Классовое и общечеловеческое в сущности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы является сущность государства, его классовые и общечеловеческие составляющие.
Данная курсовая работа направлена на решение следующих задач:
- рассмотрение и всестороннее изучение сущности государства;
- выделение из общего понимания сущности государства его классовые и общечеловеческие элементы;
- рассмотрение и изучение классового элемента сущности государства;
- изучение общечеловеческих факторов в сущности государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Происхождение государства и его сущность……………………………….5
2. Классовое в сущности государства………………………………………..18
3. Общечеловеческое в сущности государства………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Происхождение государства и его сущность……………………………….5

2. Классовое в сущности государства………………………………………..18

3. Общечеловеческое в сущности государства………………………………21

Заключение……………………………………………………………………...23

Список используемой литературы……………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим элементом, способом жизни людей является общество. Для  осуществления всякого способа  жизни людей нужен определенный инструмент. Таким инструментом по обеспечению сосуществования людей  является государство. Причем, государство  не в смысле синонима термина «страна», т.е. как сочетания территории, власти и населения, а в смысле именно инструмента при помощи которого общество организует сосуществование своих элементов – людей. За обозримый исторический период этот инструмент изменялся и развивался так, что результат этого развития – современное государство – трудно отождествить с его примитивными формами.

Понятие государства и  его сущности многогранно. Так, государство  можно определить как инструмент, при помощи которого общество организует сосуществование своих элементов  – людей, то есть провозглашает и обеспечивает им элементы внешней свободы [ 11, 112 с.].

Государство – это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории [ 3, 87 с.].

В современном обществе во многих аспектах жизни, будь то социальная сфера или бизнес, очень важна  роль государства, которое выступает  гарантом соблюдения прав и свобод населения.

Вышеизложенное обусловливает  актуальность изучения государства, его  функций, признаков и сущности как  таковой.

Кроме того, изучение сущности государства занимает одно из ведущих  мест в системе юридических наук и имеет методологическое значение для всех направлений научной  мысли, в той или иной  степени затрагивающей проблемы государства и права, выполняя как академическую, так и прагматическую, сугубо практическую роль. 

Актуален вопрос о необходимости, так называемой, «корректировки»  укоренившихся в сознании юристов, политиков, психологов, философов, социологов и специалистов в области других общественных наук представления о  государстве, праве, политике, демократии лишь в качестве «чисто» классовых  явлений, институтов и учреждений тогда как они имеют наряду с классовыми многие другие цели и интересы, в том числе и общечеловеческие.

Предметом данной курсовой работы является сущность государства, его классовые и общечеловеческие составляющие.

Данная курсовая работа направлена на решение следующих задач:

- рассмотрение и всестороннее  изучение сущности государства;

- выделение из общего  понимания сущности государства  его классовые и общечеловеческие  элементы;

- рассмотрение и изучение классового элемента сущности государства;

- изучение общечеловеческих  факторов в сущности государства.

Поставленные задачи будут  решены посредством сбора, систематизации и всестороннего изучения теоретического материала, касающегося сущности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение  государства и его сущность

 

Для того, чтобы более полно разобраться в сущности государства необходимо изучить процесс его происхождения. То есть, необходимо представлять в каких условиях возникали первые государства, под влиянием каких факторов происходил этот процесс, ведь все это в той или иной мере оказало определенное воздействие на сущность государства, его признаки и функции. Для более полного и всестороннего рассмотрения данного вопроса необходимо изучить основные теории происхождения государства.

К основным теориям происхождения  государства относят:

1. Теологическая – Бог создал государство (Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др.);

2. Патриархальная – государство как продукт развития семьи (Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.);

3. Договорная – государство как продукт соглашения между людьми (Гоббс, Руссо, Радищев и др.);

4. Теория насилия –  государство возникло в результате  военно-политических факторов (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.);

5. Органическая теория  – государство как специфическая  разновидность биологического организма (Спенсер, Вормс, Прейс и др.);

6. Материалистическая теория  – государство как продукт  социально-экономического развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.);

7. Психологическая теория  – государство возникло в силу  особенностей человеческой психики  (Петражицкий, Фрейд, Тард и др.) [ 6, 157 с.].

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Её основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 – 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.) [ 8, 110 с.].

По мнению представителей данной доктрины, государство –  продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна  и незыблема, зависима главным образом  от религиозных организаций и  деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему [ 2, 299 с.].

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др [ 8, 110 с.].

Эти учёные обосновывают тот  факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению  семьи. В последующем развитие и  разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счёте к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признаётся божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться  государю. Всякое сопротивление такой  власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни [ 5, 76 с.].

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершённом виде в XVII – XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В

итоге, у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение [ 8, 111 c.].

Так, государство имеет  право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и  т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ними даже путём свержения [ 15, 59 c.].

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX века в трудах Е. Дюринга, Л. Каутского и др.

Причину происхождения государственности  они видели не в экономических  отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племён другими. Для управления завоёванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство [ 12, 92 c.].

Государство – "естественным" образом (т.е. путём насилия) возникшая  организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы (данная теория в какой-то мере отражает классовую составляющую в сущности государства). Завоеватели превращали покорённых в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила [ 8, 111 c.].

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство –  это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом [ 16, 193 c.].

К представителям материалистической теории происхождения государства  относят Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами [8, 112c.].

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счёте и привёл к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых (классовое в сущности государства) [ 7, 150 c.] .

Важнейшим последствием появления  частной собственности выступает  выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство, которое служит, прежде всего, как инструмент проведения воли

имущих.

Таким образом, государство  возникло преимущественно в целях  сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также  в целях обеспечения существования  и функционирования общества как  целостного организма [ 8, 112 c.].

Среди наиболее известных  представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать [ 1, 204 c.].

Причины происхождения государства  заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые  не согласны с властью, проявляют  те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство  необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей  в подчинении, послушании, повиновении определённым лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения [ 8, 113 c.].

Однако роль психологических  свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий [ 10, 115 c.].

Информация о работе Классовое и общечеловеческое в сущности государства