Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени, зависит общее направление движения страны на ближайший период. В этой связи актуальность темы исследования заключается в раскрытии значения понятий «избирательное право» и «избирательная система», а так же принципов института избирательной системы в современной динамике развития общества.
Цель курсовой работы – раскрытие понятий «избирательная система» и «избирательное право», а так же выявление принципов избирательной системы (избирательного права).

Файлы: 1 файл

Курсовик 2.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Ю. А. Веденеев говорит, что избирательное право в силу логики демократического развития постепенно оформляется в самостоятельную отрасль публичного политического права. Объектом регулирования избирательного права является власть, осуществляемая в формах местного самоуправления и государственно-правовых формах. Такое утверждение нельзя признать удачным, так как объектом регулирования избирательного права являются отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления.

В. П. Горбунов, исследуя избирательное право как способ саморегулирования электоральных отношений по поводу формирования органов власти в демократически организованном обществе, считает, что оно выступает в качестве широкой юридической категории, специальной отрасли права, которая отражает весь спектр общественных отношений, в том числе по поводу организации людей и их взаимоотношении между собой. Многие с этим высказыванием не согласны. Во-первых, нельзя категорично утверждать, что избирательное право – это «способ саморегулирования электоральных отношений (по поводу формирования органов власти)». Правильнее было бы сказать, что это способ регулирования электоральных отношений. Во-вторых, говорить о том, что «избирательное право выступает в качестве широкой юридической категории, специальной отрасли права»  не правильно. Понятие «широкая юридическая категория» не является научным, так же, как и понятие «специальная отрасль права по поводу организации людей и их взаимоотношений между собой». Понятие «избирательное право» не безразмерное.

В. П. Заботин считает, что избирательное право не образует самостоятельной отрасли права, а его предмет является частью предмета конституционного (государственного права). В данном случае не указывается, какое отношение избирательное право имеет к избирательной системе. Н. Т. Рябов высказывает мнение, что объективное избирательное право представляет собой подотрасль конституционного (государственного) права и со временем сможет развиться в самостоятельную отрасль права. Однако для такой трансформации избирательного права нет объективных предпосылок: оно всегда будет составной частью избирательной системы, а если нет, то политико-правовым институтом конституционного права России, так как отрасль права отличается одна от другой предметом, методом и объектом правового регулирования. 10

О. Е. Кутафин считает, что в рамках конституционного (государственного) права объективное избирательное право представляет собой отдельный правовой институт.11 Под конституционно-правовым институтом здесь понимается совокупность конституционных норм, регулирующих однородные общественные отношения. Избирательное право является составной частью избирательной системы. Они находятся в единстве, исключающем их отнесение к различным правовым институтам конституционного права. В противном случае, одно без другого лишается смысла существования. Между избирательной системой и избирательным правом существует неразрывная связь: их нельзя противопоставлять, но и нельзя отождествлять. Для объединения определенной группы правовых норм в самостоятельную отрасль права решающее значение имеет ответ на вопрос, способны ли эти нормы в комплексе отрегулировать соответствующий круг общественных отношений. Избирательная система шире избирательного права и по той причине, что создание отдельной отрасли избирательного процессуального права было бы нецелесообразно, но процессуальные нормы хорошо укладываются в рамки избирательной системы.12 «Формальная концепция» избирательного права, оперирующая нормативными составляющими, нуждается в дополнении ее «материальной концепцией». Материальная оперирует понятиями общественного мнения, групп давления, прессы, конституционного обычая, гипотезного понимания избирательного права и т.д. Она изучает механизмы создания политических институтов, отбора персонала и наделения его властью, политическое лидерство и стиль политической деятельности, т.е. «метаюридические» вопросы. Здесь речь идет о формировании того, что в зарубежной литературе получило название «реалистическое», «социологическое» направление правовой науки.

Политико-психологическую концепцию конституционно-правовой науки сформулировал А. В. Зиновьев. Ее исходным пунктом является право как совокупность действующих норм и право как составляющая часть социально-политической реальности («живая конституция»). Это предполагает учет многих реалий и применения полного набора методов исследования, так как в рамках формальных институтов, регулирующих проведение выборов, действуют неформальные центры власти, оказывающие влияние на избирательный процесс. Представляя собой относительно самостоятельное явление юридической действительности, российская избирательная система имеет внутреннее строение, которое вполне может выступать объектом системно-структурного анализа. В этом плане содержание избирательной системы – совокупность элементов (отдельных правовых институтов), под которыми можно понимать совокупность юридических норм, регулирующих обособленные в рамках единого предмета правового регулирования группы тяготеющих друг к другу отношений, связанных с реализацией избирательных прав граждан. Набор элементов этого института обусловлен логикой юридической регламентации механизма осуществления и защиты права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти местного самоуправления. Каждый из этих элементов характеризуется своим содержанием и нередко проявляется вовне через правовые предписания различной отраслевой принадлежности. 13

Проведенная заочная дискуссия со многими учеными позволяет сделать вывод: избирательная система России является политико-правовым институтом конституционного права и представляет собой относительно самостоятельное явление юридической действительности. Из чего следует вполне обоснованное предположение, что избирательное право является составной частью избирательной системы.

 

4. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА (ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ)РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Под ними подразумеваются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне. Принципы Конституции РФ, определяющие федеративный характер государственности, с одной стороны, формируют конституционные основы федерализма и его конституционно-правовую модель; а с другой – они непосредственно взаимосвязаны с принципами, устанавливающими общее нормативное определение форм и механизма народовластия в контексте конституционного положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.14 Данное требование в значительной мере присуще принципам избирательного права.

Принципы избирательного права определяют основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений. А так же эти принципы определяют направление развития избирательного права в качестве подотросли конституционного права. Развитие современного избирательного права в условиях расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний. Поэтому рассмотрение системы принципов является одной из основных характеристик избирательного права Российской Федерации.

Реформирование российского избирательного права началось еще в 1993 году, то есть с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. Именно, она создала базу и условия: во-первых, для динамичного развертывания избирательного законодательства, нормы которого обеспечивают избирательные права граждан России, их избирательных объединений; во-вторых, для становления российского избирательного права в качестве самостоятельной подотрасли конституционного права России, очертил направление развития нынешнего динамично развивающегося избирательного права.15

В связи с этим принципы, на которых основывается конституционная регламентация, как определяют параметры всего законодательного регулирования, так и призваны служить критерием оценки действующего законодательства. Отсутствие в Основном законе главы об избирательной системе не способствовало обозначению предельно четких ориентиров избирательной реформы, главным направлением которой являлось воссоздание на новых принципах избирательного права Российской Федерации. Поэтому конституционное закрепление принципов избирательного права было минимизировано в ныне действующей Конституции России. Определяющее значение для избирательного права приобрел Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».16

В юридической литературе не выработана единая классификация принципов избирательного права. Так, для советского периода развития избирательной системы характерным было отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось исключительно участие граждан в выборах на основе общего прямого равного избирательного права при тайном голосовании. Тем не менее, в Российской Федерации наметилась тенденция расширения понимания принципов избирательного права, включения в их систему не только концептуальных условий участия граждан в выборах, но и фундаментальных начал избирательного процесса, отражающих демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающих свободное и открытое участие граждан в формировании представительных основ публичной власти.

Сегодня обязательные, периодичные, своевременные (своевременно назначенные), свободные, альтернативные (состязательные), подлинные выборы – единственный законный способ делегирования власти народом, а также оптимальное средство формирования института представительной демократии, который является неразрывной составной частью современной конституционно-правовой модели российской государственности.

На основании изложенного можно провести следующую классификацию принципов российского избирательного права, которая основана на их целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений и на непосредственной взаимосвязи, зависимости и дополнения одних принципов другими. По этому критерию принципы избирательного права следует разделять по трем основным группам. Во-первых, принципы организации и проведения выборов. Во-вторых, принципы участия граждан России в выборах. В-третьих, принципы, дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.

Первую группу образуют исходные начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума Российской Федерации.17 Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.18 А к третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.19 Следует дать определение принципам, чтобы глубже вникнуть в их систему:

  1. всеобщность выборов (принцип раскрыт в Конституции РФ): «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными».20 Данный принцип реализуется при условии, что гражданин достиг установленного законом возраста и не лишен избирательного права в соответствии с законом, как, например, граждане признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, что так же указанно в Конституции;
  2. равными выборы считаются потому, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях (удельный вес одного голоса должен быть равен удельному весу других, т.е. количество избирателей в избирательном округе должно быть примерно равным);
  3. прямые выборы означают, что избиратели непосредственно (без промежуточных ступеней, таких как, например выборщики, и т.п.) осуществляют свой выбор депутата;
  4. свободные выборы означают, что они основываются на свободном осуществлении гражданами своего конституционного права избирать и быть избранными (государство гарантирует свободное волеизъявление граждан путем защиты демократических принципов и норм избирательного права);
  5. тайна голосования означает, что каждый избиратель подает свой голос свободно, не подвергаясь какому контролю со стороны;
  6. гласность означает, что подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно (гарантии прав избирателей и кандидатов при выборах в РФ – принцип означает, что любой гражданин, обладающий, избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссия по поводу неправильностей в списках избирателей).

Качество соблюдения принципов избирательного права часто становится предметом судебных споров. Так часто подвергается нарушению принцип свободы выборов, тайны голосования, гласность. Примерам иллюстрирующими данные нарушения могут послужить примеры из судебной практики. Интересным является пример нарушения принципа свободы выборов гражданином В. Б. Бочковым, который нарушил правила агитации и проведения предвыборной компании.21

По данному делу было вынесено постановление конституционного суда. Вообще Постановления Конституционного суда дают наиболее полную оценку принципам избирательного права в области их применения, к таким примерам можно отнести и Постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционных ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».22

Принципы избирательного права – это основополагающие начала, основа правового регулирования избирательных отношений; принципы обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции. Принципы создают особый механизм реализации избирательных прав, который позволяет гражданам участвовать в политической жизни государства, как в целом, так и локально.

 

5. ПРОБЛЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

 ПРИНЦИПОВИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА  В РОССИЙСКОЙ 

ФЕДЕРАЦИИ

Юридической основой избирательной системы демократических государств является избирательное право – совокупность правовых норм, институтов, содержащихся в законах и других нормативно правовых актах (источниках права), которые регулируют: принципы и условия в формировании избирательных органов, организацию и порядок выборов, отзыв выборных должностных лиц.23 Основой избирательной системы и избирательного права являются конституционные нормы. Так, статья 68 Конституции Испании устанавливает всеобщее, равное, прямое и тайное голосование при избрании депутатов Конгресса. Статья 24 Конституции Франции – принцип прямого голосования при избрани депутатов Национального Собрания и косвенного голосования при избрании Сената. Статья 38 Конституции ФРГ определяет всеобщие, свободные, равные и тайные выборы депутатов Бундестага. Конституция Российской Федерации 1993 года в части 3 статьи 3 провозгласила: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»24. Тем самым подчеркнута особая роль избирательной системы в реализации народного суверенитета и формировании легитимных представительных (законодательных) органов государственной власти и замещении ряда должностей.25 Следует отметить, сегодня имеются обоснованные предложения рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института, отказаться от традиционного взгляда на него как составную часть лишь конституционного права.

Информация о работе Избирательная система