть 1 статьи 5.17 КоАП РФ);
- непредоставление, не предусмотренное
законом неполное предоставление
либо несвоевременное предоставление
председателем избирательной комиссии,
комиссии референдума в средства
массовой информации для опубликования
сведений о поступлении и расходовании
средств избирательных фондов, фондов
референдума либо финансовых отчетов
кандидатов, зарегистрированных кандидатов,
избирательных объединений (часть 2 статьи
5.17 КоАП РФ);
- использование кандидатом,
избирательным объединением, инициативной
группой по проведению референдума,
иной группой участников референдума
при финансировании своей избирательной
кампании или кампании референдума
денежных средств, не перечисленных
в избирательный фонд, фонд референдума,
или денежных средств, поступивших
в избирательный фонд, фонд референдума
с нарушением законодательства
о выборах и референдумах, а
равно расходование иными лицами
в целях достижения определенного
результата на выборах, референдуме
денежных средств, не перечисленных
в избирательный фонд, фонд референдума,
если эти действия не содержат
уголовно наказуемого деяния, либо
превышение установленных законом
предельных размеров расходования
средств избирательного фонда, фонда
референдума, либо расходование
денежных средств избирательного
фонда, фонда референдума на не
предусмотренные законодательством
о выборах и референдумах цели
(статья 5.18 КоАП РФ);
- использование в ходе
проведения избирательной кампании,
подготовки и проведения референдума
кандидатом, избирательным объединением,
инициативной группой по проведению
референдума, иной группой участников
референдума, их уполномоченными
представителями по финансовым
вопросам в целях достижения
определенного результата на
выборах, референдуме без компенсации
за счет средств соответствующего
избирательного фонда, фонда референдума
материальной поддержки, оказанной
гражданами, юридическими лицами, их
филиалами, представительствами и
иными подразделениями юридических
лиц, за исключением использования
избирательным объединением, выдвинувшим
список кандидатов, без оплаты
из средств избирательного фонда
недвижимого и движимого имущества
(за исключением ценных бумаг,
печатной продукции и расходных
материалов), находящегося в его
пользовании на день официального
опубликования (публикации) решения
о назначении выборов, а также
использование анонимной материальной
поддержки, если эти действия
не содержат уголовно наказуемого
деяния (статья 5.19 КоАП РФ)26.
Оказание финансовой поддержки
избирательной кампании кандидата, избирательного
объединения, деятельности инициативной
группы по проведению референдума, иной
группы участников референдума помимо
их избирательных фондов, фондов референдума,
либо бесплатные или по необоснованно
заниженным (завышенным) расценкам выполнение
работ, оказание услуг, реализация товаров
юридическими лицами, их филиалами, представительствами
и иными подразделениями, связанных с
проведением выборов, референдума и направленных
на достижение определенного результата
на выборах, на выдвижение инициативы
проведения референдума, на достижение
определенного результата на референдуме,
либо выполнение оплачиваемых работ, реализация
товаров, оказание платных услуг, направленных
на достижение определенного результата
на выборах, на выдвижение инициативы
проведения референдума, на достижение
определенного результата на референдуме
без документально подтвержденного согласия
кандидата или его уполномоченного представителя
по финансовым вопросам, уполномоченного
представителя по финансовым вопросам
избирательного объединения, инициативной
группы по проведению референдума, иной
группы участников референдума и без оплаты
из соответствующего избирательного фонда,
фонда референдума, либо внесение пожертвований
в избирательный фонд, фонд референдума
через подставных лиц, либо оказание кандидату,
инициативной группе по проведению референдума,
иной группе участников референдума для
проведения соответствующей избирательной
кампании, кампании референдума материальной
поддержки, направленной на достижение
определенного результата на выборах,
референдуме, без компенсации за счет
средств соответствующего избирательного
фонда, фонда референдума, если эти действия
не содержат уголовно наказуемого деяния
(статья 5.20 КоАП РФ);
- неперечисление, а равно
перечисление с нарушением установленных
законом сроков органом исполнительной
власти, органом местного самоуправления,
наделенными соответствующими полномочиями
по перечислению средств, кредитной
организацией, отделением связи
средств избирательным комиссиям,
комиссиям референдума, кандидатам,
избирательным объединениям, инициативным
группам по проведению референдума,
иным группам участников референдума
(статья 5.21 КоАП РФ)27.
В сфере отношений, связанных
с предвыборной агитацией и реализацией
права граждан на информацию о выборах
и референдуме, предусмотрена административная
ответственность за следующие нарушения:
- нарушение главным редактором,
редакцией средства массовой
информации, организацией, осуществляющей
теле- и (или) радиовещание, либо иной
организацией, осуществляющей выпуск
или распространение средства
массовой информации, порядка опубликования
(обнародования) материалов, связанных
с подготовкой и проведением
выборов, референдумов, в том числе
агитационных материалов, а равно
нарушение в период избирательной
кампании, кампании референдума
порядка опубликования (обнародования)
указанных материалов в информационно-телекоммуникационных
сетях общего пользования, включая
сеть Интернет (часть 1 статьи 5.5 КоАП
РФ);
- непредоставление государственной
или муниципальной организацией,
осуществляющей теле- и (или) радиовещание,
редакцией государственного или
муниципального периодического
печатного издания избирательной
комиссии, комиссии референдума
на безвозмездной основе, а равно
в установленный законом срок
соответственно эфирного времени,
печатной площади для информирования
избирателей, участников референдума,
ответов на вопросы граждан, обнародования
решений и актов избирательной
комиссии, комиссии референдума, а
также для размещения иной
информации, обнародование которой
предусмотрено законодательством
о выборах и референдумах (часть
2 статьи 5.5 КоАП РФ);
- нарушение кандидатом, избирательным
объединением, членом или уполномоченным
представителем инициативной группы
по проведению референдума, иной
группы участников референдума,
иным лицом, уполномоченным выступать
от имени кандидата, избирательного
объединения или привлеченным
указанными лицами к проведению
предвыборной агитации, либо лицом,
замещающим государственную должность
или выборную муниципальную должность,
предусмотренных законодательством
о выборах и референдумах порядка
и условий проведения предвыборной
агитации, агитации по вопросам
референдума на каналах организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание,
и в периодических печатных
изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);