Юридические права, свободы и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы, которые ставил перед собой автор:
• раскрыть и охарактеризовать такие понятия, как юридическая свобода, субъективное право и юридическая обязанность;
• и изучение механизм защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений. 5
2. Механизм защиты прав, свобод и законных интересов личности по международному праву и российскому законодательству. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список использованной литературы. 44

Файлы: 1 файл

Документ_1.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Первоначально комитетами обсуждались лишь доклады государств- участников на основе представленной информации. Впоследствии, в связи  с тем, что была выявлена необъективность в описании интересующих фактов, принято решение использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.

Согласно имеющимся  международным соглашениям, конвенционные  органы имеют право выносить в  адрес государств «общие рекомендации», «общие замечания», замечания «общего порядка». Это одна из причин невысокой эффективности работы конвенционных органов. Другая причина заключается в недостаточных полномочиях. Многие нормы по правам человека сформулированы в общих выражениях и не имеют конкретных правовых границ.

«Государства не представляют свои доклады в срок, не отвечают на запросы о дополнительной информации, искажают статистику. Сотни различных  решений, рекомендаций, замечаний, принимаемых  как органами ООН, так и конвенционными органами, государствами не выполняются, и контроль за их осуществлением не ведется»17.

Что касается индивидуальных жалоб, по результатам их рассмотрения контрольные органы, созданные в  соответствии с различными Международными соглашениями, высказывают свое мнение относительно соответствия национальных законов и юридической практики, действий или бездействия государственных органов соответствующим международным соглашениям. Рекомендации, вынесенные по индивидуальным жалобам, распространяются на все аналогичные случаи. Следуя рекомендациям, государства корректируют свое законодательство, приводят его в соответствие с международными соглашениями.

Наиболее эффективной, в плане рассмотрения индивидуальных жалоб, считается европейская система защиты прав человека. После ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней 5 мая 1998 года они стали частью национального законодательства России. Российские граждане и все лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации (Конвенция защищает не только права граждан, но и права иностранцев, а также лиц без гражданства), получили возможность строить свою защиту в судах непосредственно на положениях Конвенции и Протоколов, и обращаться с жалобами на решения государственных инстанций ущемляющие их права в Европейский Суд по правам человека.

«Практика обращения  в Европейский Суд российских граждан и лиц, находящихся под  юрисдикцией Российской Федерации, пока существует на первоначальной стадии – формирования, несмотря на то, что в органы Совета Европы поступило уже около 3000 таких обращений. К сожалению, значительное количество этих просьб, по всей видимости, будет отклонено европейскими органами сразу, без рассмотрения жалоб по существу. Дело в том, что при обращении в Европейский Суд необходимо учитывать определившиеся в его практике критерии рассмотрения жалоб, базирующиеся на соответствующих положениях Конвенции и Протоколов и на сложившейся прецедентной базе, а также придерживаться четко установленных правил оформления и направления этих жалоб»18. Европейский Суд по правам человека был создан в соответствии с положениями Статей 19 и 38-56 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Существенные изменения в статут Суда, превратившие его с 1 января 1999 года в единственный и главный орган Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод, были внесены Протоколом №11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». Согласно этому Протоколу, ликвидируется ранее созданная на основе Конвенции Европейская Комиссия по правам человека и ее функции передаются постоянному Суду.

Официальными языками  Совета Европы признаны английский и  французский. Производство в Европейском  Суде ведется на одном из них или обоих. Европейский Суд по правам человека применяет и устное, и письменное судопроизводство. Разбирательство обычно начинается с письменного этапа, в ходе которого должны быть поданы меморандумы и прочие документы, предварительные возражения в отношении юрисдикции, приемлемости и по другим процедурным и юридическим вопросам.

Устная процедура заключается  в слушании, на котором имеют право  выступить заявитель или государство-участник в межгосударственном деле и государство-ответчик. Предусматривается также участие в работе Суда третьих сторон.

Дело может быть прекращено при условии достижения дружественного урегулирования между сторонами  на любом этапе разбирательства. Все постановления являются окончательными и обязательными. За их выполнением следит Комитет министров Совета Европы. Если государство-участник Конвенции не соблюдает свои обязательства, Комитет может принять решение о соответствующих мерах. Статья 8 Устава Совета Европы дает Комитету министров право приостанавливать членство в Совете Европы или даже исключить из Совета Европы государство, виновное в серьезных нарушениях прав человека. На практике эта норма еще ни разу не была применена. В июне и июле 2003 года были приняты поправки к Регламенту Европейского Суда по правам человека, которые вступили в силу в октябре 2003 года. Новый текст Регламента на английском и французском языках есть на сайте Европейского Суда. Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течение двух лет. В соответствии с положениями Статьи 34 Конвенции (формулировка Протокола №11) Европейский Суд может получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения прав одним из государств-участников Конвенции. Государства-участники обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права. За регистрацию заявления не взимается никакой платы и не требуется, чтобы заявитель действовал через законного представителя.

Заявление должно содержать  следующую информацию:

    • фамилия, возраст, место работы, адрес и подпись заявителя;
    • фамилия, место работы и адрес его представителя, если таковой имеется;
    • наименование государства, на которое подается жалоба (жалобы против частных лиц и неправительственных организаций не принимаются);
    • изложение предполагаемых нарушений Конвенции и соответствующих доказательств;
    • цель жалобы и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации предполагаемой потерпевшей стороне или сторонам;
    • изложение аргументов и фактов, на которых основано заявление;
    • подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание заявителем всех внутренних средств защиты и «правило шести месяцев»).

К заявлению должны быть приложены все соответствующие документы, в частности копии решений или постановлений, касающихся объекта заявления.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:

1) неформальная – во  время данной стадии лицо, обратившееся  с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом Суда, то есть:

а) заявителю может  быть выслан формуляр, в том случае, если жалоба была подана в свободной  форме;

б) Секретариат может  сообщить, что данная жалоба может  быть признана неприемлемой, так как  не были соблюдены определенные условия приемлемости или жалоба является явно необоснованной;

2) юрисдикционная –  стадия рассмотрения дела в  соответствии с процедурами Европейского  Суда:

а) Дело поступает для  изучения судье. Комитет, состоящий  из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела на предмет неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя:

а) Комитеты (3 судьи);

б) Палаты (7 судей);

в) Большую палату (17 судей).

В том случае, если Комитет  считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятии его с очереди. Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если Комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу. Большая Палата рассматривает дела: а) по межгосударственным жалобам; б) по индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также может войти в противоречие с предыдущим решение суда; в) при наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения  приемлемым Европейский Суд по правам человека может предложить:

а) дружественное урегулирование;

б) разрешить дело в  соответствии с собственной процедурой. Решением Европейского Суда определяется, было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено. Признаются нарушения права. Присуждается справедливая компенсация за нарушенное право. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.

На сентябрь 2003 года в  секретариате Суда зарегистрировано примерно 16000 жалоб из России. Из них 6000 жалоб  судом признаны неприемлемыми - и  об этом даны ответы заявителям. 160 жалоб коммуницированы России, 18 жалоб признаны приемлемыми. Существуют организации, в основном в Москве, которые оказывают содействие в подготовке жалоб в Европейский Суд по правам человека, такие как, например, Центр содействия международной защите.

 

Заключение

Задачей этой работы было рассмотрение юридических прав и  свобод человека и гражданина.

При выполнении её автор  пришел к определенным выводам, которые  изложил ниже.

Правоотношения это  те же необходимые для существования  людей общественные отношения, только получившие через законодателя и другие правотворческие органы свою юридическую оценку и тем самым взятые под охрану государства.

Объект правоотношения – реальное благо, которым обладает субъект, является первопричиной правоотношения.

Содержание правоотношения характеризуется синтезом фактического и юридического пластов.

Юридический пласт выражается в виде субъективного права (мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством), юридической свободы и обязанности (мера должного поведения, обеспеченная государством).

По вопросам защиты прав и свобод Конституция РФ превосходит  аналоги более детальным рассмотрением  многих принципов, что конечно же защищает права и свободы более  четко, ибо против Конституции открыто  не будет действовать даже Президент. Защита прав и свобод соответствует всем международным соглашениям (то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.

Защита права на равенство  соответствует международным нормам.

Защита права на достоинство  соответствует международным нормам.

В области права на демократию нет прямого закрепления контроля народом действий государственной власти.

Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времени, документом, достойным (в области прав и свобод) международного признания.

При четкой практической реализации всех этих конституционных  принципов, Российская Федерация сможет претендовать на самое свободное  и социально защищенное положение  личности в мире.

 

Список использованной литературы.

  1. Нормативно-правовые акты:
  1. Всеобщей Декларации прав человека.
  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
  2. Конституция СССР 1977 года.

 

  1. Специальная литература:
  1. Гомьен Донна, Харрис Дэвид, Зваак Лео. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. – М. 1998. – 598 с.
  1. Гуслянников Василий Дмитриевич. Европейская система защиты прав человека. – Саранск, июнь 2001.
  2. Медушевский А. Кельзеновская модель конституционного правосудия и изменение конституций в странах Восточной Европы // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. – М. 1999.
  3. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. – М.: НОРМА, 2001. – 584 с.
  4. Права человека: Учебник для вузов / Отв. Ред. – член-корр. РАН, доктор юридических наук Е.А. Лукашева. – М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА», 1999. – 573 с.
  5. Савицкий В.М. Зигзаги судебной реформы // Конституция и закон: стабильность и динамизм. – М., 1998. – С. 116-118; Его же: Судебная защита прав и свобод человека и гражданина // Права человека: Учебник. – М., 1999. – 322 с.
  6. Справочник для правозащитных организаций. Варшава, Хельсинкский фонд по правам человека, 1997. – 160 с.
  7. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. – Уфа: Политграфкомбинат, 2003. – 381 с.
  8. Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. - Казань: Спектр, 2000
  9. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 1999. – 432 с.

1 Конституция СССР 1977 года.

2 Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. - Казань: Спектр, 2000. – С. 280

3 Там же.

4 Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. - Казань: Спектр, 2000. – С. 281

5 Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. - Казань: Спектр, 2000. – С. 282

6 Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 1999. – С. 298

7 Справочник для правозащитных организаций. – Варшава, 1997. – С. 42.

8 Справочник для правозащитных организаций. – Варшава, 1997. – С. 47.

9 Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. – М.: НОРМА, 2001. – С. 155.

10 Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. – проф. Г.В. Игнатенко и проф.О.И. Тиунов. – М.: НОРМА, 2001. – С. 162.

Информация о работе Юридические права, свободы и обязанности