Толкования
Переводы
Книги
Фильмы
3
Энциклопедия юриста
ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ
ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ
(лат. positivus - положительный)
направление в
юриспруденции, сторонники которого
ограничивают задачи юридической
науки изучением позитивного
права.
Возникновение
П.ю. относится к первой трети
XIX в. и было связано с процессами
утверждения промышленного капитализма
в странах Западной Европы. Решающую
роль при этом сыграли процессы
формирования в наиболее развитых
странах национального рынка,
потребовавшие ликвидации пережитков
средневекового партикуляризма, расширения
сферы законодательного регулирования
общественных связей и установления
единого для всей страны правопорядка.
На этой почве сложились ранние
концепции П.ю., для которых были
характерны идеи верховенства
закона как источника права,
отождествление правовых норм
с предписаниями государственной
власти. П.ю. пришел на смену
доктринам естественного права,
господствовавшим в правовой
мысли Западной Европы XVII - XVIII вв..
Начало теоретическому
обоснованию П.ю. положил английский
юрист Джон Остин (1790-1859), последователь
утилитаризма И. Бентама. В
1832 г. он опубликовал книгу
"Определение предмета юриспруденции"
- первую часть своих лекций, прочитанных
в Лондонском университете. Полностью
его "Лекции по юриспруденции,
или философии позитивного права"
были изданы посмертно, в 1863
г. Под влиянием работ Остина
в правовой науке Англии и
США сформировалась школа, получившая
название аналитической юриспруденции.
К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд,
В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.
Предметом юриспруденции,
поОсти-ну, является позитивное право.
Остин не отрицал естественное
право и оценочный подход к
законам, действующим в государстве,
но вывел эти проблемы за
рамки юридической науки. Согласно
его взглядам, существует несколько
видов законов: а) божественные
законы (данный термин представлялся
ему более точным, чем естественное
право); б) законы позитивной морали,
основанные на мнениях (например,
законы чести);
в) позитивные
законы, установленные политической
властью. Эти законы, соответственно,
изучают такие науки, как этика
или деонтология (к ее ведению
относятся вопросы критики позитивных
законов с точки зрения божественного
права), наука морали и юриспруденция.
Задачу юридической науки Остин
видел в том, чтобы построить
систему взаимосвязанных правовых
понятий - источника права, юридической
обязанности, правонарушения, санкции
и т.д. - путем анализа их содержания
и логического объема.
Остин стремился
отделить правоведение от смежных
областей знания, исключить из
юридической науки проблемы этико-философского
порядка. Юриспруденция, писал
он, "имеет дело с позитивными
законами, или законами в строгом
смысле слова, без рассмотрения
того, хороши они или плохи".
Впоследствии эти идеи широко
использовались сторонниками П.ю.,
выступавшими за разграничение
теории права и науки политики
права как самостоятельных юридических
дисциплин.
По учению Остина,
позитивное право состоит из
императивных велений или приказов
суверенной государственной власти.
Право есть "совокупность норм,
установленных политическими верхами".
Его источник - воля суверена (в
Англии суверенитет принадлежит
королю, пэрам и электорату палаты
общин). Как подчеркивал Остин,
суверен не связан принятыми
законами, так как в любой момент
может их изменить - в противном
случае он не суверен. Ограничениями
государственной власти в действительности
служат божественное право и
мораль. В концепции Остина были
разработаны основы императивной
теории права, согласно которой
законы государства обращены
исключительно к подвластным
и не способны ограничить волю
суверена. Международное право, по
этой теории, содержит лишь нормы
морали, поскольку в нем нет
императивных предписаний.
В первой половине
XIX в. идеи П.ю. получили распространение
во Франции, где была проведена
наиболее полная для того времени
кодификация права. Господствующее
положение во французском правоведении
занимали тогда концепции экзегезов
- комментаторов Ко-декса Наполеона
(А. Дюрантон, III. Тулье, Ф. Лоран,
Ш. Демоломб и др.). Отождествив
право с законом, экзегезы свели
задачи юридической науки к
формально-догматическому описанию
и комментированию действующего
законодательства. Результатом их
творчества явились многотомные
постатейные комментарии к Гражданскому
кодексу (А. Дюрантон написал
"Курс французского права в
последовательности статей
Гражданского кодекса"
в 19 томах:
Ш. Демоломб - "Курс
Кодекса Наполеона" - 31 том). Экзегезы
уделяли много внимания анализу
правовых норм, приемам и способам
толкования законов, но крайне
редко обращались к общетеоретическим
и методологическим проблемам
правовой науки.
\'; Сфера распространения
П.ю. Значительно расширилась
во второй половине XIX в., когда
позитивистские доктрины утвердились
в правоведении европейских стран.
К этому же времени относится
зарождение П.ю. в России. Виднейшими
его представителями являлись: в
Гер-мании - Карл Бергбом (1849-1927).
во Франции - Аремар Эсмен (1848-
1913). в России-Габриэль Феликсович
Шершеневич (1863-1912).
П.го. претерпел
в этот период ряд изменений.
Во-первых, позитивисты конца XIX -
начала XX в. стремились расширить
философско-методологичес-кое обоснование
своих концепций,в том числе
за счет положений, воспринятых
из позитивистской философии
и социологии (например, Г.Ф. Шершеневич
социологические методы исследования
ставил в один ряд с догмой
права). Это обстоятельство породило
непрекращающуюся до сих пор
дискуссию о соотношении П.ю.
с философским позитивизмом О.
Конта, Г. Спенсера и др. (ранний
П.ю. не имел связей с позитивистской
философией - ее влияние на догматическую
юриспруденцию прослеживается лишь
с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже
XIX-XX вв. последователи П.ю. отказались
от многих положений императивной
теории права и разработали
концепцию правового самоограничения
государства. Согласно последней,
нормы позитивного права обращены
к самому государству. П.ю. приобрел
тем самым более последовательный
характер. В нем появляются доктрины,
полностью отрицающие естественное
право (К. Бергбом), выделяются
идеи создания "чистой теории
права" (Э. Рогэн, Бельгия). В
связи с этим наметилась тенденция
к сближению П.ю. с концепциями
правового государства и господства
права. В-третьих, принципы П.ю.
с конца XIX в. получают распространение
в науке международного права,
что приводит к отказу от
прежних учений, отождествлявших
право с законами государства.
Со временем в П.ю. утверждаются
идеи так называемого монистического
подхода к праву, т.е. трактовка
международного права и национальных
правовых систем как структурных
элементов единого правопорядка.
Развитие П.ю.
в XX в. глатзным образом было
связано с такими доктринами,
как нормативизм
и лингвистическая теория Г.
Харта. "
Лит.: Зорькин В.Д,
Позитивистская теория права
в России. М., 1978;
Шершеневич Г.Ф.
Общая теория права. В 2-х т. М.,
1995; S h u m a n S.I. Legal positivism, its scope and limitations.
Detroit. 1963; H.L.A. The Concept of Law. 2nd ed. Oxf., 1994;0tt W.DerRechtsposi,tivismus.
Berlin (W.), 1976.
ВоратилинE.A.
ПОЗИТИВИСТСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Основы
юридического позитивизма были
разработаны английским юристом
Остином в его фундаментальном
труде "Чтение по юриспруденции"
(1832 г.). Остин объявлял право, как
и явления природы, реальным, существующим
фактом. Реальность праву придает
государство, которое закрепляет конкретные
нормы в принимаемых им письменных источниках
"в целях руководства разумной сущностью".
По Остину,
право образуют четыре элемента:
приказ, санкция, обязанность исполнения
и суверенная власть. Сущность
же права составляет приказ
власти, адресованный подчиненному
под угрозой применения санкции
в случае его невыполнения. С
учетом такого понимания права
основная задача юридической
науки сводится к анализу позитивных,
принятых государством законов,
иных нормативно-правовых актов,
не вдаваясь в оценки содержащихся
в этих источниках норм с
позиции добра и зла, справедливости
и прочих нравственных категорий.
Таким образом,
юридический позитивизм решительно
порывал с принципами и положениями
теории естественного права. Если
последняя признавала права и
свободы человека первичными
и требовала их непременного
признания государством, то позитивисты,
наоборот, единственным источником
права признавали государство.
Обосновывая предложенное понимание
права и задач правовой науки,
позитивисты подвергли суровой
и основательной критике естественные
права человека и проповедующую
их теорию. По мнению позитивистов,
естественные права представляют
собой не более чем предположения,
гипотезы, являются источником заблуждения
умов.
Признавая
государство единственным источником
действующего права, позитивисты
приложили немало усилий по
разработке правовых средств,
конструкций, способных обеспечить
неукоснительное действие права,
применение принудительных мер
к правонарушителям, и добились
в этом направлении заметных
успехов.
Значительная
часть понятий и принципов
современной теории права была
разработана в недрах юридического
позитивизма. Его несомненной
заслугой является обоснование
таких важнейших принципов теории
права, как:
1) верховенство закона
и наличие иерархической связи
между законами и иными нормативно-правовыми
актами, исключающей наличие в
действующем праве противоречивых
норм;
2) недопустимость
отказа в правосудии по мотивам
наличия в действующем законодательстве
пробелов или неясных норм
права;
3) требование неукоснительного
исполнения действующих законов
государственными органами, гражданами
и иными лицами (принцип законности);
4) подчинение судьи
закону.
Логическое
завершение юридический позитивизм
получил в нормативистской теории
Кельзена (1-ая пол. XX в.). Теория Кельзена
получила название "чистой теории права",
которая стремится описать право таким,
как оно есть, не занимаясь его оправданием
или критикой. Юриста не должны интересовать
внешние связи права с такими явлениями,
как психология, социология, политика.
Юридический
позитивизм, несмотря на ряд отмеченных
достижений в разработке отдельных
проблем правоведения, не сумел
правильно раскрыть сущность
права и впал в неразрешимые
противоречия:
1) понимание права
как совокупности установленных
государством норм права содержит
логическую ошибку в виде определения
неизвестного через столь же
неизвестное.
2) сведение права к
закону, иным нормативно-правовым
актам приводит к утрате всяких
критериев, позволяющих отличать
правовые нормы от голого произвола
государства. С точки зрения
позитивистской теории все законы
фашистского государства являются
правом и законопослушным гражданам
не остается ничего иного, как
терпеливо их выполнять.
3) отрицая существование
права вне закона, в общем и
целом, юридический позитивизм
вынужден признать независимое
от закона существование права
в частном случае, на стадии
правоприменения и реализации.
Советские юристы
вели активную борьбу с юридическим
позитивизмом и нормативизмом,
как и другими буржуазными
правовыми теориями. И тем не
менее их определения сущности
права и теоретические представления
о механизме правового регулирования
оставались по преимуществу позитивистскими.
С небольшими
изменениями это определение
права доминирует и по настоящее
время в российском правоведении.
Юридический позитивизм в
современном правопонимании :
автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
юридических наук.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного
исследования.
Вопросы правопонимания можно
без преувеличения отнести к "вечным"
вопросам в теории права. Попытки
выявить сущность права, найти смысл
такого общественного явления, как
право, увидеть определенные закономерности
в нем продолжаются уже не одно
столетие, эти вопросы, так или
иначе, волновали общество в разные
периоды его развития. Интерес
к феномену права проявляют не
только профессиональные юристы, но и
другие представители гуманитарных
наук, например, философы и социологи.
Этот вопрос не потерял своей остроты
и актуальности до сих пор, поэтому
многие ученые не прекращают исследования
в этой области.
В данной работе рассматриваются
ключевые проблемы основного, во многом
доминирующего сегодня направления
правовой мысли - юридического позитивизма.
Юридический позитивизм как направление
научной мысли рассматривается
на современном этапе правопонимания,
однако для того, чтобы выявить
специфику позитивизма, в работе
также дана характеристика позитивизма
в период его становления и развития. Данная
работа не ориентирована на формирование
собственного определения, понятия позитивного
права, а является попыткой увидеть те
особенности, которые характерны для него
на разных этапах развития, прежде всего
в современный период. В работе нет возможности
рассмотреть особенности позитивизма
в каждой из существующих в настоящий
момент правовых семей, а также проблематику
соотношения позитивизма и международного
права, поэтому основное внимание будет
уделено современному отечественному
позитивизму, а также специфике позитивизма
в англосаксонской правовой семье.