Избирательная система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы, избирательного процесса в РФ и ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие избирательной системы в РФ;
2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ;
4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса.
5. дать понятие нарушению прав избирателей.
6. рассмотреть виды нарушений прав избирателей.

Содержание работы

Введение……………….…………………………………………………….........2
Основная часть:
Глава 1. Избирательная система в РФ:
1.1. Понятие избирательной системы в РФ…….………………………………4
1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………5
Глава 2. Избирательный процесс в РФ:
2.1. Понятие и принципы избирательного процесса……...............................10
2.2. Структура и стадии избирательного процесса………….………………...11
Глава 3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан:
3.1. Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………………….18
3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………................36

Файлы: 1 файл

курсач конст.docx

— 77.43 Кб (Скачать файл)

- нарушение предусмотренных  законодательством о выборах  и референдумах условий рекламы  предпринимательской и иной деятельности  кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных  лиц и организаций, на рекламирование  предпринимательской и иной деятельности  которых распространяются требования  и ограничения, предусмотренные  законодательством о выборах  и референдумах (статья 5.9 КоАП РФ);

- проведение предвыборной  агитации, агитации по вопросам  референдума вне агитационного  периода и в местах, где ее  проведение запрещено законодательством  о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);

- проведение предвыборной  агитации, агитации по вопросам  референдума лицами, которым участие  в ее проведении запрещено  федеральным законом, а равно  привлечение к проведению предвыборной  агитации, агитации по вопросам  референдума лиц, которые не достигнут  на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые  запрещены федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);

- изготовление или распространение  в период подготовки и проведения  выборов, референдума печатных или  аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной  федеральным законом информации  об их тираже, дате выпуска, об  оплате их изготовления из  средств соответствующего избирательного  фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном  номере налогоплательщика организации  либо о фамилии, имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших  эти печатные или аудиовизуальные  агитационные материалы, а также  о наименовании организации либо  о фамилии, об имени, отчестве  лица, заказавших изготовление этих  печатных или аудиовизуальных  агитационных материалов, изготовление  печатных или аудиовизуальных  агитационных материалов, в которых  перечисленные данные указаны  неверно, изготовление или распространение  печатных, аудиовизуальных и иных  агитационных материалов, содержащих  коммерческую рекламу, либо без  предварительной оплаты за счет  средств соответствующего избирательного  фонда, фонда референдума, распространение  печатных, аудиовизуальных и иных  агитационных материалов без  предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую  избирательную комиссию, комиссию  референдума вместе со сведениями  о месте нахождения (об адресе  места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего  и заказавшего) эти материалы, а  равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных  материалов с нарушением требований  закона к использованию в них  изображения физического лица, высказываний  физического лица о кандидате, об избирательном объединении (часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ);

- размещение печатных  агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным  законом, либо размещение этих  материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах  без разрешения собственников  или владельцев указанных объектов (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ);

- непредоставление до  окончания срока предвыборной  агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или  иное разъяснение в защиту  чести, достоинства или деловой  репутации зарегистрированного  кандидата, деловой репутации избирательного  объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой  информации материалов, способных  нанести ущерб чести, достоинству  или деловой репутации зарегистрированного  кандидата, деловой репутации избирательного  объединения, если в соответствии  с федеральным законом предоставление  такой возможности является обязательным (статья 5.13 КоАП РФ);

- умышленное уничтожение  или повреждение информационных  либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с  законом на зданиях, сооружениях  или иных объектах с согласия  их собственника или владельца  в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или  изображений на информационные  либо агитационные печатные материалы (статья 5.14 КоАП РФ);

- нарушение прав члена  избирательной комиссии, комиссии  референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного  лица или уполномоченного представителя  кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя  инициативной группы по проведению  референдума, иной группы участников  референдума либо представителя  средства массовой информации  на осуществление наблюдения  и на своевременное получение  информации и копий избирательных  документов, документов референдума, получение которых предусмотрено  законом (часть 1 статьи 5.6 КоАП РФ)28;

- выдача председателем, заместителем  председателя, секретарем или иным  членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом  решающего голоса лицам, указанным  выше, заверенной копии протокола  избирательной комиссии об итогах  голосования, о результатах выборов  или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре  соответствующего протокола, либо  заверение председателем, заместителем  председателя, секретарем или иным  членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом  решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ).

Нарушения избирательных прав в той или иной степени имеют цель повлиять на результаты голосования. В этой связи административное законодательство предусматривает ответственность за действия, направленные на оказание соответствующего противоправного влияния на избирателя и за нарушение установленного законом порядка голосования и установления его результатов. Таковыми, в частности, являются:

- подкуп избирателей, участников  референдума, если эти действия  не содержат уголовно наказуемого  деяния, либо осуществление благотворительной  деятельности с нарушением законодательства  о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);

- незаконная выдача членом  избирательной комиссии, комиссии  гражданину избирательного бюллетеня  в целях предоставления ему  возможности проголосовать за  других лиц или проголосовать  более одного раза в ходе  одного и того же голосования  либо выдача гражданину заполненного  избирательного бюллетеня (статья 5.22 КоАП РФ);

- сокрытие остатков тиражей  избирательных бюллетеней, бюллетеней  для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);

- нарушение председателем  или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного  законом порядка подсчета голосов  либо установленного законом  порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума (часть 1 статьи 5.24 КоАП  РФ);

- нарушение председателем  или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного  федеральным законом порядка  составления протокола об итогах  голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" (часть 2 статьи 5.24 КоАП РФ)29;

- непредоставление либо  несвоевременное предоставление  председателем участковой избирательной  комиссии, комиссии референдума  для ознакомления избирателям, участникам  референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой  информации сведений об итогах  голосования (часть 1 статьи 5.25 КоАП  РФ);

- то же нарушение, совершенное  председателем территориальной  избирательной комиссии, председателем  окружной избирательной комиссии, председателем избирательной комиссии  субъекта Российской Федерации, председателем Центральной избирательной комиссии, а равно нарушение одним из указанных должностных лиц сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования (части 2 - 5 статьи 5.25 КоАП РФ, при этом для председателей вышестоящих избирательных комиссий устанавливается более строгая ответственность).

Вывод к пункту 3.1. Конкретные составы административных правонарушений физических лиц, посягающих на избирательные права граждан сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП (ст. 40 - 40).

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние - такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и соответствующие статьи КоАП и других федеральных законов.

Административная ответственность физических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Вина - это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины - умысел и неосторожность.

 

2.2 Уголовная ответственность  за нарушение избирательных прав  граждан 

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и в сфере избирательных правоотношений применяется за нарушения, характеризуемые повышенной степенью общественной опасности30.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за следующие преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов и установлением их результатов:

- воспрепятствование осуществлению  избирательных прав или работе  избирательных комиссий (статья 141);

- нарушение порядка финансирования  избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного  блока, деятельности инициативной  группы по проведению референдума (статья 141.1);

- фальсификация избирательных  документов, документов референдума (статья 142);

- фальсификация итогов  голосования (статья 142.1).

В соответствии с частью 1 статьи 141 УК РФ уголовная ответственность наступает за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей31.

Квалифицирующими признаками, наличие которых предполагает назначение более строгого наказания, для данного преступления являются:

- подкуп, обман, принуждение, применение насилия, либо угроза его применения;

- использование лицом  своего служебного положения;

- совершение деяния группой  лиц по предварительному сговору  либо преступной группой.

Объективная сторона состава данного преступления заключается:

- в воспрепятствовании  свободному осуществлению гражданином  своих избирательных прав или  права на участие в референдуме;

- в нарушении тайны  голосования;

- в воспрепятствовании  работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности  члена избирательной комиссии, комиссии  референдума, связанной с исполнением  им своих обязанностей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом32.

В части 3 этой же статьи УК РФ установлен самостоятельный состав преступления, выражающегося во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"33.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом и наличием цели - повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Субъектом преступления является должностное лицо.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 141.1 УК РФ, заключается в совершении следующих альтернативных действий:

- передача кандидату, избирательному  объединению в целях достижения  определенного результата на  выборах денежных средств в  крупных размерах, минуя соответствующий  избирательный фонд;

- расходование в целях  достижения определенного результата  на выборах не перечисленных  в избирательные фонды денежных  средств в крупных размерах;

- передача кандидату, избирательному  объединению в целях достижения  определенного результата на  выборах материальных ценностей  в крупных размерах без компенсации  за счет средств соответствующего  избирательного фонда;

- выполнение оплачиваемых  работ, реализация товаров, оказание  платных услуг, прямо или косвенно  связанных с выборами и направленных  на получение определенного результата  на выборах, осуществленные в  крупных размерах без оплаты  из соответствующего избирательного  фонда или с оплатой из соответствующего  избирательного фонда по необоснованно  заниженным расценкам;

- передача инициативной  группе по проведению референдума, иной группе участников референдума  в целях достижения определенного  результата на референдуме денежных  средств в крупных размерах, минуя  соответствующий фонд референдума;

Информация о работе Избирательная система в РФ