Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства от решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени, зависит общее направление движения страны на ближайший период. В этой связи актуальность темы исследования заключается в раскрытии значения понятий «избирательное право» и «избирательная система», а так же принципов института избирательной системы в современной динамике развития общества.
Цель курсовой работы – раскрытие понятий «избирательная система» и «избирательное право», а так же выявление принципов избирательной системы (избирательного права).
Повышение роли выборов в условиях построения правового государства и гражданского общества, казалось бы, должно быть обеспечено, в первую очередь конституционными гарантиями, такими как: расширение в федеральной Конституции важнейших принципов, составляющих основу избирательной системы. К сожалению, действующая Конституция государства существенно сузила круг конституционных норм, регулирующих эти важнейшие отношения. Даже исчезла глава «Избирательная система», посвященная основным ее принципам, традиционная для «советских» конституций. Все это не случайно: отсутствие в конституционно-правовом пласте прямых указаний на важнейшие элементы избирательной системы (принципы, гарантии) позволяет государственной власти манипулировать институтом выборов в своих интересах, усложнять обращение в Конституционный Суд Российской Федерации участников избирательного процесса; так же препятствует четкому ориентированию в правовом пространстве регионального законодательства (избирательное законодательство относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов).26
Фундаментальные исследования в области избирательных систем показывают актуальность задачи формирования универсального стандарта (критериев) системы политико-правовых и организационно-технических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных компаний. Рассмотрим подробнее сущность этой проблемы. Отсутствие конституционных гарантий частично «перекрывает» часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Тем самым Конституция Российской Федерации подтверждает ведущую роль международных правовых стандартов над внутригосударственным правовым регулированием избирательной системы. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах27. В условиях низкой правовой культуры и устоявшихся десятилетиями традиций безальтернативных выборов от участников избирательного процесса сложно требовать безукоризненного знания международно-правовых стандартов, гарантировать их реализацию в условиях низкой эффективности реализации даже национального (внутреннего) права.
Ратификация основополагающих документов Совета Европы (Международного Пакта «О гражданских и политических правах»; Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств; Европейской Хартии местного самоуправления и др.) актуализирует проблему соответствия избирательного законодательства Российской Федерации стандартам Совета Европы в области прав человека и закрепления этих норм в Конституцию. Ведь конечный показатель соответствия выборов международным избирательным стандартам – это то, насколько они способствуют полному выражению политической воли граждан. Последняя же производна от политических прав и свобод граждан, закрепленных в национальном законодательстве. Законодательное закрепление прав личности и гарантий их осуществления в итоге предопределяет характер реализации политической воли граждан, поэтому для эффективности достижения цели избирательного процесса необходимо отражение в Конституции Российской Федерации и федеральных законах международных избирательных стандартов в форме обобщенных принципов.28 Сегодня же даже имеющиеся немногочисленные нормы, «разбросанные» по Конституции и не отражают основных начал избирательной системы.
В международном избирательном праве в качестве основы выделяют свободный и справедливый характер выборов. Обязательства по ОБСЕ могут быть заключены в семи главных для демократических традиций словах: всеобщие, равные, справедливые, тайные, свободные, открытые, ответственные. Свободные выборы – это единственный принцип, прямо закрепленный в части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации. Содержание данного стандарта включает в себя: создание условий для осознанного и обоснованного выбора между альтернативными кандидатами; право на свободу мнения и слова граждан; право на свободу информации; право на свободу собраний и ассоциаций; свободное волеизъявление при тайном голосовании.
Другим международным стандартом в области избирательных прав граждан выступает принцип справедливых выборов, который подразумевает: законодательное определение периодичности выборов; обеспечение пропорционального представительства интересов различных общественных слоев; предоставление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной кампании; состязательность претендентов; гласность и открытость выборов; право на присутствие наблюдателей и независимую судебную оценку на всех стадиях избирательного процесса. Реализация права на независимую судебную процедуру обеспечивается рядом правовых организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций. Законодательство России предусматривает возможность обжалования нарушений избирательных прав, а также юридическую ответственность любого субъекта избирательного процесса за нарушение законодательства о выборах в данном аспекте.
Рассмотрим, насколько сегодня отражены в конституционных нормах международные стандарты в форме принципов. В части 2 статьи 32 Конституция гарантирует гражданам право избирать и быть избранными (всеобщее избирательное право), но не закрепляет даже такие традиционные международно-правовые стандарты в сфере прав человека, как равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Но эти правовые стандарты содержатся в части 1 статьи 81 Конституции как принципы избрания Президента. Можно отчасти согласиться с В.Е. Чиркиным, объясняющим исчезновение отдельной главы в Конституции Российской Федерации действием неодинаковых принципов избирательного права в отношении разных высших органов государства.29 Но нельзя смириться с таким состоянием конституционного регулирования, когда принципы избирательного права распространяются в полном объеме только применительно к выборам Президента. По образному сравнению Н.В. Варламовой, даже если Государственная Дума будет избираться на непрямых выборах, открытым голосованием, то это не будет противоречить Конституции Российской Федерации.
В части 3 статьи 32 Конституции России имеются демократические ограничения на реализацию активного и пассивного избирательного права, воспринятые во всех федеральных законах – источниках избирательного права. В ряде конституционных норм (например, в статьях 29, 30) закреплены права человека, опосредованно гарантирующие свободные выборы: право на свободу мысли и слова; право на свободный поиск, получение и распространение информации; свобода собраний и другие. На этом перечень конституционных оснований избирательной системы России заканчивается.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации, постоянно рассматривающего многочисленные дела, связанные с избирательной системой, показывает, что апелляция к принципам международного права далеко не всегда спасает российских правоприменителей. Для того чтобы содержание любого принципа международного и конституционного права реализовывалось на практике, необходима его конкретизация в национальном законодательстве. И наоборот, нормы любого закона будут "бессильны", если они противоречат принципам Конституции государства. Так, несмотря на отсутствие в нормах советского избирательного права каких-либо ограничений в выдвижении нескольких кандидатов по одному избирательному округу, более одного кандидата в депутаты не выдвигалось: срабатывал конституционный принцип однопартийности и руководящей роли партии.
Ярким примером бездействия конституционного принципа вне норм национального права служила статья 5 Конституции РСФСР 1978 года, которая провозглашала: «Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование». 30 Реализация этого права в России стала возможной только спустя 12 лет, после принятия общесоюзного Закона о референдуме в 1990 году. Поэтому в современный период становления российской демократической избирательной системы недостаточно иметь даже идеально проработанное избирательное законодательство: нужны правовые ориентиры, принципы избирательной системы в ранге конституционных норм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательное право образует важную составляющую конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Под принципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами. Наиболее полно гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном законе Российской Федерации от 19 сентября 1997года, № 124 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических права» // Бюллетень Верховного суда РФ, № 12, 1994.
2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // Ведомости ВС РСФСР, 1978, № 15, ст. 407.
3. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008, № 7 - ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
4. ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710.
6. ФЗ от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5497.
7. ФЗ от 10.01.2003 № 67-ФЗ (ред. от 22.04.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2. ст. 171.
Судебная практика
8. Постановление Конституционного суда РФ от 14.11.2005 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.11.2005, № 47, ст. 4968.
9. Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.2006 № 7-П «По делу о проверке конституционных ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области» // Собрание законодательства РФ, 03.07.2006, № 27, ст. 2970.
Научная литература
10. Бузин, А. Ю. Проблемы правового регулирования предвыборных агитаций [Текст]/ А. Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право, 2009.– № 4.
12. Васильев, В. И., Помазанский, А. Е. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах [Текст] / В. И. Васильев, А. Е. Помазанский // Журнал российского права, 2010.– № 8.
13. Вискулова, С. Ю. К вопросу об ответственности в свете выборов 11 октября 2009 года [Текст]/ С. Ю. Вискулова // Конституционное и муниципальное право, 2010.– № 1.
14. Вискулова, В. В. О некоторых проблемах ответственности в избирательном праве [Текст]/ В. В. Вискулова // Государственная власть и местное самоуправление, 2010.– № 6.
15. Гришина, М. В., Головин, А. Г.Средства массовой информации и выборы [Текст]/ М. В. Гришина, А. Г. Головин // Государство и право, 2007.– № 5.
16. Елизаров, В. Г. Конституционное обоснование ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных компаний и просчеты нового законопроекта [Текст]/ В. Г. Елизаров // Журнал российского права, 2005.– № 4.
17. Захаров, И. В. Избирательная система России подвергается изменениям [Текст]/ И. В. Захаров // Журнал российского права, 2009.– № 1.
18. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.– М.: Изд-во НОРМА, 2008.
19. Красинский, В. В. О коррупционных факторах избирательного законодательства [Текст]/ В. В. Красинский // Российская юстиция, 2010.– № 4.
20. Красинский, В. В. Правовое обеспечение избирательного процесса в интересах национальной безопасности России [Текст]/ В. В. Красинский // Правоведение, 2009.– № 4.
21. Лысенко, В. И. Проблемы современного избирательного права в России и Европе [Текст]/ В. И. Лысенко // Правоведение, 2008.– № 6.
22. Постников, А. Е. Путеводитель по избирательному праву [Текст]/ А. Е. Постников // Государство и право, 2007.– № 4.
23. Старовойтова, Е. И. Роль правовых презумпций в распределении бремени доказывания при рассмотрении дел по избирательным спорам [Текст]/ Е. И. Старовойтова // Государственная власть и местное самоуправление, 2010.– № 1.
24. Ткач, М.И. Энциклопедический юридический словарь [Текст]/ М.И. Ткач. – М.: Изд-во Феникс, 2008.
25. Хаченкова, Н.В. Место юридической ответственности в системе избирательных прав [Текст]/ Н.В. Хаченкова.– М.: Изд-во НОРМА, 2006.
26. Чиркин, В. Е. Еще раз об избирательном праве [Текст]/ В. Е. Чиркин // Журнал российского права, 2006.– № 5.