Классовое и общечеловеческое в сущности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы является сущность государства, его классовые и общечеловеческие составляющие.
Данная курсовая работа направлена на решение следующих задач:
- рассмотрение и всестороннее изучение сущности государства;
- выделение из общего понимания сущности государства его классовые и общечеловеческие элементы;
- рассмотрение и изучение классового элемента сущности государства;
- изучение общечеловеческих факторов в сущности государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Происхождение государства и его сущность……………………………….5
2. Классовое в сущности государства………………………………………..18
3. Общечеловеческое в сущности государства………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.80 Кб (Скачать файл)

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий "власть–собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство  может считаться собственностью определённого правителя, ведь он в  какой-то мере владеет, пользуется и  распоряжается (особенно в эпоху  абсолютизма) практически всем, что  находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя [ 8, 114 c.].

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное  проводить в подобных условиях жёстко централизованную политику, выступает  в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно  управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных  систем происходили в регионах образования  первичных городов-государств: в  Месопотамии, Египте, Индии, Китае и  др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п..

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий  на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных  для ведения сельского хозяйства  регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим  конкретного государства до крайних  деспотических форм [ 4, 198 c.].

Теперь рассмотрим сущность государства. Сущность - это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет все его стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности.

Сущность явления остается неизменной, хотя некоторые его характеристики могут меняться в процессе исторического развития. Сущность всех государств едина. Однако она не лежит на поверхности, скрыта в глубине явления, до нее нужно добраться.

Понятие сущности государства  очень многогранно, поэтому в  юридической науке существует огромное количество подходов и мнений по этому вопросу.

Так, государство можно  определить следующим образом - это  выделившаяся из общества и обусловленная  его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой [ 11, 69 c.].

Государство характеризуют  следующие признаки, отличающие его  как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не  совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей,  займов (выступая основной доходной  частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не

производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление  населения (государство объединяет  своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство);

4) право (государство не  может существовать без права,  так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество  (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное  применение силы, физического принуждения  (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые  связи с населением, проживающим  на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определёнными  материальными средствами для  проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное  представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее  государству верховенство на  своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная ит.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных  символов – герба, флага, гимна.  Символы государства призваны  обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д [ 8, 115-116 c.].

Кроме того, государство  можно определить следующим образом  – это инструмент, при помощи которого общество организует сосуществование  своих элементов - людей, то есть провозглашает и обеспечивает им элементы внешней свободы [ 9, 209 c.].

И такое понимание сущности государства вовсе не является новым. “Если бы люди могли мирно и тихо жить вместе, не объединяясь под властью определённых законов и не образуя государства, то не было бы никакой необходимости ни в правителях, ни в политике, которые созданы лишь для того, чтобы в этом мире охранять одних людей от обмана и насилия других” -, сказано Д. Локком ещё триста лет назад [14, 48 c.]. Кстати, такое (наше) понимание государства в точном смысле использовано в статье 2 и косвенно в статье 18 действующей Конституции РФ.

Рассматривая государство  как инструмент, организующий сосуществование людей, нельзя игнорировать и такую его функцию, как организация подавления. Кроме того, необходимо четко представлять и понимать, как существуют данные функции – обособленно друг от друга или, как это пытаются представить некоторые современные авторы, они находятся в неразрывном единстве?

Действительно, с момента появления рабовладельческого строя и по

сегодняшний день обе эти  функции сопутствуют друг другу. Но достаточно

вспомнить, что до его  появления, а это весьма значительный исторический срок, функции подавления одного класса другим не существовало, а функция организации сосуществования существовала. Классов не было, и подавлять или обеспечивать господство не было необходимости. Уже одного этого исторически бесспорного факта достаточно для того, чтобы определить, какая из функций является понятиеобразующей, а какая сопутствующей. Хотя и этот вопрос о подавлении кого-либо кем-либо до возникновения классового общества не так очевиден. Вряд ли, действительно до рабовладения никто никого не подавлял. Скорее всего и тогда некоторые группы (касты, элиты, жрецы, богачи и т.п.) властвовали над другими группами (подавляли их). А патриархат - матриархат? Разве это не подавление одной группы другой? Тем не менее, очевидно одно - даже в те стародавние времена сосуществование как-то было организовано.

Но, кроме этого, есть и  еще один важный аргумент. За тысячу лет с момента торжества феодализма и по сегодняшний день более 99% времени люди (конкретные люди) жили спокойно от революций, от возмущений по поводу того, что один класс угнетает другой. Каждая такая революция, возмущение захватывала своим воздействием незначительную часть ареала обитания человека и на очень незначительное время. Все остальные части этого ареала во все остальное время жили спокойно. Живут они спокойно и сейчас. “Угнетённые” классы участвуют в управлении государством – механизмом их угнетения. Может быть, все люди чего-то не понимали и не понимают? Может быть, они считают свои страны свободными от угнетения, от несправедливости? Думается, что нет. Не это является главной причиной, почему люди на протяжении тысячелетий и сейчас соглашаются мириться с существовавшими и существующими несправедливостями государства. Главной причиной такого положения вещей является понимание людьми того, что государство при всём его несовершенстве, при всех его несправедливостях является для них единственным инструментом по организации их собственного сосуществования. И эта его функция является столь ценной (бесценной), что понимание именно этого заставляет их мириться со всеми побочными эффектами, сопутствующими функционированию этого инструмента, например, со всеми случаями излишнего сокращения их внешней свободы. Со временем и по возможности люди стараются от этих побочных эффектов избавляться, в чём, в частности, и состоит общественное развитие.

Сущность государства  нельзя связывать ни с принуждением, ни с эксплуатацией, ни с какими-либо подобными, часто действительно сопутствующими функционированию государства обстоятельствами. До тех пор, пока человек будет представлять собой общественное существо, склонное выходить за границы своей внешней свободы, без государства обойтись просто не удастся. При таком понимании сути вещей теоретическую возможность отмирания государства можно допустить только в двух случаях. Во-первых, в случае, если люди захотят и научатся жить по отдельности, не вступая в контакт друг с другом, т.е. не образуя общества. Во-вторых, в случае, если природа человека так усовершенствуется, что не останется людей, склонных выходить за границы своей внешней свободы.

Реализация обоих этих условий настолько маловероятна, настолько отдалена по времени от сегодняшнего дня, что можно уверенно сделать вывод: государство существует и будет существовать ещё очень долго, до тех пор, пока существуют люди [ 9, 211-212 c.].

 

 

 

 

 

 

2. Классовое в сущности государства

 

При рассмотрении сущности государства важно учитывать  два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона) [ 4, 35 c.].

Информация о работе Классовое и общечеловеческое в сущности государства