Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:47, курсовая работа
Описание работы
Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы, избирательного процесса в РФ и ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 1. дать понятие избирательной системы в РФ; 2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ; 3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ; 4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса. 5. дать понятие нарушению прав избирателей. 6. рассмотреть виды нарушений прав избирателей.
Содержание работы
Введение……………….…………………………………………………….........2 Основная часть: Глава 1. Избирательная система в РФ: 1.1. Понятие избирательной системы в РФ…….………………………………4 1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………5 Глава 2. Избирательный процесс в РФ: 2.1. Понятие и принципы избирательного процесса……...............................10 2.2. Структура и стадии избирательного процесса………….………………...11 Глава 3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан: 3.1. Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………………….18 3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан………………………………………………………………………….26 Заключение………………………………………………………………………33 Список использованной литературы………………………………................36
- расходование в целях
достижения определенного результата
на референдуме не перечисленных
в фонды референдума денежных
средств в крупных размерах;
- передача инициативной
группе по проведению референдума,
иной группе участников референдума
в целях достижения определенного
результата на референдуме материальных
ценностей в крупных размерах
без компенсации за счет средств
соответствующего фонда референдума;
- выполнение оплачиваемых
работ, реализация товаров, оказание
платных услуг, прямо или косвенно
связанных с референдумом и
направленных на выдвижение инициативы
проведения референдума, на достижение
определенного результата на референдуме,
осуществленные в крупных размерах без
оплаты из соответствующего фонда референдума
или с оплатой из соответствующего фонда
референдума по необоснованно заниженным
расценкам, а также внесение пожертвований
в крупных размерах в избирательный фонд,
фонд референдума через подставных лиц34.
Часть 2 статьи 141.1 УК РФ устанавливает
уголовную ответственность за:
- использование кандидатом,
его уполномоченным представителем
по финансовым вопросам, уполномоченным
представителем по финансовым
вопросам избирательного объединения
помимо средств соответствующего
избирательного фонда финансовой
(материальной) поддержки для проведения
избирательной кампании кандидата,
избирательного объединения;
- использование уполномоченным
представителем по финансовым
вопросам инициативной группы
по проведению референдума, иной
группы участников референдума
помимо средств соответствующего
фонда референдума финансовой (материальной)
поддержки для выдвижения инициативы
проведения референдума, получения
определенного результата на
референдуме;
- расходование пожертвований,
запрещенных законодательством
о выборах и референдумах и
перечисленных на специальный
избирательный счет фонда, специальный
счет референдума.
Обязательным условием уголовной
ответственности за данное преступление
является крупный размер финансовой поддержки.
Статья 142 УК РФ устанавливает
ответственность за фальсификацию избирательных
документов и документов референдума,
то есть указание в них заведомо ложных
данных, которые могут повлиять на результаты
выборов или референдума. При этом субъектом
преступления является:
- член избирательной комиссии,
комиссии референдума;
- уполномоченный представитель
избирательного объединения, группы
избирателей, инициативной группы
по проведению референдума, иной
группы участников референдума;
- кандидат;
- уполномоченный кандидатом
представитель35.
Уголовная ответственность
по части 2 статьи 142 УК РФ наступает при
совершении одного из следующих действий:
- подделка подписей избирателей,
участников референдума в поддержку
выдвижения кандидата, списка кандидатов,
выдвинутого избирательным объединением,
инициативы проведения референдума;
- быть совершены группой
лиц по предварительному сговору
или организованной группой;
- быть соединены с подкупом,
принуждением, применением насилия
или угрозой его применения, а
также с уничтожением имущества
или угрозой его уничтожения;
- повлечь существенное
нарушение прав и законных
интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов
общества или государства.
По части 3 статьи 142 УК РФ ответственность
наступает, если лицо:
- незаконно изготовило
избирательные бюллетени, бюллетени
для голосования на референдуме;
- незаконно хранило незаконно
изготовленные избирательные бюллетени,
бюллетени для голосования на
референдуме;
- незаконно перевозило
незаконно изготовленные избирательные
бюллетени, бюллетени для голосования
на референдуме36.
Субъективная сторона преступления
характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления по частям 2 и 3 статьи
142 УК РФ - общий.
Объективная сторона преступления,
предусмотренного частью 1 статьи 142.1,
УК РФ состоит в фальсификации итогов
голосования одним из следующих способов:
- включение неучтенных
бюллетеней в число бюллетеней,
использованных при голосовании;
- представление заведомо
неверных сведений об избирателях,
участниках референдума;
- заведомо неправильное
составление списков избирателей,
участников референдума, выражающееся
во включении в них лиц, не
обладающих активным избирательным
правом, правом на участие в референдуме,
или вымышленных лиц;
- фальсификация подписей
избирателей, участников референдума
в списках избирателей, участников
референдума;
- замена действительных
бюллетеней с отметками избирателей,
участников референдума;
- порча бюллетеней, приводящая
к невозможности определить волеизъявление
избирателей, участников референдума;
- незаконное уничтожение
бюллетеней;
- заведомо неправильный
подсчет голосов избирателей, участников
референдума;
- подписание членами избирательной
комиссии, комиссии референдума
протокола об итогах голосования
до подсчета голосов или установления
итогов голосования;
- заведомо неверное (не
соответствующее действительным
итогам голосования) составление
протокола об итогах голосования;
- незаконное внесение
в протокол об итогах голосования
изменений после его заполнения;
- заведомо неправильное
установление итогов голосования,
определение результатов выборов,
референдума.
Субъективная сторона данного
преступления характеризуется прямым
умыслом. Субъект этого преступления специальный
- лицо, отвечающее в силу возложенных
на него полномочий за подведение итогов
выборов и референдума.
Уголовная ответственность
наступает за совершение общественно
опасных нарушений законодательства о
выборах, причиняющих существенный вред
охраняемым законом общественным отношениям
в сфере реализации гражданами избирательных
прав. Уголовная ответственность регламентируется
в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ),
который насчитывает две статьи, посвященных
посягательствам на избирательные права
граждан. Это - ст. 141 («Воспрепятствование
осуществлению избирательных прав или
работе избирательных комиссий») и ст.
142 (»Фальсификация избирательных документов,
документов референдума или неправильный
подсчет голосов»).
В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК
РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование
осуществлению гражданином своих избирательных
прав, а также воспрепятствование работе
избирательных комиссий. Данное преступление
наказывается штрафом в размере от пятидесяти
до ста минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до одного
месяца, либо обязательными работами на
срок от ста двадцати до ста восьмидесяти
часов, либо исправительными работами
на срок до одного года.
Юридическая ответственность
за нарушения законодательства о выборах
является публично-правовым средством
обеспечения общественного интереса при
реализации гражданами избирательных
прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью
в публично-правовой сфере понимается
применение к нарушителю правовых норм
мер государственного принуждения уполномоченными
на то государственными органами, возлагающими
на правонарушителя определенные правоограничения
личного или имущественного характера.
Мерами юридической ответственности являются
регламентированные в законодательстве
наказательные санкции, которые традиционно
именуются в научной литературе карательными
или штрафными.
При этом необходимо учитывать,
что юридическая ответственность (в том
числе и за нарушения законодательства
о выборах): 1) наступает за совершение
правонарушения; 2) устанавливается государством
и всегда связана с применением к правонарушителям
санкций правовых норм уполномоченными
на то государственными органами и должностными
лицами; 3) связана с причинением правонарушителю
определенных негативных (отрицательных)
последствий; 4) реализуется в определенной
процессуальной форме.
За нарушения законодательства
о выборах федеральными законами предусмотрено
несколько видов юридической ответственности.
В зависимости от отраслевой
принадлежности нормативно-правовой основы
различаются три вида ответственности
за нарушения законодательства о выборах:
1) конституционно-правовая ответственность
(ответственность по избирательному праву);
2) административная ответственность;
3) уголовная ответственность. Каждый из
указанных видов ответственности отличается
друг от друга основаниями (правовыми
и фактическими), санкциями, субъектным
составом, процессуальной формой реализации.
Заключение
Итак, мы дали понятие избирательной
системы в РФ, рассмотрели виды избирательных
систем в РФ, дали понятие и рассмотрели
принципы избирательного процесса в РФ,
а также рассмотрели структуру и стадии
избирательного процесса.
Из всего вышеизложенного можно
сделать следующие выводы.
Избирательный процесс регулирует
деятельность субъектов публично-правовых
отношений по формированию легитимных
органов публичной власти различных уровней
(органов государственной власти, местного
самоуправления, а в некоторых случаях
- органов территориального общественного
самоуправления). Избирательный процесс
позволяет обеспечить связь непосредственной
демократии с представительной. Через
избирательный процесс реализуются конституционные
права граждан участвовать в управлении
государством непосредственно и через
избираемые ими органы.
Избирательный процесс - один
из основных институтов избирательного
права, являющегося подотраслью конституционного
права. Он включает правовые нормы, закрепленные
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, конституциями (уставами) и законами
субъектов РФ, иными нормативными правовыми
актами, важнейшими из которых являются
акты, принимаемые избирательными комиссиями.
При этом акты ЦИК РФ по своему характеру
должны быть отнесены к числу ведомственных
актов, а акты остальных избирательных
комиссий - локальных. В соответствии с
этим определяется их место в системе
правового регулирования избирательного
процесса и юридическая сила.
Избирательный процесс развертывается
во времени, проходя определенные стадии
и циклы. Стадии - взаимосвязанные этапы
деятельности субъектов избирательного
процесса, обеспечивающие достижение
его итогового результата - формирование
выборного органа, замещение выборной
должности. Цикличность избирательного
процесса проявляется в повторяемости
всех стадий в ходе проведения каждых
очередных выборов.
Основные стадии избирательного
процесса определяются законом: назначение
выборов; регистрация избирателей и составление
списков избирателей; образование избирательных
округов и избирательных участков; формирование
избирательных комиссий; выдвижение кандидатов;
сбор подписей избирателей (внесение избирательного
залога); регистрация кандидатов; предвыборная
агитация; проведение голосования; определение
итогов голосования и результатов выборов;
опубликование итогов голосования и результатов
выборов; выдача депутатского мандата
и документа, подтверждающего избрание
лица на выборную должность.
Процесс формирования органов
публичной власти посредством выборов,
влекущих трансформацию власти народа
в публичную власть, прочно вошел в практику
государственного строительства и местного
самоуправления в нашей стране. С использованием
процедуры выборов замещается пост Президента
Российской Федерации, формируются Государственная
Дума Федерального Собрания Российской
Федерации, органы государственной власти
субъектов Федерации и представительные
органы местного самоуправления. Высшие
должностные лица субъектов Федерации
также замещают свои посты посредством
выборов. В подавляющем большинстве случаев
уставы муниципальных образований предусматривают
прямые выборы глав муниципальных образований.
Многообразие органов публичной власти,
избираемых непосредственно населением,
влечет за собой практически постоянное
функционирование избирательной системы.
Основной целью избирательного
процесса является формирование органов
власти в соответствии с установленными
правовыми нормами. Она достигается путем
совершения гражданами либо их объединениями
действий на основе правовых норм.
Ответственность по избирательному
праву представлена главным образом отменой
(аннулированием) избирательной комиссией
регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основанием для этого могут служить нарушения
избирательного законодательства, допущенные
на различных стадиях организации и проведения
выборов вплоть до установления итогов
голосования, определения результатов
выборов.
Отмена (аннулирование) регистрации
кандидатов (списка кандидатов) не исключает
возможности привлечения лиц, виновных
в нарушениях избирательного законодательства,
к административной или уголовной ответственности.
Проанализировав проблемы современного
российского избирательного права, мы
видим необходимость дальнейшего реформирования
избирательной системы России. Однако
несомненно, что подходить к реформированию
избирательных отношений необходимо максимально
обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные
эмпирическим путем тенденции демократического
развертывания российской избирательной
системы, избегая «революционных» скачков
в развитии электорального законодательства.
В развитии правовой культуры населения
огромную роль играют средства массовой
информации, которым необходимо постоянно
включать в свою работу ролики и передачи,
разъясняющие важность избирательного
права по отношению к каждому гражданину.
Кроме того следует улучшить работу правоохранительных
органов, путем совершенствования подзаконных
актов контролирующих ведомств этих органов.
В заключении хотелось бы отметить
важность скорого решения всех перечисленных
проблем, так как от этого зависит будущее
нашей страны!