Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика системы функций государства 5-16
1.1. Понятие и виды функций государства 5-7
1.2. Основные внутренние и внешние функции российского государства 8-14
1.3. Формы осуществления функций государства 16-16
Глава 2. Характеристика экономической функции российского
государства 18-40
2.1. Содержание экономической функции 18-19
2.2. Государственное управление предприятиями 21-30
2.3. Институт приватизации в рамках осуществления экономической
функции 32-36
2.4. Осуществление налоговых правоотношений 38-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44-45
Согласно ст. 77 БК РФ государственные (муниципальные) унитарные предприятия имеют право на получение бюджетных кредитов (как процентных, так и беспроцентных). В соответствии с п. 3 вышеупомянутой статьи предприятия обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. В случае заимствования у третьих лиц унитарное предприятие в обязательном порядке (п. 2 ст. 118 БК РФ) регистрирует свои заимствования в соответствующем финансовом органе. Также на основании норм п. 4 ст. 77 и п. 3 ст. 118 БК РФ орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Необходимо отметить, что до принятия ФЗ РФ согласования с собственником требовали лишь сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом. В настоящее время к компетенции собственника можно отнести сделки, связанные с распоряжением недвижимого имущества, крупные сделки, сделки с заинтересованностью, заимствования унитарного предприятия, сделки в части приобретения (отчуждения) долей (вкладов), акций хозяйствующих субъектов.
Еще одной новеллой ФЗ РФ является ряд требований к кандидатуре руководителя унитарного предприятия (ст. 21 ФЗ). Так, руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Федеральный закон РФ предусматривает аттестацию руководителя унитарного предприятия в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия и отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия. Так, п. 2 ст. 21 ФЗ РФ налагает прямой запрет на участие руководителя унитарного предприятия в забастовках27.
В настоящее время
существует определенная необходимость
совершенствования института
Необходимо совершенствование законодательства в этом направлении, предоставив общему собранию трудового коллектива право согласовывать назначение руководителя унитарного предприятия, заслушивать отчеты об их деятельности и др. Права коллективов и их советов в принятии и реализации решений по ряду важнейших вопросов (приватизация, определение целей и задач деятельности, совершение крупных сделок) должны носить исключительный характер. С этой точки зрения нельзя сводить полномочия коллектива только к "рассмотрению", "участию", "заслушиванию". Участие трудового коллектива, штатных наемных служащих в косвенном управлении унитарного предприятия повысит ответственность как публичного собственника, так и непосредственно руководителя унитарного предприятия, а также мотивацию самого трудового коллектива.
Одним из основных направлений
совершенствования системы
Тем самым Законом
об унитарных предприятиях введен долгожданный
и предлагавшийся в юридической
литературе правовой механизм, который
пресекает возможность
Хотелось бы сформулировать следующие собственные выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства об унитарных предприятиях.
1. Когда государство
стремится патронировать
2. Представляется по крайней мере странным, когда государственные органы используют унитарные предприятия как организации особого профиля, а также приспосабливают данную организационно-правовую форму к исключительно нерентабельным производствам с продукцией, реализуемой по низким ценам, а также в оборонном комплексе. С нашей точки зрения необходимо использование унитарных предприятий в секторах экономики, изначально, по своей хозяйственной природе прибыльных - таких, как энергетика, газовая и нефтедобывающая промышленность; в наукоемких отраслях, требующих долгосрочных государственных инвестиций. Несмотря на сегодняшние конъюнктурные решения по дальнейшей приватизации и создание рыночной, конкурентной среды в указанных секторах, необходимо обратиться к существующему не многообещающему положению вещей, когда федеральная исполнительная власть посредством подзаконного нормативного материала, не имея иных рычагов влияния на новые хозяйственные общества - частных собственников, вмешивается в экономические процессы в отраслях экономики национального значения по мере их обострения29.
3. Модель унитарного
предприятия в перспективе
В заключение хотелось бы
отметить значение принятия Федерального
закона РФ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О
государственных и
Думается, что в процессе правоприменительной практики законодательная база деятельности унитарных предприятий потребует дальнейшего анализа и более детальной проработки отдельных положений и норм.
2.3. Институт приватизации в рамках осуществления экономической функции
Приватизационное отношение характеризуется особым составом участников отношения и особым объектом этого отношения. Для определения условий и границ приватизации необходимо выделить объект приватизации - избыточная публичная (как государственная, так и муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет относительное содержание: 1) оно определяет не свойства имущества, его полезность или бесполезность, а общественные отношения, отношения собственности; 2) часть публичной собственности становится избыточной, во-первых, по отношению к объему выполняемых государством функций и, во-вторых, по отношению к возможностям рационального использования этого имущества в соответствии с критериями эффективности, присущими социально ориентированной рыночной экономике. Например, избыточная государственная (муниципальная) собственность на жилые помещения возникает в условиях дефицита жилья. Избыточным оказывается не жилье как таковое, а право государственной (муниципальной) собственности на жилье, предоставляемое гражданам на условиях социального найма30.
Важно указать условия,
определяющие, когда и какая часть
публичной собственности
1) имущество, связанное
с производством общественных
товаров и услуг, которые
2) имущество, связанное
с производством частных
Объектом приватизации может становиться только имущество второго вида.
Существуют причины, по которым в условиях сложившейся рыночной экономики государство включается в производство частных товаров и услуг (реализация крупных проектов, например в области энергетики; предотвращение банкротства предприятий, имеющих большое значение для национальной или региональной экономики; неспособность частного капитала своими силами справиться с задачей технической модернизации производства и др.). В этом случае частные товары и услуги приобретают статус условно-общественных. Когда позитивный (модернизационный) эффект производства частных товаров и услуг в виде условно-общественных исчерпывается, тогда возникает множество негативных социально-экономических процессов (появление дефицита государственного бюджета, рост инфляции, усиление бюрократии, рост коррупции, свертывание рыночной конкуренции и общее снижение экономической и социальной эффективности), которые могут быть прерваны или предотвращены приватизацией возникшей избыточной публичной собственности. При этом приватизация способствует укреплению частноправовых и рыночно-конкурентных начал функционирования экономики и носит отраслевой (точечный) характер. Такую приватизацию автор называет традиционной31. Она является исходной для возникновения и понимания другого типа приватизации - трансформационной приватизации, которая осуществляется при переходе от планово-распределительной системы хозяйства к рыночной. Для планово-распределительной системы было характерно превращение практически всех частных товаров и услуг в условно-общественные. Поэтому при переходе к социально ориентированной рыночной экономике возникает системная (общая и многоотраслевая) избыточность имущества на праве публичной собственности. Приватизация приобретает системный, трансформационный характер.
Таким образом, объектом регулирования со стороны приватизационных правовых норм являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием и отчуждением избыточной публичной собственности.
Для осуществления
Статья 217 ГК РФ "Приватизация государственного и муниципального имущества" завершает общие положения о праве собственности и других вещных правах. Она содержит в том числе и те новеллы, благодаря которым "можно считать ГК РФ 1994 г. кодексом российского общества эпохи перехода к социально-ориентированной рыночной экономике"32.
Первый абзац ст. 217
устанавливает, что имущество, находящееся
в государственной или
На первый взгляд приватизационное право возвращает обсуждение правомочий собственника к норме п. 1 ст. 209 ГК РФ, дублируя эту норму и норму п. 2 ст. 209 ГК РФ. При этом создается впечатление, что единственным новым моментом в ст. 217 ГК РФ является отсылочная норма о специальном приватизационном законодательстве. Однако такой взгляд на содержание нормы ст. 217 ГК РФ следует признать не совсем корректным. Если в ст. 217 ГК РФ законодатель и возвращается к правомочиям публичного собственника, то это возвращение приобретает новый смысл: законодатель вводит новый контекст осуществления основных правомочий публичным собственником - "эпоху перехода к социально ориентированной рыночной экономике". Тем самым недвусмысленно подводится черта под прежними правоотношениями и указывается на качественные изменения в праве собственности.