Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика системы функций государства 5-16
1.1. Понятие и виды функций государства 5-7
1.2. Основные внутренние и внешние функции российского государства 8-14
1.3. Формы осуществления функций государства 16-16
Глава 2. Характеристика экономической функции российского
государства 18-40
2.1. Содержание экономической функции 18-19
2.2. Государственное управление предприятиями 21-30
2.3. Институт приватизации в рамках осуществления экономической
функции 32-36
2.4. Осуществление налоговых правоотношений 38-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42-42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44-45
Приватизация как категория вещного права выражает важную особенность главного института вещного права - права собственности: а) единство структуры и характера права публичной и права частной собственности; б) наличие различий в содержании и объеме, а также порядке реализации правомочий двумя разными субъектами права собственности; в) возможность перехода публичного имущества в частную собственность.
В приватизационной модели существуют различия в объеме и характере правомочий у отчуждателя (публичного собственника) и приобретателя (частного собственника). Поэтому возникает проблема экономической и социальной эффективности: после передачи права собственности имущество должно использоваться с не меньшей экономической и социальной эффективностью. Институт приватизации как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих поведение участников отношения по поводу прекращения права публичной собственности на имущество и приобретения его на праве частной собственности, включает в себя нормы, которые прямо или косвенно регулируют проблему эффективности. Пробелы в этом аспекте приватизационного законодательства приводят, особенно в условиях трансформационной приватизации, к серьезным экономическим и социальным потерям.
Сравнение рассматриваемых
моделей позволяет сделать
Приватизация отражает, инициирует и закрепляет становление как нового права частной собственности, так и обновленного права публичной собственности. Именно поэтому приватизация является категорией вещного права.
В настоящее время
возникает потребность в
И в этих условиях предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"33 прекращение бесплатной приватизации с 1 марта 2005 г. для граждан, получивших жилье на условиях социального найма и до этого стоявших в очереди 15 - 20 лет, а также лишение права на бесплатную приватизацию с 1 января 2007 г. граждан, имевших это право по Закону о приватизации жилья, - это явно преждевременный демонтаж того единственного компенсационного механизма, который обеспечивал в какой-либо мере социальное оправдание и социальную приемлемость приватизации как таковой.
2.4. Осуществление налоговых правоотношений
Общеизвестно, что налогообложение выступает важнейшей функцией государства, определяющим условием его суверенитета. При этом в современных условиях в процессе налоговых правоотношений аккумулируется около 90% денежных средств, выступающих финансовым обеспечением функционирования государства, реализации им своих функций. Иные (не налоговые, образующиеся вне налоговых правоотношений) источники формирования публичных (государственных и муниципальных) финансов незначительны. Поэтому правомерно утверждать, что одной из целей установления эффективного нормативного регулирования налоговых правоотношений выступает собственно обеспечение функционирования государства, в том числе в целях признания, соблюдения и обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина34.
Одновременно налогообложение является единственно законной формой безвиновного ограничения такого важнейшего конституционного права, как право собственности. При этом именно и только в процессе налоговых правоотношений определяется как та мера собственности физического лица или организации, которая подлежит изъятию в публичных целях, так и тот объем собственности, ограничение которой не допускается. Таким образом, налогообложение направленно не только на изъятие собственности, но и на обеспечение ее защиты от неправовых посягательств государства. В этом видится общеправовое и конституционное значение налогообложения, а равно общесоциальная ценность налоговых правоотношений.
Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве35.
Налог является объектом, из-за которого стороны вступают в правоотношение налогово-правового характера, а налогообложение в первом приближении может быть охарактеризовано нами как экономический процесс и одновременно - экономическая функция государства, реализация которой и осуществляется в ходе (в результате) налогового правоотношения.
Здесь же необходимо отметить, что проблема установления устойчивой и непротиворечивой системы юридических понятий при правовом регулировании налогообложения (понятийного и категориального аппарата налогового права) имеет наиболее существенное практическое и теоретическое значение. Указанный тезис может быть обоснован нами совокупностью следующих доводов.
Во-первых, выделение основных элементов категориального аппарата налогового права способствует выявлению логики и закономерностей развития всей системы правового регулирования налогообложения, способствует совершенствованию налогового законодательства.
Во-вторых, правовые понятия в налоговом праве (как и в любой другой отрасли юриспруденции) в большей степени нуждаются в аутентичном толковании, которое бы позволило избежать двусмысленности, неясностей и неоднозначности в их понимании. Между тем налоговое право реализуется на стыке частных и публичных интересов, а налогообложение выступает законным процессом ограничения права собственности, поэтому наличие неясностей и двусмысленных налогово-правовых норм неминуемо ведет к нарушениям публичного правопорядка в этой сфере, а равно прав и законных интересов участников налоговых правоотношений.
В-третьих, в настоящее время в условиях перманентной налоговой реформы декларирован принцип постоянного (поступательного) совершенствования норм действующего налогового законодательства. Однако на практике такое "совершенствование" порой замещается "метаниями" законодателя от одной правовой конструкции к другой. Вносимые в акты законодательства изменения порой носят бессистемный характер, высока доля законодательных юридических и технических ошибок. Поэтому особое значение сегодня приобретает необходимость преемственности в используемых терминах и понятиях, а равно - их единства толкования. Ведь использование одних и тех же юридических понятий в различных значениях ведет к утрате этими терминами строгости, определенности и, как следствие, - к нарушению стройности и единства всего понятийного аппарата налогового права.
В-четвертых, указанное выше нарушение стройности понятийного аппарата неминуемо влечет противоречивость правоприменительной практики, и в первую очередь - разночтение в правопонимание содержания налогово-правовых норм налоговыми органами, судами и налогоплательщиками. При этом указанная проблема не всегда может быть снята применением закрепленного в НК РФ принципа "все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика"36.
В-пятых, отличительной чертой правового регулирования налогообложения объективно выступает необходимость самого широкого обращения в актах налогового законодательства к экономической и бухгалтерской терминологии, понятийному аппарату финансовой науки. Между тем большинство таких экономических категорий либо вообще не имели ранее (до их использования а актах налогового законодательства) юридических определений, либо в других отраслях российского права традиционно используются в отличном от их экономического понимания значении, которое для целей налогообложения оказалось неприемлемо.
В-шестых, многие институты,
понятия и термины
Некоторые правовые понятия
для целей налогообложения
Однако имеются и примеры, когда причины таких разночтений не столь существенны, а новые термины в налоговом законодательстве для обозначения устоявшихся в российском праве понятий появились во многом случайно. Иллюстрацией указанному может служить степень принципиальности применения в НК РФ термина "организация" вместо "юридическое лицо". Кроме того, вряд ли найдется вразумительное объяснение, зачем понадобилось в НК РФ именовать термином "банки" и собственно, банки и небанковские кредитные организации. Ведь в банковском законодательстве уже имелся общий для банков и небанковских кредитных организаций термин - "кредитная организация".
В-седьмых, в налоговом праве имеются и узловые, важнейшие понятия, легальные определения которых в законодательстве отсутствуют (например, "налогообложение") либо используются в рамках отрасли в разных значениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая функции государства, целесообразно сделать ряд обобщающих выводов, в частности:
1. Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определённой территории и управляемое органами высшей власти. В узком, собственном, значении государство – это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории38.
2. Определяющим в характеристики
государства как публично-право
3. В целом, содержание,
объём, направление всех этих
функций государства
4. Экономическая функция – одна из основных функций российского государства.
Экономическая функция российского государства при этом включает в себя регулирование таких важных аспектов общественной жизнедеятельности, как, например, налогообложение, распределение бюджетных средств, участие в приватизации, управление государственными унитарными предприятиями и др. Следует отметить неопределенность отдельных аспектов экономической функции государства.
Так, например, налоговое регулирование входит в систему как внутренних, так и внешних функций государства. Осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства, однако представляется возможным говорить и о самостоятельной финансовой функции государства. В различных изданиях она называется по-разному: "функция финансового контроля", "функция налогообложения и взимания налогов" и т.д.
Таким образом, содержание
экономической функции
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ